Внеклассное мероприятие «В мире профессий»
Ход мероприятия
Классный руководитель:
Сегодняшний классный час мы проведём, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать своё место в нём. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. «В мире профессий» - так называется специальный выпуск нашего устного журнала.
Классный руководитель:
Сегодняшний выпуск нашего журнала посвящён профессиональной ориентации. Вас ждут такие рубрики: «Немного статистики». «Ты и твоя профессия», «Профессиональные характеристики человека», «Это мой выбор», «Преданные профессии», «Новые профессии в 21 веке», «Минутка для шутки», «Колледжи Костромской области», «Музыкальная пауза», «Профессия - любимая моя», «Типичные ошибки при выборе профессии» Надеемся, что материалы сегодняшнего номера станут для вас ориентиром в океане профессий. Итак, открываем первую страницу нашего журнала.
Ученик (Зеленов Дима):
Классный руководитель:
Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа – такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего – в мире более 50 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить, как правильно сделать этот выбор.
Прежде поговорим о том, какие профессии востребованы в нашем районе, в селе. Следующая страница журнала «Немного статистики».
Ученик (Панова Регина): 1 страница.
Классный руководитель:
Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие – около половины – так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры – технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, рабочие разных специальностей. А их то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема – только плати и занятия не прогуливай! Но после окончания учёбы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных.
Почему же так получилось: с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица, лишние люди? Всему виной ошибка при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
Следующая страница – «Ты и твоя профессия»
Ученик (Филенева Анна): У меня растут года, будет мне 17.
Где работать мне тогда, чем заниматься?
Говорят, что в мире существует более 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. России все профессии объединяют в пять больших групп, типов в зависимости от предмета труда.
1 тип: человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
2тип: человек – техника. Это люди, использующие технические устройства.
3тип: человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей.
4 тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своём труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, нот, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.д.
5тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
С помощью теста «Ты и твоя профессия» мы узнали, к какому типу профессии у нас есть наклонности. Результаты таковы:
Этот тест – только очень приблизительная оценка профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счёте всё решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию. А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Классный руководитель:
От выбора профессии зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Что же такое профессия? На следующей странице даны толкования словам, которые вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Ученик (Григорьева Полина): 3 страница
Классный руководитель:
Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу – надо».
Ученик (Попова Елизавета) Следующая страница журнала – «Это мой выбор». 4 страница.
Классный руководитель:
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу –это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу – это всё, что мне по силам, по способностям;
надо – это всё, что нужно для общества, страны
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трёх окружностей. В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы – реальные, конкретные, позитивные. В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности. А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем – они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения
Ученик (Буракова Карина): сейчас мы будем читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание?
-Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у неё особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. (№1).
- Лена не может быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звёзд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах, Она и решила стать воспитателем и попала в точку. (№2).
- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает, как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№ 3).
Классный руководитель
Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, всё дело в наших «хочу» и «могу»?
- У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию по душе.
- У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, то она не сможет найти работу.
Классный руководитель: Что бы вы посоветовали Тане и Лене?
Ученик: -Тане нужно разобраться в своих целях, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть получить дополнительное образование.
Классный руководитель
Страница 5. «Преданные профессии». У нас в районе много таких людей, которые выбрали профессию по душе и остаются верны ей, работая на своём месте с полной отдачей. Кроме этого, мы представили на стенде «Профессии наших родителей» фотографии наших родителей на рабочем месте.
Классный руководитель:
В последнее время в России появились новые профессии. О некоторых из них коротко расскажет Новоселов Женя. Итак, «Новые профессии в 21 веке» Страница 6
(Приложение 1)
Классный руководитель: Следующая страница 7
«Минутка для шутки» (Кузнецова Ульяна, Ласточкин Сергей, Бураков Ярослав)
Классный руководитель:
Мы совершим виртуальную экскурсию по учебным заведениям Костромской области
Страница 8 (Приложение 2)
Классный руководитель:
Много песен есть о различных профессиях. Следующая страница «Музыкальная пауза». Мы предлагаем вспомнить некоторые из них (Приложение 3).
Классный руководитель:
В нашем классе есть ребята, которые уже определились в своей будущей профессии. Аверкиев Александр «Профессия -любимая моя» Страница 10 (Приложение 4)
Классный руководитель:
Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?». И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошёл бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе? Как вы считаете? (выслушать ответы ребят).
И, наконец, какие ошибки могут быть при выборе профессии? страница 11).
Классный руководитель
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбирали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в разных областях. Успехов вам на этом пути!!!
Рефлексия:
- Какие впечатления у вас от нашего разговора?
- Что для вас было новым?
- Что вам показалось наиболее полезным?