СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внеклассная работа как фактор развития творческих способностей личности».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Для развития детей внеклассная работа обладает богатым творческим потенциалом. Это дает ребенку свободу и право выбора вида деятельности, занятия в соответствии со своими интересами и склонностями.

Просмотр содержимого документа
««Внеклассная работа как фактор развития творческих способностей личности».»

Доклад на тему:


«Внеклассная работа как фактор развития творческих способностей личности».

Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного развития российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Современное российское общество нуждается в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за все, что происходит вокруг. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Уровень сформированности творческой личности в современном обществе, должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы. На выполнение этой задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания единого учебно-воспитательного процесса, его организационных форм, учебно-методического и научного обеспечения.

В системе образования России очень активно развивается сфера внеклассной работы в школе. У нее прочный фундамент и замечательные традиции внеурочного образования, внеурочного воспитания и внеурочной работы с детьми. Для развития детей внеклассная работа обладает богатым творческим потенциалом. Это дает ребенку свободу и право выбора вида деятельности, занятия в соответствии со своими интересами и склонностями. По сравнению с другими образовательными сферами внеклассная работа имеет ряд преимуществ:

- «выравнивает» стартовые возможности личности;

- способствует выбору ребенком индивидуальной образовательной траектории;

- обеспечивает ребенку «ситуацию успеха»;

- способствует реализации ребенком своих способностей и интересов. Внеклассная работа расширяет поле социализации ребенка, имеет разные направления деятельности, выходит на другие сферы: семьи, общения и отношения, социальной помощи и социальной защиты, молодежной политики, здравоохранения, безопасности и охраны общественного порядка, образования, культуры и спорта, производства. 

России, как и любому государству, необходима социально активная личность. И поэтому передо мной возникла проблема, как я могу помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты учащихся.

Для решения данной проблемы я наметила следующие пути:

1. Создание условий для развития творческих возможностей учащихся.

2. Использование творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального или коллективного решения, умения реализовать своё «Я» и способствует развитию творческих способностей школьников.

Взаимопроникновение основного и дополнительного образования ставит целью создание единого педагогического пространства, в котором происходит духовно-нравственное развитие, образование и оздоровление через музыкальное творчество самих детей. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик, воспитанник нашел свою нишу, в которой он не только бы получал, добывал знания, но и соприкасался с явлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве. При этом каждый может проявить познавательную активность, навыки самопознания, само презентации. В этом плане продуктивной моделью культурно творческого образования и является дополнительное образование.

Внеклассная работа тесно связана с каждой ступенью обучения. Главная его цель выявить зависимость познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития учащихся от умения педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возможностями и потребностями школьников. 

Участие в творческих объединениях каждого ребенка осуществляется с учетом его возраста, заболевания, интересов, особенностей чувственного развития. Вместе с ощущениями у ребенка возникает цепная реакция процессов психической деятельности, появляется целый мир образов, понятий и переживания, которые возбуждают движение, активную мыслительную деятельность. Все это в целом, несомненно, положительно влияет на образовательную деятельность и является значимым условиям оптимизации педагогического процесса. Можно с уверенностью сказать о том, что многие предметы учебного плана (основного образования) дополняют программы блока внеклассной работы.

   Характерным для дифференциации внеклассной работы является выделение ее направленности на максимальное развитие каждого ученика, создание  ему комфортных условий.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что для тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Целью своих занятий считаю, всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

  1. Накопление впечатлений.

  2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.

  3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные.

  4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.


Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:

  1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения.

  2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровые импровизации, диалога, наблюдения, сравнения.

  3. Формирование знаний, умений и навыков.


Дети на самом деле все время действуют, творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.

Творчество детей на занятиях детского объединения понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. «Сыграй, спой, станцуй, скажи, как ты хочешь» - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

Развивать творческие способности детей – значит развивать их воображение. Так же хочется отметить, что творчество детей базируется на ярких впечатлениях.

Работа по раскрытию и активизации творческих возможностей вплетается в обычное занятие, сочетается с пением, изучением нового материала и другими формами.

Все формы занятий должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.



Практикую разнообразные формы организации внеклассной и внешкольной работы, что позволяет учащимся оптимально раскрывать свои индивидуальные творческие способности. В 1999 году организовала разновозрастной вокально - хоровой коллектив «Росинка» для школьников 1-11 классов. Данный коллектив является для детей местом духовного обогащения и душевного общения. Кроме пения в вокально – хоровой работе использую импровизацию /ритмическую, вокальную, хоровую и пластическую/, ритмические многоголосные упражнения, в том числе и с простейшими музыкальными инструментами. Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации, предполагающая демократические и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, даёт хороший развивающий эффект, а впоследствии позволяет освоить и абсолютную нотацию, в том числе со слабослышащими детьми /Волова Екатерина. 6-в класс/. Дети, занимающиеся в коллективе, принимают активное участие в проведении праздников, концертов, конкурсов в школе, городе и области, сотрудничают с городским хором ветеранов ВОВ и труда

Система внеклассной работы с учащимися, позволяет выявить музыкально одарённых детей и организовать совместную деятельность по подготовке к различным мероприятиям.

Использую передовой педагогический опыт работы с «гудошниками» Д.Е.Огороднова, организация вокально – хоровой работы /В.С.Попова, Г.А.Струве, А. Пономарёва/, систему ритмических упражнений К.Орфа, и др.. Имею опыт работы, по организации педагогического руководства разнообразными видами детской музыкальной деятельности: хоровой, сольной, коллективно – инструментальной, музыкально – пластичной и др. В своей практике широко использую опыт работы педагогов В.Н.Шацкой и Н.Л.Гродзенской.

Внеурочную деятельность по предмету также организую через созданную мной в 2009 городскую общественную организацию, ДЮКАП /детско – юношеский клуб авторской песни/ «Роза ветров», в котором занимается около 20 учащихся. Основной целью деятельности данного клуба является создание условий, способствующих гармоничной адаптации молодёжи в окружающем мире. В клубе ребята не только учатся играть на гитаре и исполнять песни, но также могут себя самореализовать в качестве авторов – исполнителей. Клуб тесно сотрудничает с другими клубами области: детско – юношеский клуб «Гравицапа» /г. Мурманск/, клуб самодеятельной песни «Хибины», /г. Кировск/, клуб самодеятельной песни «Пять углов», /г.Мурманск/.

В 2014/15 учебном году был организован детский школьный оркестр, который состоит из учащихся владеющих музыкальными инструментами /синтезатор, гитары, скрипка, виолончель/, а также желающими освоить новые инструментами /аккордеон, ударные инструменты/. Оркестр с успехом выступал на школьных и городских праздничных мероприятиях: концерты, посвящённые дню Учителя, «Вам, милые женщины»/8 марта/, общественная экспертиза качества лицейского образования.

Свое выступление хочу закончить словами Б.В.Асафьева:

«Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большой интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает».