СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по биологии для  обобщения знаний по теме "Белки" предназначенодля учащихся 10 класса, изучающих биологию на базовом уровне. Мероприятие проводится в виде игры-квеста. Разработка может быть использована и для учащихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по биологии»



Внеурочное занятие по биологии

«Обобщение по теме «Белки»

Данное занятие предназначено для учащихся 10 класса (базовый уровень изучения биологии). Учащиеся 10 класса изучают предмет «Биологию» в рамках элективного курса «Актуальные вопросы биологии», 1 час в неделю. Поэтому внеурочная деятельность дает возможность повысить познавательный интерес учащихся к предмету, а также закрепить пройденный материал.

Данное внеурочное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по биологии.

Время проведения до 15 минут.

Форма проведения занятия: игра-квест

Методы: словесные, наглядно-демонстрационные, проблемно-поисковые, практические.

Цель: Развитие познавательной деятельности, творческого потенциала посредствам углубления и расширения знаний учащихся о белках и их значении для живых организмов, воспитание у учащихся естественно-научного восприятия окружающего мира.

Задачи:


1.Дополнить и обобщить знания по теме «Белки»;

2.Развивать у учащихся способность к синтезу, анализу и сравнению информации;

3.Развивать логическое мышление, воображение, фантазию;

4.Отрабатывать навыки и умения решать биологические задачи;

5.Воспитывать чувство товарищества и здоровой конкуренции; способность ребят работать в команде;

6. Учиться связывать теоретические знания с жизнью.



Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: Уметь определять основные функции белка; уметь объяснять особенности молекулярного строения белка; уметь понимать смысл биологических терминов.

  • Метапредметные УУД: Уметь работать с источниками информации, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

  • Личностные УУД: Проявлять интерес к новому содержанию и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

  • Регулятивные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • Познавательные УУД: Уметь работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую выделять главное, сравнивать и выделять признаки; структурировать материал.

  • Коммуникативные УУД: Уметь работать в группах и обсуждать информацию, выражать свои мысли и идеи;

Предварительная подготовка: подбор материала, изготовление конвертов для заданий, оборудования для проведения опыта по обнаружению белка

Оборудование: пробирка, реактивы (раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, раствор белка), конверты с заданием

Межпредметные связи: биология, химия.

Класс: 10

Форма работы: групповая (2 команды)

Формы диагностики результатов обучающихся на занятии:

  • Последовательное выполнение всех заданий, поиск конечного результата.

  • Рефлексия (в конце занятия).

Особенность занятия состоит в том, что участие учителя практически сведено к нулю. Ребята самостоятельно выполняют все задания по указанным инструкциям, которые находят в ходе решения заданий. Много разных видов деятельности (чтение текста, обсуждение в группе, выполнение опыта) и возможность передвигаться по кабинету- снижают утомляемость и повышают работоспособность.


Ход занятия

  1. Приветствие учителя

- Здравствуйте, ребята!

На предыдущем занятии мы с вами изучили белки. Мы узнали о строении белков, уровнях их организации и функциях.

Без белков невозможна жизнь, так как все живые организмы построены из белков. Белки занимают I место в клетке среди органических веществ. Сегодня я предлагаю вам обобщить знания о белках в форме проведения игры.

  1. Правила игры

- Класс поделен на 2 команды. Каждая команда работает только на своей территории кабинета, за пределы выходить нельзя.

-Выберите, пожалуйста, капитана команды. (выбирают).

-Внимание!На стене кабинета расположены конверты с различными цифрами.

Вы получаете от меня задание, решением которого будет какое -то число. Вы находите конверт с таким числом. Если вы задание решили верно, то в конверте будет следующее задание, если нет- конверт будет пустым и вам следует вернуться к заданию и решить его еще раз. Таким образом вы решаете 8 заданий. Последнее задание - это число, которое находится у меня на столе. Та команда, которая найдет верно свою цифру у меня на столе- победитель.

( Выдаю задание одновременно двум командам)

- Ребята, желаю удачи.

Все задания для этого задания прилагаются в приложении.







Приложение

Задание 1

1.Сколько видов аминокислот может входить в состав белковой молекулы?

(20)



Задание 2

Прочитайте текст

Основными свойствами белков являются денатурация и ренатурация. Денатурация белка - разрушение вторичной и третичной структур под воздействием различных факторов внешней среды. В результате денатурации белок теряет способность выполнять свою функцию. Причинами денатурации могут быть высокая температура, ультрафиолетовое излучение, действие сильных кислот и щелочей, тяжелых металлов и органических растворителей. Денатурация может быть обратимой и необратимой, частичной и полной. Иногда, если воздействие денатурирующих факторов оказалось не слишком сильным и разрушение первичной структуры молекулы не произошло, при наступлении благоприятных условий денатурированный белок может вновь восстано­вить свою трехмерную форму. Этот процесс называется ренатурацией, и он убедительно доказывает зависимость третичной структуры белка от последовательности аминокислотных остатков, т. е. от его первичной структуры


Ответьте на вопрос

Что может явиться причиной денатурации?

1.высокая температура

2. оптимальная для организма температура

3.ультрафиолетовое излучение

4. действие сильных кислот и щелочей


Ответ запишите в виде последовательности цифр (134)


Задание 3

Железосодержащий белок красных кровяных клеток называется гемоглобином. Его функция – удерживать кислород, чтобы доставлять его в ткани организма.

Норма гемоглобина составляет:

  • у мужчин 130-160 г/л,

  • у женщин 120-140 г/л.

Недостаточное содержание гемоглобина в крови провоцирует частую усталость, недомогание, сонливость, наблюдается упадок сил, плохое настроение. Также больные жалуются на постоянную головную боль и головокружение. Помимо этого, отмечается бледность кожных покровов, плохой аппетит, шум в ушах, похолодание рук и ног, болевые ощущения в мышцах, также частое развитие простудных и вирусных инфекций.

Структура гемоглобина представлена на рисунке

Какая это структура?

  1. первичная

  2. вторичная

  3. третичная

  4. четвертичная


(4)



Задание 4

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

Последовательность выбранных номеров -следующая подсказка (256)




Задание 5


К каждому высказыванию о белках подберите выполняемые ими функции.

Ответ дайте в виде последовательности цифр.


А .Гормоны участвуют в регуляции работы всех сис­тем организма и являются белками. Они регулируют различные физиологические процессы. В этом заключается _____________ функция.

Б. Белки предохраняют организм от вторжения чужеродных организмов и от повреждений. Речь идет о функции___________

В. Белки - участвуют в сокращении мышечных волокон. Белки мышц – актин и миозин. Функция__________?

Г. Они помогают осуществлять биохимические реакции, действуя как катализаторы, в этом состоит функция___________

Д. Белки участвуют в образовании всех мембран и органоидов клетки, тем самым выполняют________ функцию.

Е. При недостатке углеводов или жиров окисляются молекулы аминокислот. При полном расщепление белка до конечных продуктов выделяется энергия: 1г белка - 17.6 кДж . Функция___________?



1.Энергетическая

2.Структурная (строительная)

3.Каталитическая

4.Защитная

5.Транспортная

6. Сократительная (Двигательная)

7. Регуляторная







Задание 6

Ищите черный пакет!



Вы пришли в магазин, чтобы купить макароны. Перед вами несколько вариантов по разной цене. На что вы обратите внимание, что бы купить изделия наиболее полезные для вас? (на каждой пачке приклеена цифра)



Задание 7

Пользуясь инструктивной карточкой, проведите качественную реакцию на белки. Наблюдаемый цвет-подсказка к следующему заданию.



  1. К раствору белка прилейте 1 мл раствора СUSO4 и 1 мл раствора NaOH

  2. Осторожно встряхните пробирку

  3. Отметьте как изменился цвет!

(находят конверт определенного цвета)


Задание 8 (первая команда)


В понедельник девятиклассница Василиса посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба.

Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 14 лет, а масса тела — 57 кг?

2) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100


Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическаяценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –2 чайные ложки(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7





Задание 8 (вторая команда)


В четверг семиклассница Мария посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленная с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба.

Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Каково содержание белков в школьном обеде?

2) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7



 Используемые источники

1.https://bio-ege.sdamgia.ru/

2. https://www.yaklass.ru/p/biologia/9-klass/stroenie-i-sistemy-zhizneobespecheniia-kletki-17330/khimicheskie-veshchestva-v-kletke-16040/re-16dbf5c6-269d-4e58-898d-40de7e27b725

3. https://studfile.net/preview/5645549/page:6/