Внеклассное занятие: «Основные певческие навыки»
ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
Для того чтобы обучать детей правильному пению следует соблюдать певческую установку. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание. При обучении детей пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Стулья должны соответствовать росту учеников. Во время пения ученики 1-2 классов должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При слушании музыки ребята могут прислониться к спинкам стульев). Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.
Разучивать песни надо сидя. А уже разученные песни можно петь стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее, и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя, голова держится прямо, руки опущены.
Организация учащихся на занятиях – одно из существенных условий для лучшего усвоения материала и для развития музыкальных способностей.
В начальных классах учащихся обучают простейшим навыкам:
-правильному звукообразованию
-правильному дыханию
-хорошей дикции
-чистоте интонации
-ансамблю – стройному согласованному пению.
Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.
1) Звукообразование.
Это способ извлечения звука. Ребята должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример – педагогу также следует петь высоко, поскольку ученики начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.
Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Учащимся 1-го класса свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самого первого класса, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяжности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
2) Дыхание.
В пении большое значение имеет дыхание. На музыкальных занятиях дыхание учащихся укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы ученики брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые ребята дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно педагогу показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где брать. И ученик справляется с этим.
Чтобы помочь ученикам научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песня с короткими музыкальными фразами. В старших классах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).
От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении учеников пению учитель не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы ребят при вдохе не поднимали плечи, чтобы он был бесшумным, спокойным, подводит к тому, чтобы вдох был медленный и к умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.
3) Дикция.
Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационного, точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствует протяженность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется изменение напряжения, крикливость.
Педагог должен научить учащихся певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.
Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) – протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясной дикции надо следить так же и за четким произношением согласных.
Если в пение согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным, выразительным, надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в русской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слова березка, кудрявая и т. д.
Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо петь : «карова», а не «корова»; «актябрь», а не «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е» как «и». Например: «А на мостик волк нас не пускает», на мосту он серый отдыхает» (песня «На мосточке», музыка А. Филиппенко).
Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре», но не в «октибре».
Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на согласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполнять нужно: ого-ньки све-рка-ют.
Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Например: « Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить.
Некоторые согласные в конце слов меняют свое звучание. Например: пишется – листопад, а поется – листопат. (песня м. Красева «Падают листья»)
Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Например: поют што, а не что; хочецца, а не хочется; снек, а не снег, атчего, а не отчего; рыпка, а не рыбка.
Условием хорошей дикции, выразительного пения являются понимание учениками смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в пении определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Правильному произношению слов способствуют:
- Выразительное чтение с педагогом текста песни в процессе ее разучивания;
- Коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
4).Чистота вокальной интонации.
Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточится на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.
В каждом классе встречаются дети поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних – не в порядке голосовой аппарат, другие – плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи – застенчивы, четвертые – не обладают устойчивым вниманием. Часто у ребят бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумение извлечь звук.
Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации необходимо:
- Выбирать песни, удобные по диапазону для данного класса. С короткими фразами, между которыми можно брать дыхание.
- Давать ученикам слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей.
- Систематически повторять разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения.
- Петь ученикам не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда они лучше слышат себя и друг друга.
- Вырабатывать у учащихся умение себя слышать, осознавать качество своего исполнения.
- Фальшиво поющим ребятам уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать так, чтобы они сидели ближе к учителю, лучше слышать его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих ребят сидящих сзади (в работе с такими учениками полезно отличать, поощрять каждое достижение).
- Транспонировать мелодию в ту тональность, в которой ученикам удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.
Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д.
Проводя индивидуальные занятия, нужно учитывать особенности каждого ученика. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше». Другому – какое положение придать губам, третьему предлагает спеть погромче или, наоборот – легче, тише.
5). Ансамбль.
Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать учеников слушать себя и других, сливаться сообщим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих ребят, вниманием педагога к тому, чтобы ученики одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с учениками первых классов учитель должен обучать простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.
Для того чтобы научить стройному согласованному пению, необходимо, прежде всего, перед началом пения сконцентрировать внимание учащихся. Если в песне есть фортепианное вступление, то учитель подает знак – взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. В некоторых случаях можно сконцентрировать внимание, сыграв первый интервал песни или первый звук. Дети пропевают его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь мелодию по знаку учителя.
В практической работе применяются и дирижирование хором. К дирижерскому жесту прибегают в тех случаях, когда пение проводится без инструментального сопровождения или когда в общем, пении участвуют несколько классов. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить учащихся чувствовать характер музыкального произведения и передавать его без помощи дирижера.
Все певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.
Обучать пению следует на разных по содержанию и музыкальному стилю песнях: народных; композиторов – классиков и современных композиторов.