СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие игра "Самый умный"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игре участвуют учащиеся 9-10-х классов. Число участников - 12 человек. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. Игра включает 3 раунда: 1 раунд - отборочный, 2 раунд – полуфинал, 3 раунд – финал. мультимедийная игра «Самый умный» и включает вопросы по предметам: биология, химия и экология.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие игра "Самый умный"»

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ШКОЛА » ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА













Игра «Самый умный»







Учитель биологии

Семильченко Татьяна Александровна

ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ»

Правила игры

В игре участвуют учащиеся 9-10-х классов. Число участников - 12 человек. Остальные учащиеся выступают в роли болельщиков. Игра включает 3 раунда: 1 раунд - отборочный, 2 раунд – полуфинал, 3 раунд – финал. мультимедийная игра «Самый умный» и включает вопросы по предметам: биология, химия и экология.

Iраунд (отборочный)

Участникам задаются вопросы, и предлагается 4 варианта ответов, из которых необходимо выбрать один правильный. За каждый правильный ответ – 1 балл. Шесть участников, набравших наибольшее количество баллов, проходят во 2 тур.

ВОПРОСЫ

  1. Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду: 1) угольная, 2) серная, 3) соляная, 4) азотная

  2. К всеядным животным относится: 1)лось, 2) беркут, 3) кабан, 4) анаконда

  3. Самый легкий газ : 1) хлор, 2) азот, 3) водород, 4) кислород

  4. Какое растение имеет сочные многосемянные плоды: 1) слива, 2) черемуха 3)смородина, 4) мак

  5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород: 1) кислоты, 2) соли, 3) основания, 4) оксиды

  6. К дисахаридам относится: 1) глюкоза, 2) сахароза, 3) крахмал, 4) целлюлоза

  7. Какой химический элемент обозначается As: 1) золото, 2) мышьяк, 3) серебро, 4) астат

  8. Дыхательный центр у человека находится в мозге: 1) продолговатом, 2) промежуточном, 3) среднем, 4) переднем

  9. В каких органоидах клетки происходит синтез молекул АТФ: 1) митохондриях, 2) рибосомах, 3) Аппарате Гольджи, 4) ядре

  10. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке: 1) Покрытосеменные, 2) Голосеменные, 3) Папоротниковидные, 4) Моховидные

  11. Хитиновый покров выполняет функцию скелета у: 1) моллюсков, 2) пресмыкающихся, 3) членистоногих, 4) кольчатых червей

  12. Как называется процесс деления клетки на рисунке: 1) мейоз, 2) митоз, 3) почкование, 4) клонирование

IIраунд (полуфинал)

В этом раунде участники должны за 1 минуту ответить на максимально большое количество вопросов из различных категорий знаний: «Растения», «Животные», «Анатомия и физиология человека», «Экология», «Химия металлов», «Химия неметаллов», «Общая химия»



Категории знаний

  1. Животные

  2. Анатомия и физиология человека

  3. Растения

  4. Экология

  5. Общая химия

  6. Химия неметаллов

  7. Химия металлов

Животные

1. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка).
2. Какая птица самая крупная? (Страус).
3. Самое быстрое животное суши. (Гепард).
4. Самая маленькая птица. (Колибри).
5. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
6. Где у кузнечика ухо? (На ноге).
7. Сколько ног у паука? (Восемь).
8. Сколько шейных позвонков у жирафа? (Семь).
9. У какого животного жир зеленого цвета?

(У крокодила).
10. Птица – фрукт. (Киви).
11. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
12. Когда клест выводит птенцов? (Зимой).

Анатомия и физиология человека

1.Сколько костей в организме человека? (Около 206 костей).
2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека? (Четыре).
3. Объем крови в теле человека в среднем составляет…. (5 литров).
4. Сосуды, по которым кровь течет от сердца. (Артерии).
5. Красные клетки крови. (Эритроциты)
6. Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. (Диафрагма).
7. В каком органе дыхательной системы располагаются голосовые связки? (В гортани).
8. Каким веществом покрыта снаружи коронка зуба? (Эмалью).
9. В каком отделе пищеварительной системы происходит всасывание питательных веществ? (В тонком кишечнике).
10. Какой пигмент определяет цвет кожи? (Меланин).
11. Длинный отросток нервной клетки. (Аксон).
12. В какой доле мозга находится зрительная зона? (В затылочной доле).

Растения

  1. Какое растение дает лучший мед? (Липа).

  2. Самая высокая трава семейства злаковых. (Бамбук).

  3. Какую траву узнают даже слепые? (Крапива).

  4. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум – торфяной мох).

  5. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, т. к. содержит лимонную кислоту).

  6. Какую траву любят кошки? (Валериана).

  7. Какой цветок является символом Японии? (Хризантема).

  8. Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел).

  9. Хищное растение. (Росянка, венерина мухоловка).

  10. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина).

  11. Растет ли дерево зимой? (Нет).

  12. Как называется плод картофеля? (Ягода).



Экология

  1. Факторы среды, относящиеся к неживой природе. (Абиотические).

  2. Условия, наиболее благоприятные для существования организма. (Оптимальные).

  3. Мелкие организмы, которые пассивно плавают в толще воды. (Планктон).

  4. Самая насыщенная живыми организмами среда жизни. (Почвенная).

  5. Особые летучие вещества, губительные для болезнетворных бактерий. (Фитонциды).

  6. Потребление остатков пищи хозяина называется…. . (Нахлебничество).

  7. Взаимоотношения рака-отшельника и актинии. (Симбиоз).

  8. Общая территория, занимаемая видом. (Ареал).

  9. Совокупность организмов разных видов, совместно живущих на определенной территории. (Биоценоз).

  10. Учение о биосфере создал…. (В. И. Вернадский).

  11. Пищевые цепи, которые начинаются с растений. (Пастбищные).

  12. Ряд, в котором каждый предыдущий вид является пищей последующему. (Цепь питания).

Общая химия



  1. Стеклянная посуда для проведения химических опытов. (Пробирка, колба).

  2. Внешнее условие, от которого зависит растворение газов в воде. (Давление).

  3. Метод очистки воды. (Дистилляция).

  4. Процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (Окисление).

  5. Растворимые в воде основания. (Щелочи).

  6. Заряженные частицы атомов. (Ионы).

  7. Процесс, сопровождающийся принятием электронов. (Восстановление).

  8. Свойство атомов одного и того же химического элемента образовывать несколько простых веществ. (Аллотропия).

  9. Химическая связь между ионами. (Ионная).

  10. Химически неделимая частица. (Атом).

  11. Число Авогадро. (6 * 10²³).



Химия неметоллов



1. Процесс с участием кислорода, сопровождающийся выделением тепла и света. (Горение).
2. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде. (Вода).
3. Соли угольной кислоты. (Карбонаты).
4. Вещество, дезинфицирующее воду, но не оставляющее запаха и привкуса. (Озон).
5. Химический элемент с относительной атомной массой

Ar = 35,5(Хлор).
6. Наиболее активный неметалл. (Фтор).
7. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему. (Бром).
8. Химический элемент с порядковым номером 1. (Водород).
9. Какая кислота содержится в желудочном соке человека. (Соляная).
10. Что такое царская водка? (Смесь соляной и азотной кислот).
11. Вещество ускоряющее химическую реакцию.(Катализатор).
12. Вещество замедляющее химическую реакцию.(Ингибитор).

Химия металлов



  1. Металлы, которые как пластилин легко режутся ножом. (Натрий, калий).

  2. Какой металл называют летающим? (Алюминий).

  3. Какой металл используют для спайки проводов в радиоаппаратуре. (Серебро).

  4. Металл, соединения которого входят в состав костей. (Кальций).

  5. Металл, ион которого входит в состав поваренной соли. (Натрий).

  6. Металл желтого цвета, который используют для изготовления ювелирных изделий. (Золото).

  7. Оксид какого металла входит в состав драгоценных камней – сапфиров и рубинов? (Алюминия).

  8. Какой металл входит в состав голубого опрыскивателя плодовых деревьев? (Медь)

  9. Какой металл входит в состав магнетита? (Железо).

  10. Какой металл используют для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках? (Вольфрам).

  11. Самый простой способ защиты металла от коррозии.(Покраска).

  12. Элементарные частицы, движением которых обуславливаются свойства металлов проводить тепло и электрический ток. (Электроны).



IIIраунд (финал)

Участвуют 3 ученика, которые набрали наибольшее количество баллов во 2 туре. Они отвечают на вопросы по заранее выбранной теме. Вопросы каждого участника (их 6) обозначаются на табло определенным цветом (красный, желтый и зелёный). Кроме того, ячейки белого цвета – это вопросы из категории «Общие знания». Табло с номерами вопросов открывается на 10 секунд. За это время участники должны запомнить свои ячейки и ячейки соперников. Затем табло закрывается, и учащиеся открывают ячейки согласно жеребьевке. За правильный ответ на свой вопрос – 2 балла, за вопрос из категории «Общие знания» - 1 балл, за ответ на вопрос соперника – 3 балла.









Категория «Общие знания»

Вопрос 1.

В Нью – йоркском зоопарке у клетки с самыми толстыми прутьями висит табличка «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри? (Зеркало)

Вопрос 3.

Кого цыпленок считает своей мамой? (Того кого увидит первым)

Вопрос 5.

Правда ли, что верблюд хранит запас воды в горбах? (нет, их горбы хранят запас жира)

Вопрос 15.

О каком химическом веществе идет речь?

В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Огонь погасить помогаю (Улекислый газ)

Вопрос 19

Соединения кислорода с гемаглобином (Оксигемаглобин)

Вопрос 23

Почему белые медведи не едят пингвинов? (Пингвины живут в южном полушарии, а белые медведи – в северном)

Категория «Братья наши меньшие»

Вопрос 7

В молоке какого животного купалась Клеопатра (В молоке ослицы)

Вопрос 14

Название какого животного переводится как «речная лошадь» (Гиппопотам)

Вопрос 10

У монахов тибета змея олицетворяет гнев, голубка – страсть, а что олицетворяет свинья? (невежество)

Вопрос 12

Кто такие мако? (Это один из видов акул)

Вопрос 17

Что такое курдюк? (Курдюк – это скопление жира в виде двух больших толстых лепёшек по бокам хвоста у курдючной овцы. Вес курдюка иногда доходит до 25-30 кг.)

Вопрос 24

Как ведет себя табун лошадей при нападении волчьей стаи? (Лошади встают в круг, головами к центру, а в середине стоят жеребята. Лошади отбиваются от нападающих волков сильными задними ногами.)

Категория «Ботанический супераркет»

Вопрос 2.

Погожим августовским днём 1654г: "На государев обиход в Москву прибыли различные заморские деревья, не виданные в здешних краях. В списке, поданном царю Алексею Михайловичу, значилось:

- 2 дерева оранжевых яблок - 2 дерева априкозовых яблок

- 2 дерева лимонных ягод - 4 дерева перзиковых слив

- 2 дерева винных ягод - 2 дерева миндальных ядер"

Что же было привезено в Москву и в каком количестве? (Всего 14 деревьев: оранжевые яблоки - апельсины, лимонные ягоды - лимоны, винные ягоды - шелковица, априкозовые яблоки - абрикосы, перзиковые сливы - персики, миндальные ядра - миндаль. )

Вопрос 4.

Какой плод называют "крокодиловой грушей"? Это самый питательный плод в мире. ( Авокадо)

Вопрос 9.

Одним из первых упомянул об этом растении на Руси путешественник начала ХV века Гильберт де Ланоа. Он писал, что в Новгороде его угощали за обедом мясом, хлебом, рыбой, луком, пивом, мёдом и "буковыми орешками". Что это за "буковые орешки", и из какого растения их получают? (Гречневая каша, растение - гречиха.)

Вопрос 11.

В ХVII в. В Египте её называли турецкой пшеницей. В Италии её сегодня зовут гранотурко, а на родине она известна под названием маис.

Как это растение называем мы? (Кукуруза).

Вопрос 20.

Назовите растения, из которых получают следующие крупы:

а) гречневая

б) манная

в) рисовая

г) пшённая

д) геркулесовая

е) перловая

Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень

Вопрос 22.

В Древнем Риме её называли "капут", что означает "голова", а на греческом оно звучит как "брассо", то есть "трещать", "хрустеть". А как это растение называем мы? ( Капуста.)

Категория
«Homo sapiens»

Вопрос 6.

У некоторых народов в древности пленникам отрубали большой палец. Почему считалось, что это унизительно для пленника и выгодно для победителей?

Ответ: Унизительно, т.к. такой пленник приравнивался к животным, не имеющим пальца, перпендикулярно расположенного к ладони. Выгодно, т.к. без большого пальца очень неудобно и тяжело обращаться с оружием, например с мечом.



Вопрос 8.

Человека подозревали в убийстве, т.к. его одежда была перепачкана кровью. Следователь доказал, что он не убийца на основе знаний физиологии. Каким образом?

Ответ: Следователь сравнил группы крови на одежде у подозреваемого и у погибшего.

Вопрос 13.

Объясните, почему ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека.

Ответ: Отторжение инородных тканей связано с деятельностью иммунной системы – несовместимость тканей. А белки пищи проходят через пищеварительную систему и разрушаются до аминокислот, из которых синтезируются белки, характерные для этого организма.



Вопрос 16.

При раскопках в кургане было найдено пышное захоронение и части скелета какого-то правителя. Как определить пол умершего?

Ответ: С большой вероятностью в данном кургане был похоронен вождь, но точно можно установить по остаткам одежды, украшениям, а также по строению таза, форме отверстий, в женском тазе оно растянуто в виде эллипса

Вопрос 18.

В Древней Индии на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он мог его съесть, значит не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испытание рисом»?

Ответ: Испытание рисом основано на том, что при страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает, а сухой рис съесть невозможно. Безусловно, мог пострадать и невиновный. Но в те времена, когда всё население было глубоко верующим, любой преступник так или иначе осознавал свою вину, а невиновный – то, что он прав.

Вопрос 21.

В Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а вот в средней полосе умеренного климата – часто. Почему?

Ответ: Воздух в Арктике и Антарктиде практически стерильный. Этим объясняются редкие заболевания.