Тема : Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить.
Цель: формирование у детей понятий о дружбе и правилах дружбы. Задачи: 1) Обсудить с детьми понятие «дружба», качества, которыми должны обладать друзья для создания крепкой дружбы. Расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
2) Развивать умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
3) Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
- формируем умение определять цель деятельности на уроке;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
- формируем умение представлять информацию в виде схемы;
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема внеклассного занятия. А о чем мы будем говорить, вы узнаете с помощью моей подсказки., . Подсказка: к этому слову подходят определения«крепкая», «долгая», «настоящая».
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи ко мне скорее, я скучаю
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно.
А ещё нам нужна наша… ( дружба).
- Какое же слово получилось? ( Дружба.) (Слайд 2)
Теперь вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить. О дружбе. И тема нашего внеклассного занятия «Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить». Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов. Как вы понимаете слово «дружба»? Кто такой друг? Что значит дружить? И сегодня мы должны составить правила дружбы. Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Итак, дети, что же такое дружба? Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов. Дети читают стихи. (Слайд 3)
Давайте отложим дела "на потом",
О дружбе расскажем, о дружбе споем.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость, согреет теплом.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье – Дни, недели, месяц или год.
Дружба – главное чудо всегда,
Радость встреч нам с тобою дарящее,
И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. Ребята, а кого мы можем назвать другом?
Истинный друг не только тот ,кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни.
Настоящий друг - это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. (Слайд 4)
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот , кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких. (Читает ученица).
3).Что значит дружить? Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья - это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка. Как вы ее понимаете? А для того, чтобы дружба была крепкой, мы «построим» с вами дом Дружбы и запишем правила дружбы. В течение всего нашего занятия мы попробуем их узнать и записать.
1 правило.
1) Упражнение «Отражение».
- Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды. Превратитесь в :
Сердитого льва.
Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.
Печального и грустного козлёночка.
Злого волка.
Радостную мартышку.
- Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?
- Конечно, улыбаться было приятней. Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей
С чего начинается дружба? Какое первое правило дружбы? (УЛЫБАЙСЯ) ( Слайды, 5,6) Улыбайся, веселись с друзьями (Танец «Капитошка»)_
2 правило
2) Стихотворение «Яма» - Вспомним стихотворение «Яма» - Яму копал? - Копал. - В яму упал? - Упал - В яме сидишь? - Сижу. - Лестницу ждёшь? - Жду. - Яма сыра? - Сыра. - Как голова? - Цела. - Значит живой? - Живой. - Ну, я пошёл домой. - Как поступил мальчик? - Как правильно поступить в этой ситуации? - Какое будет следующее правило? (ПОМОГАЙ) (Слайд7 )
Друг не будет смотреть свысока, Наизусть он характер твой выучит. Нужно верить , что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы действительно помогли своему другу в трудную минуту?
(Например, ребёнок плачет: сломал карандаш)
3 ПРАВИЛО.
3) Стихотворение «Ёжик» (О. Высотская)
- Прослушайте стихотворение О. Высотской «Ёжик»
Серёжа очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря ежом зовут.
Девчонки просят: Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет, всех смеша:
– Не уколитесь об ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем …
- Почему мальчик не разговаривает ни с кем? (обижен, его обзывают)
- Как его обзывают? А вам нравится, когда вас обзывают?
- Правильно ли мы предположили по названию стихотворения, что в нём будет говориться о мальчике, а не о животном?
- Какое же будет следующее правило? (НАЗЫВАЙ ДРУГА ПО ИМЕНИ) Слайд 8
- Обратись к соседу по парте по имени с какой-нибудь просьбой или пожеланием. - Кто нам покажет, как нужно это сделать? 1 ученица
Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И никому как будто не нужны…
2 ученица
И светит солнышко неярко,
И нет желанья рисовать.
Читать, играть не интересно,
Ну, как скажите не скучать .
1 ученица.
Мир сразу красками наполнится,
Изменится вдруг все вокруг!
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг!
4 ПРАВИЛО 4) Стихотворение «Друг».
Друг напомнил мне вчера, Он мне высохнуть помог.
Сколько делал мне добра. Он для милого дружка
Карандаш мне дал однажды, Не жалел и пирожка:
Я в этот день забыл пенал, Откусить мне дал когда-то,
В стенгазете, чуть не в каждой, А теперь представил счет.
Обо мне упоминал. Не влечет меня , ребята,
Я упал и весь промок- Больше к другу не влечет.
- Почему не влечёт к такому другу?
- Чем можно делиться с друзьями? Какое же будет следующее правило? (Делись бескорыстно).Слайд 8).
6) 5 правило. Кроссворд «Найди конец пословицы
- Сейчас вспомним пословицы о дружбе. Я буду называть начало, а последнее слово – называете вы. Оно и будет отгадкой в кроссворде. ».(Слайд 9)
Нет друга – ищи, а нашёл – /береги/.
2. Не имей сто рублей, а имей сто /друзей/.
3. Старый друг лучше новых /двух/.
Человек без друзей, что дерево без /корней/.
Дружба – как стекло, разобьешь – не /сложишь/.
| | 3 | д | в | у | х | | |
| 4 | к | о | р | н | е | й | |
| | 1 | б | е | р | е | г | и |
| 2 | д | р | у | з | е | й | |
5 | с | л | о | ж | и | ш | ь | |
- Какое слово получилось в выделенных клетках?
- Следующее правило? (БУДЬ ДОБРЫМ) Слайды 10, 11Главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. А сейчас ребята инсценируют сказку о дружбе.
6) Сказка «О дружбе». 6 правило.
Ведущий:
Как-то заинька трусишка,
Зайка - серые штанишки,
Повстречал в лесу лисичку,
Очень хитрую сестричку,
Зайка лиску увидал,
Как осинка задрожал.
А лисичка - то хитрит
И зайчишке говорит:
Лиса:
Что ты, заинька, дрожишь?
Что ты, серенький, молчишь?
Не приветствуешь меня,
Ведь с тобою мы друзья.
Дай тебя я обниму,
Лапку я твою пожму.
Заяц:
Ой, боюсь, боюсь тебя,
Съешь ты, лисонька, меня!
Ведущий:
Только треснул вдруг сучок,
Слышит лиска голосок:
Еж:
Не пожмешь! И не старайся!
И отсюда убирайся!
Друга съесть тебе не дам!
Лапы прочь! А то поддам!
Ведущий:
Видит зайка из-под елки
Выбегает еж из норки,
Палкой он лисе грозит
Ну, а та как побежит!
И лишь пятки засверкали,
Только лиску и видали.
- Чему нас учит эта сказка? ( Защищать друзей.)
Слайд 11) Викторина «Кто с кем дружит?»
Игра «Кто с кем дружит?»
( На экране написаны имена героев мультфильмов)
- Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен?
Слайд 12. 1. Забавные бурундучки Чип и... (Дейл).
Слайд 13 2. Добрая Белоснежка и... (семь гномов).
Слайд 14 3. Забавный Винни Пух и... (Пятачок).
Слайд 15 4. Добрый Малыш и... (Карлсон).
Слайд 16 5. Доверчивый Буратино и... (Мальвина, Пьеро).
Слайд 17 6. Зеленый крокодил Гена и... (Чебурашка).
Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили -не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов.
( Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел ).
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда).
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону?
( Малиновое варенье ).
-Ребята, ведь правда, что друзьями могут быть и животные? У кого дома есть питомцы? Вы за ними ухаживаете? (молодцы)
А у кого какие животные?
Ведь вы знаете, что животные заботятся о нас так же, как и мы о них. Например, собаки приносят нам тапочки, газеты. Кошечки ложатся с нами, когда нам грустно, а ночью охраняют наш сон. Они любят играть с нами. Но и мы должны оберегать их. Кормить их, купать, играться с ними и просто любить и оберегать.
7) Стихотворение о дружбе. 7 правило.
Со Светкой соседкой Что с папой они
Не буду водиться- Еще с детства дружили,
Она - то смеется, то плачет, И вместе играли,
То злится. И рыбу удили.
Но мама сказала, С такою девчонкой
Что так не годится, Как мама моя,
Что с девочкой нужно Конечно, бы мог
Уметь подружиться. Подружиться и я!
- Чему нас учит это стихотворение? (Слайд 18)( Не обижать девочек и дружить с ними.)
8 правило. Друзья.
- Кто кого обидел первым? - Вы же раньше так дружили.
- Он меня. - Я дружил.
- Нет, он меня. - И я дружил.
- Кто кого ударил первым? - Что же вы не поделили?
- Он меня. - Я забыл.
- Нет, он меня. - И я забыл.
- О чём же самом главном забыли ребята? (о правилах дружбы).
(Не ссориться и прощать друг друга.) Слайд 19
Что такое дружба? Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей,
Спросила я у зверя:
Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
Дружба - что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Песня о дружбе . ( Исполняют девочки).
^ Заключительная часть:
Какие основные правила дружбы мы с вами составили? (Слайд 20)
1Улыбайся, радуйся с друзьями.
2).Помогай другу в беде.
3)Уважай друзей, называй их по имени.
4).Делись с друзьями бескорыстно, не жадничай.
5)Защищай своих друзей.
6).Будь добрым ,заботься о здоровье друзей.
7).Девочки и мальчики, дружите и не обижайте друг друга!
8).Не ссорься, умей признавать свои ошибки.
9).Уважай интересы своих друзей.
10).Уважай право друга иметь друзей, кроме тебя.
^ Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Подведение итога занятия.
- О чём же главном мы говорили сегодня?
Давайте вернемся к нашим вопросам из начала урока, посмотрите на доску. ( Как вы понимаете слово «дружба»? Кто такой друг? Что значит дружить? ) Молодцы, ребята! Теперь вам стало все яснее, ведь каждый человек должен понимать, что друзья - это очень важно.
Вот и подошло к концу наше внеклассное занятие. Скажите, дети, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?
Я очень рада, что вам было интересно! И в конце нашего занятия я хотела бы добавить: помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. (Слайд 21) Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: « Ребята, давайте жить дружно!» И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь! На память о нашем внеклассном занятии кот Леопольд дарит вам свою фотографию , чтобы вы никогда не ссорились
.(Слайд 22)