Внедрение новых технологий на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний
Основной целью модернизации всей системы образования является – повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Основной целью работы школы является: успешность и здоровьесбережение подрастающего поколения.
Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Становление и развитие гражданского общества рождает острую необходимость в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью.
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.
Главное в системе работы с детьми — личностное развитие ученика, реализация ребенка на максимальном для него уровне. Обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения программного материала, осознанное обучение, преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями.
Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения — проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации, какие существуют подходы к организации учебно-воспитательного процесса для ребенка?
Во-первых, на помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о деятельности.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Проектное обучение — это «путь замысла или способ планирования». Поэтому учителю важно развивать способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.
Реализация исследовательского метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В классе создается исследовательская мастерская, в которой ученики из моно предметной области переходят в смежные интегрированные образовательные области, что позволяет предметнику осуществлять межпредметную интеграцию (история и литература, МХК и литература, ИКТ и литература, ИЗО и литература, страноведение и литература и т.д.), а также вести преподавание предмета в логике ЕГЭ (включая КИМы в исследовательскую деятельность), организовывать научные общества и проводить апробацию исследовательской работы и в форме воспитательных мероприятий, как классные часы, общешкольные интеллектуальные конкурсы, спектакли, издание газет и т.д.
Предполагается, что подобная модель организации учебного процесса будет воспитывать у учащихся исследовательские компетенции (под которыми понимается готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию), позволяющие лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности. Метод проектов в образовательных областях «Литература», «Зарубежная литература» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу исследовательского проектирования.
Сегодня и в нашей школе широко применяются ИКТ, например, кабинет русского языка оснащен необходимым оборудованием для интенсивного применения ИКТ. Важно не само по себе использование ИКТ. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). Например, использование компьютерных словарей на уроках русского языка и литературы может повысить плотность урока. Мультимедийный проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом для подготовки выступлений учителей и учащихся. С помощью проектора урок становится не только более наглядным, но и насыщенным, плотнее. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса.
Система образовательного процесса, включает в себя проблемное обучение, широкое использование метода проектов, активное включение ИКТ в учебную деятельность, позволяет перейти от языковой компетентности учащегося к его ментальной идентификации, духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности.