II Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
( региональный этап)
Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности
« ПРАВНУКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»
АВТОР : Гракова Татьяна Николаевна, классный руководитель,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шептуховская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
2021 год
1.Пояснительная записка
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Тема мероприятия: «Правнуки победителей», выбор темы обоснован тем,
что обучающимися класса проведена большая исследовательская работа
боевого пути их прадедов в годы Великой Отечественной войны.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия- 13-15 лет ( 7-9 классы)
В воспитательной системе класса одним из ведущих направлений воспитательной деятельности является Патриотическое направление. В рамках этой работы регулярно проводятся внеклассные мероприятия, посвященные памятным датам в истории России, значимым событиям Вов и т.д.
Цель мероприятия- ознакомление обучающихся класса с героическим военным прошлым их прадедов-участников Великой Отечественной войны. Задачи и планируемые результаты - формирование у обучающихся позитивной оценки нравственных качеств: долг, честь, достоинство, добро;
- развитие у школьников патриотизма, гражданственности, чувства долга;
- воспитание любви и уважения к своему Отечеству, Вооруженным силам России, военнослужащим; готовности стать защитником Отечества.
Форма мероприятия- Урок мужества (наиболее эффективная форма подачи исследовательского материала по тематике Вов в данном классе).
Педагогическая технология – проблемная ситуация, словесно-наглядные, поисковые методы.
Ресурсы- (учитель, обучающиеся, мультимедийная установка, презентация, видеосюжеты, музыкальное оформление, план-конспект воспитательного мероприятия.)
Рекомендации- методическая разработка может служить шаблоном для создания мероприятия о Вов на авторском исследовательском материале.
2. Основная часть
Подготовка к воспитательному мероприятию продолжалась не один год, так как велась кропотливая исследовательская работа школьников о боевом пути их прадедов в годы войны 1941-1945 г. Итоги работы были представлены школьниками в проектах «Правнуки победителей», «Георгиевский сбор», «Школьник помнит» и др. Мероприятие создавалось с целью предъявить весь накопленный материал по тематике.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I Организационный момент
Вступление
II Основная часть
III Заключительная часть
Рефлексия
Организационный момент
Звучит песня « Журавли», под песню исполняется танец…
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята! Все дальше в историю уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Сегодня мы отдадим дань памяти вашим прадедам,
Ученик 1 (Жиденов Игорь)
Жители Курской области, Кореневского района и с. Шептуховки внесли весомый вклад в завоеванную Победу. Тысячи воинов-земляков погибли в бою, умерли от ран, пропали без вести. Более 600 человек ушли на фронт из с. Шептуховка, 355 из них не вернулись. Среди них – герой Советского Союза Николай Павлович Паханов.
Имя Николая Павловича Паханова носит пионерский отряд нашей школы. Не так давно мы с вами тоже были пионерами и хорошо знаем о солдатском подвиге нашего односельчанина. При форсировании Днепра в сентябре 1943 г. Николай Павлович проявил мужество и героизм, заменив убитого командира и подняв в атаку однополчан под непрерывным огнем противника. В этом бою Паханов погиб. Но его подвиг не забыт ни в родной Шептуховке, ни в украинском селе Пекари.
Основная часть
Ученик 2 ( Полякова Юлия)
Уже не первый год в нашей стране весной проходит акция «САД ПАМЯТИ». Ее целью является создание зеленого памятника каждому, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. В нынешнем году наш класс принял участие в акции в память о погибших выпускниках Шептуховской школы. Мы высадили саженцы фруктовых деревьев на школьной территории.
Ученик 1
Среди семей наших одноклассников не нашлось ни одной семьи, которой не коснулась бы война. В каждой семье у нас свои герои. И мы хотим быть достойными правнуками. Правнуками победителей.
Ученик 2
Неужели все наши прадеды были настоящими героями, способными совершить подвиг? Насколько я знаю, все они были простыми сельскими жителями. Разве им не было страшно? Неужели они не боялись смерти?
Ведущий
Хороший вопрос. Давайте порассуждаем. Что мы называем подвигом?
(Ответы ребят. Например: Подвиг- это героический поступок, совершенный в трудных условиях.)
Ведущий
Назовите качества, которыми должен обладать человек, способный совершить подвиг.
(Ответы ребят. Например: Чтобы совершить подвиг, человек должен обладать мужеством, силой духа, способностью к самопожертвованию.)
Ведущий
А в каких условиях человек способен проявить эти качества? Способен на героический поступок?
(Ответы ребят. Например: У каждого человека есть те люди, которыми он особенно дорожит: родители, друзья… И когда кому-то из них угрожает опасность, человек готов прийти на помощь, несмотря на риск и угрозу собственной жизни.)
Ведущий
Совершенно верно! Для каждого и нас есть то, что для нас свято: мать, семья, дом, Родина…Любовь к родным людям, к своей малой и большой Родине объединяла и объединяет людей в нашей стране; таких разных, непохожих.
Ученик 2 Стихотворение Константина Симонова «РОДИНА» ( на экране демонстрируются слайды по теме « Красота Курской глубинки»)
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Ведущий Как же точно выразил в стихах Константин Симонов ту беззаветную любовь и преданность своей родине, которая живет в сердце каждого нашего соотечественника!
Ученик 3 (Асеев Иван)
В тяжелые для Родины времена наши люди встают на ее защиту, потому что готовы пожертвовать своей жизнью ради ее жизни. Ведь другой родины нет, и быть не может. Так было и так будет всегда… Это не раз доказывала наша история.
Ученик 4 (Борцов Иван)
Да, и Победа Советских войск в Великой Отечественной войне еще одно тому подтверждение. У меня всегда возникает чувство гордости за наш народ и наших родных, участвовавших в освобождении нашей Родины в 1941-1945 годах! Я хочу поделиться своими впечатлениями, которые я храню с первого шествия Бессмертного полка в нашем селе. Я помню, как мы собрались на школьном дворе, и оттуда наша колонна направилась в центр села. Вместе с моими одноклассниками мы идем плечом к плечу и несем портреты наших прадедов-участников Великой Отечественной войны. А за нами шествуют все жители с. Шептуховка с портретами своих героев, флагами и цветами! Звучат военные песни, кругом цветет сирень, и вся наша людская река направляется к памятнику односельчанам, погибшим в войне 1941-1945. Я встаю у памятника, мне выпала честь быть в почетном карауле, стою по стойке смирно, чуть дышу… Я слышу речи выступающих, голоса детей и взрослых… И понимаю, что на праздничный митинг собрались и те, кого нет рядом…кто прошел испытание войной, но не дожил до этих светлых дней.
Ученик 3
К сожалению, мой прадед Асеев Павел Андреевич умер в 1985 году, когда его внук, мой отец, был совсем еще малышом…Прошло немало лет, но в нашей семье его помнят и считают настоящим героем. Мой прадед родился в 1914 г в с. Ивница Суджанского р-на Курской обл. На фронт был призван в марте 1943 г. Суджанским РВК. Свой боевой путь прошел в качестве разведчика в составе взвода управления 275 Гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка, 4 отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 1 Белорусского фронта. Со своим полком Павел Андреевич прошел от Гомеля до Берлина. Участвовал в наступательно-оборонительных операциях советских войск в Белоруссии, Польше, Германии. Будучи разведчиком, мой прадед проявлял отвагу, храбрость, и героизм, продвигаясь впереди пехоты, добывал сведения о местоположении огневых точек противника. Не раз участвовал в отражении контратак фашистов, уничтожая живую сиу противника из личного оружия. Например, в марте 1945 г. в боях за населенный пункт Геншмар, прадед на весельной лодке переправился на западный берег р. Одер, под арт-минометным обстрелом противника выявлял огневые точки фашистов, что позволило их уничтожить огнем нашей батареи, и занять Геншмар. За доблесть и отвагу прадед Павел был награжден- Орденом Красной Звезды (16.04.1945- 02.05.1945); медалью «За отвагу» (01.08.1944 г.) при форсировании р. Висла, участвовал в отражении контратаки противника; Орденом Славы III степени (19.03.1945, 22.03.1945) (Геншмар); Орденом Отечественной войны II степени ( 1985 г).
Ученик 4
Мой прадедушка - ветеран Великой Отечественной войны Борцов Тимофей Степанович- тоже был крестьянином. Он родился в 1910 году в Ставропольском крае, станице Новотроицкая. До войны прадед работал в колхозе, женился и вместе с женой растил своего первенца.
Воевал Тимофей Степанович на 1 Украинском фронте, был санинструктором эскадрона 26 Гвардейского кавалерийского Краснознаменного полка. Мой прадед – пример настоящего патриота, любившего свою родную землю и не щадившего своей жизни, ради спасения раненных солдат. За героизм и стойкость, проявленные в боях, он получил следующие награды: - Орден Отечественной войны II степени – 1985 г. - Орден Красной Звезды- (21.04.1945 г);
- Орден Славы III степени (29.01.1945); - Медаль «За оборону Москвы»;
- Медаль «За отвагу»- ( 23.02.1944г ). Этой награды за храбрость мой прадед удостоился за бой, случившийся 23 февраля 1944 г. В тот день противник пехотой до 2 взводов при поддержке 3 бронемашин и одной самоходной пушки перешел в наступление на оборону 2-го взвода, где и находился мой прадедушка. Отбивая натиск противника, Тимофей Степанович действовал исключительно смело и решительно, своим примером увлекал за собой остальных бойцов. Контратака противника была отбита с большими для него потерями. В этом бою мой прадед уничтожил 4 гитлеровцев и одного взял в плен.
Ведущий Ребята, вы заметили схожесть судеб ваших родных? Давайте познакомимся с еще одной фронтовой историей.
Ученик 5 ( Караев Артем)
Я хочу рассказать о моём прадеде- участнике войны- Лященко Андрее Фёдоровиче. Родился он в селе Шептуховка в 1908 году в семье крестьян, вторым из шести детей. После окончания учебы - 8 классов - служил в армии. После- работал в военкомате Беловского района.
На фронт был призван Беловским РВК в звании старшего лейтенанта в июне 1941 года. Андрей Федорович был назначен политруком роты. Воевал сначала на территории СССР в составе 185 отдельного саперного батальона 45 стрелкового корпуса 159 стрелковой дивизии 3 Белорусского фронта. За свою отвагу и храбрость был награжден медалью "За отвагу". После освобождения Советского Союза, участвовал в освобождении Восточной Европы от фашистов. Отличился при взятии Кенигсберга. После ранения стал командиром интендантской службы. Мой прадедушка дошел до Берлина, участвовал в кровопролитных боях за взятие немецкой столицы. За проявленное мужество и героизм, ему были присвоены ордена «Красной звезды» и «Отечественной войны II степени». А также медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг». К сожалению, ордена не сохранились. Сразу же после битвы за Берлин, вместе с отрядом прадедушка Андрей был отправлен в Маньчжурию. Миссия советских солдат заключалась в том, чтобы освободить её от японских милитаристов. За успешно проведенную военную кампанию, мой прадед был награжден медалью "За победу над Японией".
После войны Андрей Федорович вернулся в родные края. Он стал председателем Пушкарского сельсовета. После- старшим экспедитором Кореневского консервного завода, и с этой должности ушел на заслуженный отдых. Умер в августе 1979года. Жаль, что я знаю о нашем герое, лишь по рассказам бабушки! Я горжусь своим прадедом и его солдатским подвигом!
Я хочу показать вам, ребята, медали моего прадедушки, которые бережно хранятся в нашей семье. Для нас это настоящая семейная реликвия( Демонстрация медалей).
Ведущий- Спасибо за ваши интересные рассказы. Мы убедились, что вы хорошо владеете информацией о боевом пути ваших прадедов. Ребята, какие источники вы использовали для своей исследовательской деятельности? (Ответы обучающихся: pamyat-naroda.ru, podvignaroda.ru, Архив ЦАМО, семейные материалы и др.)
А теперь задание на внимательность! Перечислите награды, которых были удостоены и Асеев Павел Андреевич, и Борцов Тимофей Степанович, и Лященко Андрей Федорович. (Ответы обучающихся)
Ученик 6 ( Мирошникова Дарья)
Война не обошла стороной ни одну семью. Никого… Даже детей… (Звучит песня «Дети войны» на слова И. Резника.
Ведущий –
Ребята, кого по вашему мнению, называют термином «дети войны»?
(Школьники делятся своими мыслями- дети войны, это дети, которые родились в довоенное или военное время. Те, у которых не было детства, его украла война…)
Ученик 7 ( Шапарь Светлана)
Дети войны- таких немало в нашем селе. Сейчас они уже старенькие бабульки, но до сих пор, по прошествии стольких десятков лет помнят свое тяжелое военное детство: как умирали от голода их родные, и поистине, настоящим деликатесом была сваренная «в мундирах» картошечка; как носили самотканую холщовую одежду, ходили босиком, ведь сапоги были одни на всю семью; как с 5 лет работали- хозяйничали по дому, пасли и кормили домашнюю скотину, трудились в огороде… И это дети дошкольного возраста! А те, кто постарше, работали в колхозе наравне со взрослыми!
Ученик 6
Я хочу зачитать письмо моей прабабушке Глущенко Вере Владимировне- ребенку войны…
Бабулечка, родная, наконец-то весна пришла! Ура! Я знаю, что это твое любимое время года, и мое тоже. Как же пригревает ласковое солнышко!
Уже почти растаял весь снег, и твоя любимая скамеечка манит посидеть и погреться под теплыми лучами. Теперь мы сможем чаще бывать на свежем воздухе, я буду приходить к нашей скамеечке, чтобы составить тебе компанию на прогулке. Будем разговаривать о том- о сем, я расскажу тебе школьные новости…А ты будешь слушать увлеченно, временами переспрашивать, когда услышишь имена знакомых детей…Какая же ты у нас внимательная и чуткая! И еще я хочу тебе сказать, что ты у нас самая лучшая, самая любимая, самая добрая, самая молодая…И морщинки твои такие милые и родные… Смотрю в твои лучистые глаза и не верится, что тебе уже девятый десяток идет…
Не представляю себе, как ты умудрилась сохранить свою доброту и человеколюбие, пройдя такой сложный жизненный путь? Ведь когда началась война ты, моя бабулечка, была еще ребенком-подростком 13 лет. Рано лишилась отца, мой прапрадед Владимир умер еще до войны, а твоя мать, Прасковья, работала в колхозе. Трудились крестьянки не зная отдыха: пахали, сеяли на коровах. Тяжело было твоей семье с четырьмя детьми выживать. Старшие брат и сестра уехали на Донбасс. А после окончания начальной школы и ты, голубушка, уехала к брату, где тебя и застала война. Вот так и закончилось твое детство. Брат Павел ушел на фронт, а ты нянчила его детей. В такое неспокойное время ты решила вернуться в Шептуховку, домой, к маме. Каким же трудным и долгим оказался этот путь! Ты добиралась пешком 2 месяца! Одна! Голодная и холодная, босая, вшивая, ночевала в лесу или в кустах, вздрагивала от каждого шороха… Но воля твоя была сильнее обстоятельств, ты дошла! А потом бедная твоя мать, выхаживала тебя несколько недель… В селе тоже было нелегко. Поправившись, ты стала работать наравне со взрослыми. Через некоторое время вас эвакуировали в село Скрылевку вместе с хозяйством, так как в Шептуховке хозяйничали немцы. Весть о Победе застала тебя во время работы в поле. Какое это было счастье!!! Все радовались, обнимались, целовались… В 47 году ты вышла замуж, в 48 году родился мой дедушка. В твоей семье было 2 сына, а теперь у тебя 3 внука и 5 правнуков.
Мы все очень благодарны и признательны тебе, наша родная, за твой тяжелый трудовой подвиг, за твою несгибаемую силу воли, стойкий характер и доброту! Как хочется мне быть хоть немного похожей на тебя!
Я хочу верить в то, что война больше не повторится и всегда будет мирное небо над головой! Ты для этого сделала все, что могла…
Ведущий
Ребята, мы сегодня говорим о славном военном прошлом ваших родных. Как оказалось, ни один из них не был профессиональным военным, но жизнь заставила ваших прадедов в совершенстве овладеть военным ремеслом. Вспомните пословицы и поговорки, которые можно отнести к воинской доблести и чести. (Ответы школьников. Например:
Бой отвагу любит.
Бой- святое дело, иди на врага смело.
Честь солдата береги свято.
Если по-русски скроен, то и один в поле воин.
Кто смерти не боится, того пуля сторонится.
Со щитом или на щите.
Смелость города берет.
Сам погибай, а товарища выручай.
Смелый умирает один раз, а трус- много. И др.)
Заключение
Рефлексия
Ребята, в начале мероприятия вы говорили о том, что хотите быть достойными правнуками своих героических прадедов. Так что, по вашему мнению, это значит?
(Школьники высказывают свои мысли)