СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Правнуки победителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку можно использовать в подготовке мероприятий, посвященных  ВОв

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Правнуки победителей"»



II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

( региональный этап)









Патриотическое воспитание и формирование российской

идентичности







« ПРАВНУКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»





АВТОР : Гракова Татьяна Николаевна, классный руководитель,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области









2021 год

1.Пояснительная записка

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема мероприятия: «Правнуки победителей», выбор темы обоснован тем,

что обучающимися класса проведена большая исследовательская работа

боевого пути их прадедов в годы Великой Отечественной войны.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия- 13-15 лет ( 7-9 классы)

В воспитательной системе класса одним из ведущих направлений воспитательной деятельности является Патриотическое направление. В рамках этой работы регулярно проводятся внеклассные мероприятия, посвященные памятным датам в истории России, значимым событиям Вов и т.д.

Цель мероприятия- ознакомление обучающихся класса с героическим военным прошлым их прадедов-участников Великой Отечественной войны. Задачи и планируемые результаты - формирование у обучающихся позитивной оценки нравственных качеств: долг, честь, достоинство, добро;

- развитие у школьников патриотизма, гражданственности, чувства долга;

- воспитание любви и уважения к своему Отечеству, Вооруженным силам России, военнослужащим; готовности стать защитником Отечества.

Форма мероприятия- Урок мужества (наиболее эффективная форма подачи исследовательского материала по тематике Вов в данном классе).

Педагогическая технология – проблемная ситуация, словесно-наглядные, поисковые методы.

Ресурсы- (учитель, обучающиеся, мультимедийная установка, презентация, видеосюжеты, музыкальное оформление, план-конспект воспитательного мероприятия.)

Рекомендации- методическая разработка может служить шаблоном для создания мероприятия о Вов на авторском исследовательском материале.

2. Основная часть

Подготовка к воспитательному мероприятию продолжалась не один год, так как велась кропотливая исследовательская работа школьников о боевом пути их прадедов в годы войны 1941-1945 г. Итоги работы были представлены школьниками в проектах «Правнуки победителей», «Георгиевский сбор», «Школьник помнит» и др. Мероприятие создавалось с целью предъявить весь накопленный материал по тематике.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I Организационный момент

Вступление

II Основная часть

III Заключительная часть

Рефлексия



Организационный момент

Звучит песня « Журавли», под песню исполняется танец…

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Все дальше в историю уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Сегодня мы отдадим дань памяти вашим прадедам,

Ученик 1 (Жиденов Игорь)

Жители Курской области, Кореневского района и с. Шептуховки внесли весомый вклад в завоеванную Победу. Тысячи воинов-земляков погибли в бою, умерли от ран, пропали без вести. Более 600 человек ушли на фронт из с. Шептуховка, 355 из них не вернулись. Среди них – герой Советского Союза Николай Павлович Паханов.

Имя Николая Павловича Паханова носит пионерский отряд нашей школы. Не так давно мы с вами тоже были пионерами и хорошо знаем о солдатском подвиге нашего односельчанина. При форсировании Днепра в сентябре 1943 г. Николай Павлович проявил мужество и героизм, заменив убитого командира и подняв в атаку однополчан под непрерывным огнем противника. В этом бою Паханов погиб. Но его подвиг не забыт ни в родной Шептуховке, ни в украинском селе Пекари.



Основная часть

Ученик 2 ( Полякова Юлия)

Уже не первый год в нашей стране весной проходит акция «САД ПАМЯТИ». Ее целью является создание зеленого памятника каждому, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. В нынешнем году наш класс принял участие в акции в память о погибших выпускниках Шептуховской школы. Мы высадили саженцы фруктовых деревьев на школьной территории.

Ученик 1

Среди семей наших одноклассников не нашлось ни одной семьи, которой не коснулась бы война. В каждой семье у нас свои герои. И мы хотим быть достойными правнуками. Правнуками победителей.

Ученик 2

Неужели все наши прадеды были настоящими героями, способными совершить подвиг? Насколько я знаю, все они были простыми сельскими жителями. Разве им не было страшно? Неужели они не боялись смерти?

Ведущий

Хороший вопрос. Давайте порассуждаем. Что мы называем подвигом?

(Ответы ребят. Например: Подвиг- это героический поступок, совершенный в трудных условиях.)

Ведущий

Назовите качества, которыми должен обладать человек, способный совершить подвиг.

(Ответы ребят. Например: Чтобы совершить подвиг, человек должен обладать мужеством, силой духа, способностью к самопожертвованию.)

Ведущий

А в каких условиях человек способен проявить эти качества? Способен на героический поступок?

(Ответы ребят. Например: У каждого человека есть те люди, которыми он особенно дорожит: родители, друзья… И когда кому-то из них угрожает опасность, человек готов прийти на помощь, несмотря на риск и угрозу собственной жизни.)

Ведущий

Совершенно верно! Для каждого и нас есть то, что для нас свято: мать, семья, дом, Родина…Любовь к родным людям, к своей малой и большой Родине объединяла и объединяет людей в нашей стране; таких разных, непохожих.

Ученик 2 Стихотворение Константина Симонова «РОДИНА» ( на экране демонстрируются слайды по теме « Красота Курской глубинки»)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.



Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,



Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.



Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.



Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.



Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.



Ведущий Как же точно выразил в стихах Константин Симонов ту беззаветную любовь и преданность своей родине, которая живет в сердце каждого нашего соотечественника!

Ученик 3 (Асеев Иван)

В тяжелые для Родины времена наши люди встают на ее защиту, потому что готовы пожертвовать своей жизнью ради ее жизни. Ведь другой родины нет, и быть не может. Так было и так будет всегда… Это не раз доказывала наша история.

Ученик 4 (Борцов Иван)

Да, и Победа Советских войск в Великой Отечественной войне еще одно тому подтверждение. У меня всегда возникает чувство гордости за наш народ и наших родных, участвовавших в освобождении нашей Родины в 1941-1945 годах! Я хочу поделиться своими впечатлениями, которые я храню с первого шествия Бессмертного полка в нашем селе. Я помню, как мы собрались на школьном дворе, и оттуда наша колонна направилась в центр села. Вместе с моими одноклассниками мы идем плечом к плечу и несем портреты наших прадедов-участников Великой Отечественной войны. А за нами шествуют все жители с. Шептуховка с портретами своих героев, флагами и цветами! Звучат военные песни, кругом цветет сирень, и вся наша людская река направляется к памятнику односельчанам, погибшим в войне 1941-1945. Я встаю у памятника, мне выпала честь быть в почетном карауле, стою по стойке смирно, чуть дышу… Я слышу речи выступающих, голоса детей и взрослых… И понимаю, что на праздничный митинг собрались и те, кого нет рядом…кто прошел испытание войной, но не дожил до этих светлых дней.

Ученик 3

К сожалению, мой прадед Асеев Павел Андреевич умер в 1985 году, когда его внук, мой отец, был совсем еще малышом…Прошло немало лет, но в нашей семье его помнят и считают настоящим героем. Мой прадед родился в 1914 г в с. Ивница Суджанского р-на Курской обл. На фронт был призван в марте 1943 г. Суджанским РВК. Свой боевой путь прошел в качестве разведчика в составе взвода управления 275 Гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка, 4 отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 1 Белорусского фронта. Со своим полком Павел Андреевич прошел от Гомеля до Берлина. Участвовал в наступательно-оборонительных операциях советских войск в Белоруссии, Польше, Германии. Будучи разведчиком, мой прадед проявлял отвагу, храбрость, и героизм, продвигаясь впереди пехоты, добывал сведения о местоположении огневых точек противника. Не раз участвовал в отражении контратак фашистов, уничтожая живую сиу противника из личного оружия. Например, в марте 1945 г. в боях за населенный пункт Геншмар, прадед на весельной лодке переправился на западный берег р. Одер, под арт-минометным обстрелом противника выявлял огневые точки фашистов, что позволило их уничтожить огнем нашей батареи, и занять Геншмар. За доблесть и отвагу прадед Павел был награжден- Орденом Красной Звезды (16.04.1945- 02.05.1945); медалью «За отвагу» (01.08.1944 г.) при форсировании р. Висла, участвовал в отражении контратаки противника; Орденом Славы III степени (19.03.1945, 22.03.1945) (Геншмар); Орденом Отечественной войны II степени ( 1985 г).

Ученик 4

Мой прадедушка - ветеран Великой Отечественной войны Борцов Тимофей Степанович- тоже был крестьянином. Он родился в 1910 году в Ставропольском крае, станице Новотроицкая. До войны прадед работал в колхозе, женился и вместе с женой растил своего первенца.

Воевал Тимофей Степанович на 1 Украинском фронте, был санинструктором эскадрона 26 Гвардейского кавалерийского Краснознаменного полка. Мой прадед – пример настоящего патриота, любившего свою родную землю и не щадившего своей жизни, ради спасения раненных солдат. За героизм и стойкость, проявленные в боях, он получил следующие награды: - Орден Отечественной войны II степени – 1985 г. - Орден Красной Звезды- (21.04.1945 г);

- Орден Славы III степени (29.01.1945); - Медаль «За оборону Москвы»;

- Медаль «За отвагу»- ( 23.02.1944г ). Этой награды за храбрость мой прадед удостоился за бой, случившийся 23 февраля 1944 г. В тот день противник пехотой до 2 взводов при поддержке 3 бронемашин и одной самоходной пушки перешел в наступление на оборону 2-го взвода, где и находился мой прадедушка. Отбивая натиск противника, Тимофей Степанович действовал исключительно смело и решительно, своим примером увлекал за собой остальных бойцов. Контратака противника была отбита с большими для него потерями. В этом бою мой прадед уничтожил 4 гитлеровцев и одного взял в плен.

Ведущий Ребята, вы заметили схожесть судеб ваших родных? Давайте познакомимся с еще одной фронтовой историей.

Ученик 5 ( Караев Артем)

Я хочу рассказать о моём прадеде- участнике войны- Лященко Андрее Фёдоровиче. Родился он в селе Шептуховка в 1908 году в семье крестьян, вторым из шести детей. После окончания учебы - 8 классов - служил в армии. После- работал в военкомате Беловского района.

На фронт был призван Беловским РВК в звании старшего лейтенанта в июне 1941 года. Андрей Федорович был назначен политруком роты. Воевал сначала на территории СССР в составе 185 отдельного саперного батальона 45 стрелкового корпуса 159 стрелковой дивизии 3 Белорусского фронта. За свою отвагу и храбрость был награжден медалью "За отвагу". После освобождения Советского Союза, участвовал в освобождении Восточной Европы от фашистов. Отличился при взятии Кенигсберга. После ранения стал командиром интендантской службы. Мой прадедушка дошел до Берлина, участвовал в кровопролитных боях за взятие немецкой столицы. За проявленное мужество и героизм, ему были присвоены ордена «Красной звезды» и «Отечественной войны II степени». А также медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг». К сожалению, ордена не сохранились. Сразу же после битвы за Берлин, вместе с отрядом прадедушка Андрей был отправлен в Маньчжурию. Миссия советских солдат заключалась в том, чтобы освободить её от японских милитаристов. За успешно проведенную военную кампанию, мой прадед был награжден медалью "За победу над Японией".

После войны Андрей Федорович вернулся в родные края. Он стал председателем Пушкарского сельсовета. После- старшим экспедитором Кореневского консервного завода, и с этой должности ушел на заслуженный отдых. Умер в августе 1979года. Жаль, что я знаю о нашем герое, лишь по рассказам бабушки! Я горжусь своим прадедом и его солдатским подвигом!

Я хочу показать вам, ребята, медали моего прадедушки, которые бережно хранятся в нашей семье. Для нас это настоящая семейная реликвия( Демонстрация медалей).

Ведущий- Спасибо за ваши интересные рассказы. Мы убедились, что вы хорошо владеете информацией о боевом пути ваших прадедов. Ребята, какие источники вы использовали для своей исследовательской деятельности? (Ответы обучающихся: pamyat-naroda.ru, podvignaroda.ru, Архив ЦАМО, семейные материалы и др.)

А теперь задание на внимательность! Перечислите награды, которых были удостоены и Асеев Павел Андреевич, и Борцов Тимофей Степанович, и Лященко Андрей Федорович. (Ответы обучающихся)

Ученик 6 ( Мирошникова Дарья)

Война не обошла стороной ни одну семью. Никого… Даже детей… (Звучит песня «Дети войны» на слова И. Резника.

Ведущий

Ребята, кого по вашему мнению, называют термином «дети войны»?

(Школьники делятся своими мыслями- дети войны, это дети, которые родились в довоенное или военное время. Те, у которых не было детства, его украла война…)

Ученик 7 ( Шапарь Светлана)

Дети войны- таких немало в нашем селе. Сейчас они уже старенькие бабульки, но до сих пор, по прошествии стольких десятков лет помнят свое тяжелое военное детство: как умирали от голода их родные, и поистине, настоящим деликатесом была сваренная «в мундирах» картошечка; как носили самотканую холщовую одежду, ходили босиком, ведь сапоги были одни на всю семью; как с 5 лет работали- хозяйничали по дому, пасли и кормили домашнюю скотину, трудились в огороде… И это дети дошкольного возраста! А те, кто постарше, работали в колхозе наравне со взрослыми!

Ученик 6

Я хочу зачитать письмо моей прабабушке Глущенко Вере Владимировне- ребенку войны…

Бабулечка, родная, наконец-то весна пришла! Ура! Я знаю, что это твое любимое время года, и мое тоже. Как же пригревает ласковое солнышко!

Уже почти растаял весь снег, и твоя любимая скамеечка манит посидеть и погреться под теплыми лучами. Теперь мы сможем чаще бывать на свежем воздухе, я буду приходить к нашей скамеечке, чтобы составить тебе компанию на прогулке. Будем разговаривать о том- о сем, я расскажу тебе школьные новости…А ты будешь слушать увлеченно, временами переспрашивать, когда услышишь имена знакомых детей…Какая же ты у нас внимательная и чуткая! И еще я хочу тебе сказать, что ты у нас самая лучшая, самая любимая, самая добрая, самая молодая…И морщинки твои такие милые и родные… Смотрю в твои лучистые глаза и не верится, что тебе уже девятый десяток идет…

Не представляю себе, как ты умудрилась сохранить свою доброту и человеколюбие, пройдя такой сложный жизненный путь? Ведь когда началась война ты, моя бабулечка, была еще ребенком-подростком 13 лет. Рано лишилась отца, мой прапрадед Владимир умер еще до войны, а твоя мать, Прасковья, работала в колхозе. Трудились крестьянки не зная отдыха: пахали, сеяли на коровах. Тяжело было твоей семье с четырьмя детьми выживать. Старшие брат и сестра уехали на Донбасс. А после окончания начальной школы и ты, голубушка, уехала к брату, где тебя и застала война. Вот так и закончилось твое детство. Брат Павел ушел на фронт, а ты нянчила его детей. В такое неспокойное время ты решила вернуться в Шептуховку, домой, к маме. Каким же трудным и долгим оказался этот путь! Ты добиралась пешком 2 месяца! Одна! Голодная и холодная, босая, вшивая, ночевала в лесу или в кустах, вздрагивала от каждого шороха… Но воля твоя была сильнее обстоятельств, ты дошла! А потом бедная твоя мать, выхаживала тебя несколько недель… В селе тоже было нелегко. Поправившись, ты стала работать наравне со взрослыми. Через некоторое время вас эвакуировали в село Скрылевку вместе с хозяйством, так как в Шептуховке хозяйничали немцы. Весть о Победе застала тебя во время работы в поле. Какое это было счастье!!! Все радовались, обнимались, целовались… В 47 году ты вышла замуж, в 48 году родился мой дедушка. В твоей семье было 2 сына, а теперь у тебя 3 внука и 5 правнуков.

Мы все очень благодарны и признательны тебе, наша родная, за твой тяжелый трудовой подвиг, за твою несгибаемую силу воли, стойкий характер и доброту! Как хочется мне быть хоть немного похожей на тебя!

Я хочу верить в то, что война больше не повторится и всегда будет мирное небо над головой! Ты для этого сделала все, что могла…

Ведущий

Ребята, мы сегодня говорим о славном военном прошлом ваших родных. Как оказалось, ни один из них не был профессиональным военным, но жизнь заставила ваших прадедов в совершенстве овладеть военным ремеслом. Вспомните пословицы и поговорки, которые можно отнести к воинской доблести и чести. (Ответы школьников. Например:

  • Бой отвагу любит.

  • Бой- святое дело, иди на врага смело.

  • Честь солдата береги свято.

  • Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

  • Кто смерти не боится, того пуля сторонится.

  • Со щитом или на щите.

  • Смелость города берет.

  • Сам погибай, а товарища выручай.

  • Смелый умирает один раз, а трус- много. И др.)


Заключение

Рефлексия

Ребята, в начале мероприятия вы говорили о том, что хотите быть достойными правнуками своих героических прадедов. Так что, по вашему мнению, это значит?

(Школьники высказывают свои мысли)