СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа как эффективное средство повышения мотивации в изучении английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Внеклассная работа  по предмету - хорошее подспорье в работе учителя. За многие годы работы  в школе проведено ни одно мероприятие. О роли внеклассной работы, которая даёт положительные результаты в обучении английскому языку делюсь с коллегами.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа как эффективное средство повышения мотивации в изучении английского языка»

Внеклассная работа

как эффективное средство повышения мотивации в изучении английского языка


учитель Балова Т.Б.

















Замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков

В.А. Сухомлинский

Очень трудно представить работу любого учителя – предметника без вовлечения своих учащихся во внеклассную деятельность.

Внеклассная работа с учащимися позволяет творчески работающему учителю реализовать многие свои идеи и задумки.

Общеизвестно, что внеклассная работа способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения. Доказано что, целенаправленная и систематически организованная внеклассная работа помогает воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка.

Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично — добыто на всю жизнь.

Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой.

Большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

  1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

  2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

  3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.

  4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы.

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций.

Для выявления круга интересов  учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков.

Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу.

Учитель ИЯ должен в своей внеурочной работе ориентироваться и на специфику предмета, и на региональные особенности, и помнить главное — и воспитание, и развитие учащегося должно осуществляться, прежде всего, через предмет.

Внеклассная работа — это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий.

Внеклассная работа, тесно связанная с урочной, помогает учащимся увидеть истинные возможности ИЯ и убеждает их в том, что они изучают ИЯ «не для школы, а для жизни».

Создавая у учащихся положительные эмоции, ВР способствует мотивации учения, т.е. формирует у учащихся потребность в изучении предмета.

Целью внеклассной работы является создание условий для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения в единстве с обязательным курсом

В процессе осуществления ВР могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные (образовательные), развивающие и обучающие (практические).

1. Развивающая цель — развивать у учащихся память, внимание, абстрактное мышление, способность сосредоточиться.

2. Воспитательная цель — воспитывать у учащихся умение работать в команде, взаимопомощь, уважение к традициям других стран.

При проведении страноведческого вечера:

1. Познавательная (образовательная) цель — углубить знания учащихся о…

2. Обучающая цель — совершенствовать умения говорения и аудирования; совершенствовать произносительные навыки.

Как видим, сочетание целей — явление динамичное, непостоянное, зависящее от многих факторов, однако учитель должен четко осознавать и формулировать цели, поскольку именно цели влияют на содержание и выбор формы проведения мероприятия.

Что касается задач, внеурочная работа по предмету решает две главные задачи:

2) организация свободного времени учащихся с целью их общего развития и воспитания.

ВР способствует расширению языковой среды. Если ВР сопровождает весь курс обучения ИЯ в школе, она успешно создает т. н. близкую мотивацию, поскольку создаются условия для применения знаний, навыков и умений, приобретенных на уроке.

Актуальная действительность постоянно рождает новые формы, которые с успехом можно использовать при проведении ВР по ИЯ, например, из практики телевидения пришли в школу «Звездный час», «Поле чудес», «КВН», «Умники и умницы» и др. За счет появляющихся новых форм учитель ИЯ может расширить свой арсенал средств ВР.

Замечено, что авторитет предмета, престиж ИЯ в школе, находится в непосредственной зависимости от качества ВР. Там, где она проводится ярко и результативно, предмет ИЯ ценится учащимися.

предлагать содержание с некоторым опережением, то, чем еще предстоит овладеть на уроках. Л.С. Выготский, русский психолог, которому принадлежат эти термины, писал: «…только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» («Мышление и речь», Собр. Соч., т. 2, стр. 250 — М., 1982). Это положение как нельзя лучше относится к ВР.


Материал для ВР должен быть интересным и может быть труднее, чем материал обязательного курса.

Когда мы говорим о ВР по ИЯ, то имеем в виду не только учителя ИЯ. Чтобы осуществлять ВР на высоком уровне, учитель должен работать в тесном контакте с другими предметниками — учителем рисования, труда, музыки. Целесообразно привлекать к ВР и родителей, среди них есть очень интересные и талантливые люди.

Основные отличия ВР от учебной работы

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы совпадают, в содержании и в формах проведения последней наблюдаются существенные отличия.

1. Добровольный характер участия учащихся . Учащиеся решают вопрос об участии во внеклассных мероприятиях в соответствии со своими интересами и желанием узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с определенными целями.

Поэтому учитель должен своевременно обнаружить заинтересованность учащихся в определенных видах деятельности и тем самым пробудить интерес к ней.

2. Отсутствие строгой регламентации в отношении времени, места, формы проведения внеурочного мероприятия, Нет строгого учета ЗУНов, оценок в баллах. Проверка результатов ВР осуществляется в форме отчетных концертов, вечеров, в выпуске стенгазет, стендов, радиопередач и т.п.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений, т.е. в основе ВР лежит самоуправление школьников. Именно учащиеся являются субъектами ВР: она проводится ими для самих себя. Именно желания и интересы учащихся являются определяющими при выборе форм и содержания ВР.


Методические требования к ВР по ИЯ

Указанные выше особенности внеурочной работы по предмету находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию

1. Органическая связь урочной и внеурочной работы . Эта связь может быть двусторонней. ВР опирается на работу в классе, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались ЗУНами, полученными на уроке возможно полно, развивая и совершенствуя их . Таким образом, ВР может оказать влияние на учебную деятельность учащихся.

Внеурочное общение учащихся на ИЯ в какой-то мере приближается к естественно-мотивированному пользованию им. Чтобы это требование было реализовано более полно, необходимо соблюдать следующие условия:

а) тематика и последовательность изучения учебного языкового материала должны способствовать его использованию не только на уроке, но и вне его. Учебники по немецкому языку, обладая избыточностью материала, позволяют комбинировать материал в новых ситуациях общения и в новых темах в ходе ВР в пределах программных требований;

б) введение некоторого количества нового языкового и речевого материала необходимо, потому что это позволяет обогащать индивидуально-речевой опыт учащихся в ИЯ. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать внеклассные мероприятия большим количеством нового материала — это снижает интерес учащихся к такого рода занятиям (кружок, конкурсы и др.) в силу трудностей.

2. Обязательность в выполнении поручений , добровольно взятых на себя учащимися, напр., в кружке, при подготовке концерта и т.д. Без этого невозможно выполнение следующего требования.

3. Целенаправленность и регулярность внеурочных занятий в соответствии с особенностями видов работы: еженедельной, ежемесячной, раз в две недели, раз в полугодие и т.д.

Из моего опыта по внеклассной работе


За многолетнюю педагогическую деятельность для меня внеклассная работа всегда оставалась одним из составляющих элементов успешного профессионального самоудовлетворения и достижения определенных успехов на учительском поприще.

В моей методической копилке накопилось много интересного материала, который помогает поддерживать мотивацию изучения предмета у учащихся, раскрывает и развивает индивидуальные особенности многих из них. Всегда востребованы и с большим энтузиазмом проводятся интеллектуальные и развивающие лингвистические игры и конкурсы среди учащихся.