1 ведущий
Здравствуйте, уважаемые педагоги, ребята! Сегодняшняя наша встреча о страшных событиях Холокоста, одной из самых известных трагедий XX века - преднамеренной попытке полного истребления целых наций, включая мужчин, женщин и детей, приведшей к уничтожению более 11 миллионов человек, среди которых 6 миллионов были евреями.
2 ведущий
27 января 2025 г. исполняется 80 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим.
Именно 27 января ежегодно отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста.
1 ведущий
Холокост в переводе с греческого означает «уничтожение огнём». Холокост - это «синоним» газовых камер; крематориев, сжигающих детей, женщин, стариков; это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине - принадлежности к другой национальности. Холокост унёс жизни 6 миллионов человек.
(На фоне музыки Лолашвили «Еврейская»)
Гуляет ветер в поле, черемуха цветет.
Простой еврейский мальчик по улице идет.
Он жил в обычном детстве.
Без горя, без забот.
С мальчишкой по соседству справляли Новый год.
Простой еврейский мальчик – Великая страна!
2 ведущий
«Все быть могло иначе, но началась война!»
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
1. Ты часто горе видела людское,
2. Ты миллионы лет цвела для нас,
1. Но испытала ль ты хотя бы раз
2. Такой позор и варварство такое?(На экране «Холокост»)
1 ведущий
Мир Холокоста существует и сейчас. С каждым днем в мире увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации.
2 ведущий
Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.
1 ведущий
Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории.
(Звучит «Бухенвальдский набат»)
2 ведущий
Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками или просто хорошими людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?
1 ведущий
После оккупации фашистами Польши всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
(Звучит «Колыбельная для ангела» из фильма)
«Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье желтую звезду?
Вот такое украшенье надо бы щенку на шею,
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших, может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда.
Мне сказал какой-то дядя, сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Мама, ну скажи мне, мама, кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь, их язык похож на идиш…
Но почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют, раз хлопушками стреляют…
Мама, это вовсе не игра!
Мама, отчего ты плачешь, мама?
Задувается свеча.
2 ведущий
Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.
1 ведущий
Но самым бесчеловечным было то, что даже такая тяжёлая жизнь им не была гарантирована.Полицаи под предлогом медосмотра собирали детей. Их сдавали в немецкие госпитали, где у одних выкачивали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.
Приглушенный звук метронома.
2 ведущий
Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Синонимами Холокоста на территории Европы стали названия лагерей смерти Освенцим, Треблинка, Майданек на территории Польши, Саласпилс на территории Латвии. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.
У прибывших узников забирали одежду и все предметы личного пользования, их стригли, а потом им ставили номера и регистрировали. Первоначально каждого из узников фотографировали в трех позициях. В 1943 г. ввели татуировку. ВИДЕО ПРО ДЕДА
Сразу же после прибытия офицеры и врачи СС проводили «селекцию» (отбор) депортированных евреев, направляя трудоспособных в лагерь, а стариков, детей, беременных женщин и всех, кто выглядел больным или ослабшим – в газовые камеры.
1 ведущий
Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Это они были оборудованы газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями.
По прибытии в лагерь, после селекции, эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню. Узникам велели снимать одежду, после чего они перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.
Детей обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» Дети часто плакали, но после того, как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
«Не бойся, малыш!
Это не долго – представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки и вспомни меня…
Потом все, как в сказке. Вся вместе семья».
«Мама, мне больно! Зачем?! Почему?!»
«Хватит! Довольно! Скажите ему!»
«Мама, спаси! Не хочу умирать!»
«Спрячь! Унеси! Мы устали страдать.
Вот уже смерть повернулась лицом…»
«Мама, не плачь! Я умру храбрецом!»
Задувается свеча.
Обьявляется минута молчания
2ведущий
Одна из особенностей Холокоста– самые варварские способы уничтожения людей. Символом трагедии стал Бабий Яр. В последствие, Бабий Яр, стали использовать как место массовых расстрелов. Количество расстрелянных составило более 150 тыс. не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
1 ведущий
Трагедии 296 белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний.Жители села Хатынь были заживо сожжены пособниками «нацистов» -«бандеровцами», каратели не жалели никого, в том числе и детей. За что, спросите вы? За то, что белорусы – советские люди, которые просто хотели жить без фашисткого «нового порядка».
1 ведущий: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
2 ведущий: Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Я надену звезду Давида
В день всемирной еврейской скорби.
Мне ни капли не будет стыдно
Этой жёлтой звезды позорной.
Я надену её как Память
О шести миллионах евреев.
То же самое было б с нами,
Если б мы родились в то время.
Нас бы так же сгноили в гетто,
Расстреляли во рвах и ярах...
Разве можно забыть об этом?
Эту память время не старит.
Да, у Памяти груз тяжёлый,
Но его сохранить должны мы,
Чтоб с нагрудной звездою жёлтой
Вновь не стать крематорским дымом.
Новый век и те же обиды?
Чем их вырвать навеки с корнем?
Я надену звезду Давида
В день всемирной еврейской скорби.
(Звучит «Адажио»)
Все ведущие произносят по одной строчке:
1) Каждый из нас должен помнить:
2) многое начинается с меня,
3) моих мыслей,
4) поступков,
5) моих действий.
6) Совершая действия, помни, что ты – Человек!
7) Прислушайся к своему сердцу,
8) загляни себе в душу,
9) посмотри на мир справедливыми глазами
10) и помни, что ты – Человек!
11) Протяни руку не для удара, а для помощи.
12) Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.