СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по географии. Тема Африка.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по географии. Тема Африка.»


"Счастливый случай". Урок-игра по географии. 7 класс. Обобщающее повторение по теме "Африка". Учитель: Докучаева Н.В.


Цель игры:

закрепить знания по материку.

Задачи:

  • обобщить изученный материал.

  • развивать память, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний. Развивать интерес к предмету.

  • воспитывать умение работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.



Тип урока: урок-игра.

Оборудование:

  • физическая карта Африки,

  • картины по теме,

  • магнитофон и запись африканской мелодии.

  • карточки с заданиями

 

Организация игры

Класс делиться на 2 команды. Выбираются капитаны. Команды располагаются по разные стороны класса. Жюри 2 человека следят за временем и фиксируют количество баллов.

Урок начинается вступительным словом учителя, которое заканчивается приглашением в Африку, звучит мелодия.

1 гейм. «Разминка».

Каждая команда получает 5 вопросов, задаются по одному, на обдумывание 15 секунд, правильный ответ – 1 балл.

Вопросы:

  1. Неповторимые черты Африки по природным условиям. (Самый жаркий материк).

  2. Назовите древнее государство, существующее на территории современного Туниса. (Карфаген).

  3. Какой “иглой” нельзя уколоться? (Мыс Игольный).

  4. “Вельвичия удивительная”. Чем удивительно это растение? (Имеет только два листа, отмирающих постепенно, живет 150 лет).

  5. Какую природную зону Африки называют одновременно “ослепительная красавица” и “зеленый ад”? (Влажных экваториальных лесов).

  6. Древний материк, частью которого является Африка (Гондвана).

  7. Сезоны, резко выделяемые в субэкваториальном поясе (Сезон дождей, сезон засухи).

  8. Португальский мореплаватель, определивший очертания материка Африки на юге. (Васко да Гамма).

  9. Мелководное озеро, площадь которого зависима от осадков и разлива впадающих рек. (Озеро Чад).

  10. Горы, получающие обильные осадки от юго-восточных пассатов (Драконовы горы).



2 гейм. “Заморочки из конверта”.



Капитаны получают по 1 конверту, в которых 3 вопроса, на обдумывание 5 минут.

Вопросы первой команды:

1.Какая река Африки описана в этом стихотворении Н. Гумилева? (Нил)

Ты торжественным морем течешь по Судану,

Ты сражаешься с хищною стаей песков,

И, когда приближаешься ты к океану,

С середины твоей не видать берегов,

Бегемотов твоих розоватые рыла

Точно сваи незримого чудо-моста,

И винты пароходов твои крокодилы

Разбивают могучим ударом хвоста.”

2. На карточке описание животного. “Этот зверь известен как самый воинственный. Наверное, потому, что он не очень умен и плохо видит. Он хорошо различает предметы лишь на расстоянии не дальше 10 шагов. Смелость заменяет у него недостаток рассудка, а острое чутье компенсирует плохое зрение. В большинстве случаев он будет нападать, независимо от того, есть для этого повод или нет. А когда нападает, делает это всерьез, быстро и решительно”.

О каком животном Африки идет речь? В какой природной зоне оно обитает? (Носорог, саванна).

3. Контурная карта Африки. Определите элементы номенклатуры, которые обозначены на карте. (1-мыс Рас-Энгела, 2-Гибралтарский пролив, 3-Драконовы горы, 4-река Конго, 5-озеро Ньяса.)

Вопросы второй команды:

    1. Какая природная зона описана в этом стихотворении Н. Гумилева: (Пустыня)

“И звенит, и поет, поднимаясь, песок,

Он узнал своего господина,

Воздух меркнет, становится солнца зрачок,

Как гранатовая сердцевина.

И чудовищных пальм вековые стволы

Вихри пыли взметнулись и пухнут,

Выгибаясь, качаясь, проходят средь мглы,

Точно веришь – вовеки не рухнут.

Так и будут бродить до скончанья веков,

Каждый час все грозней и грознее,

Головой пропадая среди облаков,

Эти страшные серые змеи”.

    1. На карточке описание животного: “Здоровый, полный сил, этот зверь никогда не бывает людоедом. Охотится на зебр и антилоп, чаще всего по ночам. Причем, здесь ему нужны глаза, а не нос. Видит прекрасно в темноте, зато обоняние у него плохое. Ему почти никто не угрожает, потому защитное средство – обоняние ему ни к чему, и оно у него не развивается”.

О каком животном идет речь? В какой природной зоне оно обитает? (Лев, в саванне).

    1. Контурная карта Африки. Определите элементы номенклатуры, которые обозначены на карте. (1-мыс Альмади, 2-Суэцкий канал, 3-Атласские горы, 4-река Оранжевая, 5-водопад Виктория.)



3 гейм. «Ты мне я тебе».

Команды задают вопросы друг другу.



4 гейм. «Темная лошадка».

Телеграмма от племени туарегов (представитель которой не смог добраться).

Вопрос: Объясните появление поговорки «В нашей стране и камни кричат».



5 гейм. «Кто такой. Что такое».

  1. Конго

  2. баобаб

  3. Калахари

  4. гепард

  5. Чад

  6. Килиманджаро

  7. Ньяса

  8. Сахара

  9. пигмеи

  10. окапи



6 гейм. Конкурс капитанов.

Капитаны поочереди называют САМЫЕ выдающиеся особенности материка.

7 гейм. «Домашнее задание».

Команды показывают домашнее задание: наиболее интересными способами доказать уникальность одного из народов Африки. Способы могут быть разнообразными, например плакат, изображающий жилища, национальную одежду, обычаи народов Африки; инсценировка обрядов и праздников; национальные танцы, музыка, пословицы и т.д.

8 гейм. «Гонка за лидером».

В течение двух минут командам надо ответить на как можно большее число вопросов.



    1. Насекомое-переносчик возбудителя сонной болезни (муха цеце).

    2. Пустыня, для которой характерно удивительное растение – Вельвичия (Намиб).

    3. Как называется островок растительности в пустыне (оазис).

    4. Тектоническое образование лежащее в основе материка (платформа).

    5. Растение с толстыми мясистыми листьями, широко применяемое в медицине (алоэ).

    6. Сухие русла рек, наполняемые водой после сильных дождей (вади).

    7. Насекомые, строящие высокие постройки разнообразной формы (муравьи-термиты).

    8. Самая длинная река Африки (Нил).

    9. Назовите самые увлажненные территории Африки (бассейн реки Конго).

    10. Самое большое озеро Африки (озеро Виктория).

    11. Самый сильный и грозный хищник Африки (лев).

    12. Пальма, из плодов которой получают пальмовое масло (масличная).

    13. Назовите самое жаркое место на Земле (Триполи, +58 °С).

    14. Почему пустыня Сахара увеличивает свои размеры, что сделано, чтобы ее остановить? (Сведение лесов, посадка лесополосы).

    15. Какое открытие получило название: “Зоологическая сенсация двадцатого века”? (Открытие окапи).

    16. Какое растение Африки называют “деревом жизни” и почему? (Финиковая пальма, финики, используемые в качестве хлеба и т. д.)

    17. Какую реку Африки знают даже маленькие дети и почему? (Лимпопо, живет доктор Айболит).

    18. Докажи положение – “Африка – самый жаркий материк Земли”. (Триполи +58 °С, среднемесячная температура не бывает ниже +8 °С).

    19. Какое растение – один из священных символов Африки южнее Сахары? Его использование (Баобаб – “хлеб обезьян”, изготовление веревок, сока и т.д.).

    20. Химические элементы, определяющие красный цвет ферралитных почв экваториальных лесов (Железо, алюминий).

    21. Причины отсутствия горных систем в Африке (Древность материка).

    22. На вершину какой горы вы подниметесь быстрее? Почему?
      а) Кения (ниже); б) Килиманджаро (Наивысшая точка).

    23. Каких животных называют “волосатыми людьми” и где они обитают? (Гориллы, гилея).

    24. Какое озеро Африки и за что называют сестрой Байкала? (Танганьика, сходное происхождение, форма, второе по глубине).

    25. Важнейший фактор, от которого зависит годовое количество осадков (Атмосферное давление).

    26. Крупные животные, обитающие в Африке (Слоны, жирафы, бегемоты).

    27. Что означает слово “Калахари”? (Мучимая жаждой).

    28. Причины, способствующие развитию густой вечно-зеленой древесной растительности (Высокая температура, влажность).

    29. Что означает слово Сахара? (Однообразная, коричневая пустынная равнина).

    30. Как называется климатический пояс, в котором только один сезон-лето? (Экваториальный пояс).

    31. Преобладающие формы рельефа Африки (Плоскогорье).

    32. Молодые хребты, расположенные на северо-западе материка (Атлас).

    33. Ценные тропические культуры, выращиваемые в Африке (Бананы, кофе, какао).

    34. Крупное хищное животное, обитающее в реках Африки (Крокодил).

    35. Какова площадь Африки вместе с островами? (33,3 миллиона км2).

    36. Кем был открыт и как называется водопад, называемый местными жителями “дым который гремит”? (Д.Ливингстон, водопад Виктория).

    37. Представители животного мира экваториальных лесов, обитающие на деревьях (обезьяны).

    38. Почему материк называется Африка? (По названию племени африти).

    39. Какую птицу Африки можно использовать как пастуха? (Страус).

    40. Главное препятствие в развитии сельского хозяйства на материке (Засуха).

    41. Горы, получающие обильные осадки от юго-восточных пассатов (Драконовы горы).

    42. Сильнейший ветер, часто дующий летом по Сахаре и несущий тучи песка (Самум).

Подведение итогов и выставление оценок.