СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа учителя по предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.
Эта работа позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор, и имеет огромное воспитательное значение в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нестеровский лицей»
Внеклассная работа по технологии
как средство развития познавательного интереса у школьников
Анненко Нина Александровна,
учитель технологии
2020 год.
Оглавление
Стр.
Введение 3
Глава 1. Внеклассная работа как форма организации обучения в школе.
1.1. Сущность внеклассной работы. 5
1.2. Цели, задачи и функции внеклассной работы. 6
1.3. Специфика и содержание внеклассной работы. 8
1.4. Формы, методы и средства. 10
1.5. Особенности и организация внеклассной работы. 11
Глава 2. Методика кружковой работы по технологии.
2.1. Типы кружков технического творчества. 14
2.2. Рабочая программа кружка «Умелые ручки» 18
Заключение 35
Список литературы 36
Введение
Актуальность: изучение проблемы организации внеклассной работы в настоящее время обусловлена тем, что этот вид учебной деятельности органично входит в учебно-воспитательный процесс, который в современном этапе школьного образования имеет свои особенности.
Объект исследования: внеклассная работа в современной школе.
Предмет исследования: методика организации внеклассной работы по технологии.
Цель исследования: изучить методику организации внеклассной работы, её роль в развитии познавательного интереса у школьников; разработать методику проведения кружка по технологии «Умелые ручки».
Задачи исследования:
раскрыть роль и значение внеклассной работы в развитии и воспитании учащихся;
определить формы, методы и средства внеклассной работы;
раскрыть методику организации внеклассной работы по технологии (на примере внеклассной работы МБОУ «Нестеровский лицей», дер. Нестерово, Рузский район, Московская область)
разработать методические рекомендации по проведению кружка по технологии «Умелые ручки»
раскрыть сущность внеклассной работы;
охарактеризовать специфику внеклассной работы.
Методы исследования:
теоретический, методический анализ литературы;
методы практического исследования, включающие наблюдения, беседы и др;
анализ внеклассной работы в МБОУ «Нестеровский лицей», дер. Нестерово, Рузский район, Московская область)
Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа учителя по предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.
Эта работа позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор, и имеет огромное воспитательное значение в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.
В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе.
Внеклассная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания в области технологии, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению традиций и культуры своей страны и других стран.
В последние годы в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся в школах стали больше внимания уделять организации внеклассной работы, в том числе и по технологии.
Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями являются своевременными и целесообразными.
Глава 1. Внеклассная работа
как форма организации обучения в школе.
1.1. Сущность внеклассной работы.
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная работа обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Рассмотрим эти возможности.
Во-первых, разнообразная внеклассная деятельностьспособствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень социализации выше.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое "один за всех, все за одного", "чувство локтя". В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке
1.2. Цели, задачи и функции внеклассной работы.
Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;
в) чувством собственной значимости.
Положительная "Я-концепция" является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. "Трудные" дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной "Я-концепции" сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого, то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, самостоятельно организовывать ее.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями.
5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеурочной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса
Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы.
Цели и задачи внеклассной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.
Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция.
Развивающая функция внеклассной работы заключается в развитии психических процессов школьника, в развитии индивидуальных способностей через включение детей в соответствующую деятельность, в развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив повышенный интерес ребенкак чему-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т.е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.
Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.
1.3. Специфика и содержание внеклассной работы.
Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.
Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:
- во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к разуму ребёнка через эмоции);
- во-вторых, в содержании определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные походы, сюжетно-ролевые игры); умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть "Клуб почемучек", "Турнир любознательных", "Что? Где? Когда?", экскурсии в музей, на производство, посещение разнообразных выставок и т.д.
Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как "Игроград", "Огонек", "Юморина", "День варенья", дискотеки и пр. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта - познавательный и развлекательный. Например, "Поле чудес", "Занимательная... (математика, история, география и т. д.)", конкурс фантазеров, викторины, "Вечер загадок" и пр.
Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.
Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного, обслуживающего. Для педагога представляет определенные трудности организация трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того воспитательного результата, который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность школьников. Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Трудолюбие, трудовые умения и навыки формируются в мастерской Деда Мороза, кружках "Иголочка и ниточка", "Шпунтик и Винтик", "Книжкиной больнице", ремонтной мастерской класса, при регулярном проведении Дня чистоты. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу, работу по облагораживанию своего города и т. д.
Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, дизайн-клуб.
Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:
1. Традиции и особенности школы.
2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то и во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздействовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельности будет педагог, любящий спорт.
1.4. Формы, методы и средства.
Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).
Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из литературы, - "Тимуровская, шефская работа", или из телевидения: КВН, "Что? Где? Когда?", "Угадай мелодию", "Поле чудес", "Огонек" и др.
Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать качество воспитательной работы. Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.
Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы. Например, выбрав общеклассное занятие "Человек и космос", направленное на развитие познавательного интереса, развитие кругозора детей, педагог может использовать такие методы: беседа с детьми с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу; поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа); метод игры будет применяться в различных вариантах: элемент сюжетно-ролевой игры, когда с помощью специальных игровых атрибутов (космического "шлема", "ракеты") одного из детей отправляют в "космос" и просят описать, что он видит; составление "плана полета", когда дети должны перечислить те виды работ, которые выполняют космонавты; расшифровать загадочные письмена, оставленные на далекой планете (метод приучения в данной форме направлен на приучение детей к работе в группе через четкое распределение обязанностей), и т. д.
В качестве средств на этом общеклассном занятии выступают: оформление класса (карта звездного неба, портреты космонавтов, фотографии из космоса); музыкальное оформление ("космическая музыка", записи переговоров космонавтов, запуск космического корабля), игровые атрибуты, схема Солнечной системы, видеоматериалы, "послание чужой планеты", книги о космосе, рекомендуемые детям.
1.5. Особенности и организация внеклассной работы.
Итак, рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:
1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.
2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
4. Отсутствие жесткого контроля за результатами внеклассной работы.
Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
5. Внеклассная работа осуществляется во внеучебное время.
6. Внеклассная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
Исходя из особенностей внеклассной работы, назовем определяющие требования к её организации.
1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели.
2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.
3. Во внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. У педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата, ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.
4. Педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего, как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.
5. При организации внеклассной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.
Для того чтобы данные требования могли быть реализованы в практической деятельности необходимо определить последовательность организации внеклассной работы.
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
2. Моделирование предстоящей внеклассной деятельности.
3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной работы в реальном педагогическом процессе.
4. Анализ проведенной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.
В индивидуальной внеклассной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности - достигается через формирование у ребенка положительной "Я-концепции" и развитие разнообразных сторон его личности, индивидуального потенциала.
Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности.
Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности ("Не навреди!"), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:
1. Полное принятие ребенка, т.е. его чувств, переживаний, желаний. Очень важно учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять - не значит согласиться.
2. Свобода выбора. Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.
3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия - умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность - умение быть самим собой, доброжелательность и искренность.
Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.
Глава 2. Методика кружковой работы по технологии.
2.1. Типы кружков технического творчества.
Придя на работу в школу, учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету. Во-первых, надо составить ее план; во-вторых, определить кружок, который он может создать, сообразуясь со своими склонностями, возможностями и интересами учащихся; в-третьих, продумать, какие индивидуальные, групповые и массовые мероприятия можно провести с целью развития у школьников интереса к технике и труду.
Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Специфика педагогического руководства заключается в осуществлении воспитательного влияния на жизнь школьников, их деятельность и поведение не только на уроках, но и через различные внеклассные мероприятия, включение учащихся в различные виды творчества, развитие у них интереса к технике и труду.
Внеклассная работа — органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам. Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для реализации межпредметных связей технологии с другими предметами, в первую очередь с физикой, математикой, химией, биологией, рисованием, черчением.
Общую координацию внеклассных мероприятий в школе осуществляет директор. Свои предложения в общешкольный план внеклассной работы может внести каждый учитель. Это составная часть планируемых им внеклассных занятий в учебном году.
По организационному признаку внеклассные мероприятия, в том числе и по технике и труду, можно разделить на три вида: индивидуальные, групповые и массовые. В первом случае речь идет о руководстве работой отдельных учеников, увлекшихся, например, изготовлением того или иного устройства, модели, макета, сувенира и т.п. Во втором — в основном об организации кружковых занятий, а в третьем — о массовых мероприятиях (предметных вечерах, конкурсах, олимпиадах, выставках творческих работ учащихся и т.д.). Но сразу оговоримся, что индивидуальный подход присутствует в любой из этих форм. К примеру, готовясь к тематическому вечеру или выставке, учащиеся советуются с учителем о плане сообщения и литературе, выборе и изготовлении того или иного экспоната и пр.
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Это может быть совместное изучение вопросов техники и технологии, конструирование и постройка моделей, приборов и других устройств, рационализаторская деятельность, научный и технический поиск. Занятия в кружках характеризуются наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.
В школьной практике сложились следующие типы кружков технического творчества учащихся:
1. Подготовительные технические кружки создаются в основном для младших школьников. Здесь они углубляют полученные на уроках элементарные знания и умения по технике и технологии, работают с бумагой, картоном, жестью, соломкой и другим природным материалом, выполняя несложные модели машин и механизмов, учебно-наглядные пособия, игрушки. Как показывает опыт, занятия в таких кружках служат хорошей подготовкой для последующего вовлечения детей в техническое и декоративно-прикладное творчество.
2. Предметные (научно-технические) кружки объединяют учащихся средних и старших классов. На базе школьных мастерских обычно создают кружки по столярному, слесарному и токарному делу, электро- и радиотехнические, конструированию и шитью одежды и др. Знания и умения, которые приобретают здесь школьники, выходят за рамки учебных программ, создаются условия для самостоятельного творчества.
3. Спортивно-технические кружки — авиамодельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, железнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, делают стендовые и функциональные модели летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта, знакомятся с историей и перспективами развития техники, участвуют в соревнованиях.
4. В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов (автомобилей, мотоциклов, комбайнов, киноаппаратов и пр.), приобретают умения и навыки управления ими, ухода и обслуживания. Выполнив программу, учащийся получает удостоверение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и пр.
5. Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества охватывают учащихся всех возрастных групп, которые занимаются художественной обработкой древесины, металла, лозы, кости, глины, макраме, вязанием, вышивкой, изготовлением игрушек из ткани, меха, работой с кожей, лоскутной пластикой и др. Тут создаются благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности.
Творческие объединения способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных творческих объединениях активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения. Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и творческих объединений по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность таких дополнительных занятий.
Среди массовых мероприятий по технологии выделим тематические вечера, посвященные знаменательным датам в области науки и техники, школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ по технике, прикладному искусству.
Научно-технические вечера помогают в яркой, занимательной форме приобщить учащихся к некоторым важнейшим открытиям, изобретениям, современным достижениям в различных областях производства. В их программу включаются сообщения, подготовленные членами кружков, демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов действующей техники и т. п.), опытов, встречи со специалистами, викторины по технике и т.д. За последние годы получили распространение научно-технические вечера учащихся в форме КВН, "Брейн-ринга", привносящие в работу дух состязательности.
Школьная олимпиада по технологии проводится обычно на базе учебных мастерских. В ходе ее учащиеся соревнуются в решении технических задач, выполнении технологических операций. Проводится конкурс творческих проектов.
В школах (классах) с углубленной трудовой или профессиональной подготовкой сохраняют свое значение конкурсы по профессиям. Подчеркнем, что любое соревнование, конкурс требуют хорошей организации, четких требований и критериев оценки работы участников.
Выставки технического и декоративно-прикладного творчества в школах показывают конкретные достижения профильных кружков и отдельных учеников, способствуют вовлечению в эту работу многих школьников. За несколько месяцев до проведения выставки директор школы издает соответствующий приказ с указанием ее проблематики, характера участников, сроков проведения и ответственных лиц. К этому времени может быть приурочена и ярмарка-продажа детских работ.
Предметная неделя по технологии призвана привлечь внимание учащихся к этой области знаний, показать их успехи в ее изучении. План ее проведения обычно утверждается руководством школы. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать комплексные (с привлечением учителей других предметов) уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, выставки и т. д.
Внеклассная работа с учащимися строится на добровольных началах, не терпит скуки и заорганизованности. Она призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и умениями
2.2. Рабочая программа внеурочной деятельности«Умелые ручки»
Мною разработана программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» для занятий с учащимися 5-х классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС средней ступени общего образования. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы курса «Умелые ручки» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Работа организовывается по поиску альтернативных возможностей, подбору других материалов вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Организация деятельности
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5-х классов. Наполненность группы — 10-15 человек, поскольку придется много работать индивидуально. Занятия проводятся раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа). Занятия проводятся в учебной мастерской.
Актуальность программы и ее новизна
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Основные содержательные линии направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.
Данный курс дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Системно-деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Умелые ручки» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Программа внеурочной деятельности для 5 классов «Умелые ручки» будет способствовать:
– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.
Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям разных видов мастерства.
Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Воспитательные:
Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
с учебными предметами
Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Умелые ручки» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.
Таблица № 1
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Умелые ручки» |
Литература | Устное народное творчество | Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок |
Биология, география | Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе | Гармония природы и деятельности человека |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции | Изготовление поделок |
Изобразительное искусство | Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета | Оформление изделий |
Музыка | Выразительность музыки | Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся) |
Для реализациипрограммы «Умелые ручки» необходима материально-техническая база:
учебные пособия;книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Умелые ручки» предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 5 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
Личностные универсальные учебные действия: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера ; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия: способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.
2.2. Познавательные универсальные учебные действия: формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
3. Предметные результаты: освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда.
Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | |
| Введение | 1 | |
1 | Работа с природным материалом | 9 | |
1.1 | Флористика | 2 | |
1.2. | Из семян растений, крупы | 3 | |
1.3. | Работа с холодным фарфором | 4 | |
2. | Работа с бумагой | 8 | |
2.1 | Квиллинг | 3 | |
2.2 | Работа с гофрированной бумагой | 2 | |
2.3. | Декупаж | 3 | |
3. | Художественная обработка бросового материала | 6 | |
3.1. | Работа с технологическими отходами | 3 | |
3.2. | Декор компьютерными дисками | 3 | |
4. | Работа с текстильными материалами | 9 | |
4.1. | Работа с тканью | 3 | |
4.2 | Работа с лентами | 6 | |
| Подведение итогов | 1 | |
Итого | 34 |
Содержание программы
Вводное занятие. (1 час)
История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.
Раздел 1. Работа с природным материалом-9
Тема 1.1. Флористика-2
Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий.
Практическая работа: изготовление панно «Осень»; оформление работ к школьной выставке.
Тема 1.2. Из семян растений, крупы-3
Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений.
Практическая работа: изготовление картин из семян и круп.
Тема 1.3. Работа с холодным фарфором-4
Понятие «фарфор». История создания фарфора и изделия из него. Что такое «холодный фарфор», способ его приготовления. Техника работы с холодным фарфором. Технология покраски изделий.
Практическая работа: изготовление цветов и украшений (заколок, брошей, брелоков).
Раздел 2. Работа с бумагой-8
Тема 2.1.Квилинг-3
История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Знакомство с техниками выполнения квиллинга. Подготовка материала для работы.
Практическая работа: освоение техники квиллинга. Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка. Конструирование из основных форм квиллинга Техника изготовления. Применение формы в композициях. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Тема 2.2. Работа с гофрированной бумагой-2
Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофробумаги.
Практическая работа: изготовление букетов из гофробумаги.
Тема 2.3. Декупаж-3
История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупажа.
Практическая работа: изготовление сувенира.
Раздел 3. Работа с текстильными материалами-9
Тема 3.1. Работа с тканью-3
История создания игрушек из ткани. Разнообразие материала. Знакомство с техникой примитивизм. Изготовление тканевой игрушки в технике примитивизм.
Практическая работа: изготовление куклы.
Игрушки из носков, колгот
Трикотажное полотно. Особенности, свойства трикотажа. Технология изготовления пупсов, зверей.
Практическая работа: изготовление пупсов, зверюшек.
Тема 3.2. Работа с лентами-6
История развития вышивки шёлковыми лентами. Демонстрация приёмов и техник работы. Техника работы с готовыми комплектами работы для вышивки. Перевод рисунка на ткань. Знакомство с основными швами.
Основные швы, их назначение. Особенности закрепления шва при вышивке шёлковыми нитками. Выбор ниток по ширине, толщине и особенности работы с ними. Правила оформления работы. Практическая часть. Приёмы закрепления швов. Выполнение тамбурного шва, шва «полупетельки с прикрепкой», «узелки».
Раздел 4. Художественная обработка бросового материала-6
Тема 4.1. Работа с технологическими отходами-3
Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Вторая жизнь вещей. Разнообразие технологий при работе с технологическими отходами.
Практическая работа: изготовление подарочного панно.
Тема 4.2. Декоркомпьютерными дисками-3
Понятие «декор». Декорирование предметов. Технология выполнения декора дисками.
Практическая работа: изготовление подарочной коробки.
Итоговое занятие(1 час)
Подведение итогов за прошедший учебный год. Выставка работ. Анализ выполненных работ.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия и практическая работа | Дата | |
план | коррекция | ||
1. | Введение |
|
|
| Раздел 1. Работа с природным материалом-9 |
|
|
2. | Понятие «флористика». |
|
|
3. | Составление букетов. |
|
|
4. | Знакомство с семенами растений и видами круп. Техника работы с ними. |
|
|
5. | Изготовление панно «Осень» |
|
|
6. | Изготовление панно «Осень» |
|
|
7. | История создания фарфора. Технология изготовления холодного фарфора. |
|
|
8. | Создание изделий из холодного фарфора. |
|
|
9. | Создание изделий из холодного фарфора. |
|
|
10. | Покраска изделия, покрытие лаком. |
|
|
| Раздел 2. Работа с бумагой-8 |
|
|
11. | Вырезание полосок для квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга (капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник). |
|
|
12. | Конструирование из основных форм квиллинга (завитки, спирали). |
|
|
13. | Коллективная работа. Композиция из основных форм квиллинга. |
|
|
14. | Знакомство со свойствами гофрированной бумаги и изделиями из неё. Технология изготовления цветов. |
|
|
15. | Оформление букета из гофрированной бумаги. |
|
|
16. | Понятие «декупаж». История техники декупажа. |
|
|
17. | Изготовление поделки в технике декупажа. |
|
|
18. | Изготовление поделки в технике декупажа. |
|
|
| Раздел 3. Работа с текстильными материалами-9 |
|
|
19. | Ткань, трикотажное полотно. Идеи для изготовления поделок. |
|
|
20. | Изготовления выкроек, заготовок. Создание поделки. |
|
|
21. | Изготовление кукол, зверюшек |
|
|
22 | История возникновения вышивки лентами. Инструменты и аксессуары для вышивки лентами. Составление узора для вышивки |
|
|
23 | Знакомство с основными швами. Техника выполнения швов |
|
|
24 | Выбор лент и ниток по эскизу вышивки. Практическая работа по выполнению вышивки |
|
|
25 | Изготовление игольницы в технике вышивки лентами |
|
|
26 | Изготовление игольницы в технике вышивки лентами. |
|
|
27 | Завершение работы над игольницей. |
|
|
| Раздел 4. Художественная обработка бросового материала-6 |
|
|
28. | Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Идеи для поделок. |
|
|
29. | Поделки из технологических отходов. |
|
|
30. | Поделки из технологических отходов. Покрытие изделия краской. |
|
|
31. | Технологические отходы – компьютерные диски. Идеи для поделок. |
|
|
32. | Изготовление поделок из компьютерных дисков |
|
|
33. | Изготовление поделок из компьютерных дисков |
|
|
34. | Подведение итогов. Выставка работ. |
|
|
Заключение
Внеурочная деятельность учащихся представляет собой образовательную деятельность, которая осуществляется в различных в формах, отличных от классно-урочной и дополняет основную образовательную деятельность; Участие в мастер-классах, в конкурсах, выставках, Аrt – проектах мотивируют и положительно действуют на развитие творческого воображения, мышления, а конкурентоспособность помогает сконцентрироваться и создавать новые.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в творческом объединении помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Занятие творчеством не только развивает, но и готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Список литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011.
Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.
Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.:Просвещение, 2011.
Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.:АСТ, 2009.
Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.:Арт-родник, 2010.
Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.
Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков:Клуб семейного досуга, 2010.
Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.:Мир книги, 2009.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.:Детство-Пресс, 2011.
Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics