СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Устное народное творчество"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Устное народное творчество"»

Открытое внеклассное занятие

Тема: «Устное народное творчество»

Цель: формировать знания воспитанников об устном народном творчестве.

Задачи:

- уточнить знание ребят о жанрах русского народного творчества;

- развивать познавательную активность ребят, память, внимание, мышление, связную речь;

- воспитывать положительную мотивацию, доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать интерес к прошлому наших предков, любовь к Родине.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: презентация, иллюстративный материал, пословицы, поговорки, частушки, считалки, потешки, колыбельные песни, сказки.


На доске записан эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки нашей школы - интерната, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем классе, а в просторной светелке деревенского дома, этому соответствует обстановка нашего класса. Собрались мы, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки.

Воспитатель: Ребята, что означают слова «Русь», «Россия»?

(ответы детей: это наша родина, это наши традиции, это наша культура, это наша история)

Воспитатель: каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершать подвиги, знать историю.

Сегодня на нашем занятии мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в страну устного народного творчества.

- Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

- Ответы воспитанников.

Беседа воспитателя по теме.

Устное народное творчество – это «народная мудрость». Русский народ создавал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то , что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, пропускал какую – то часть, для того, чтобы ещё интереснее было. Получалось, что над песней, сказкой, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Всё это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» - и называются устное, создавал эти произведения народ – поэтому народное, творил, придумывал – поэтому творчество.

Воспитатель: целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце 18 века учёные начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки. И всё это называется в наше время фольклором.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну «Устное народное творчество» и вы будете активными участниками. Вот перед вами карта удивительной страны и первая остановка «Колыбельная песня»


1 ученик.

  Колыбельная песня - это песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме.

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство. Они всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон.

  Колыбельные песни наполнены материнской любовью. Сыну или дочери мать желает в песенках удачу и благополучие: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». Частым персонажем колыбельных песенок является кот – котенька – коток.

Баиньки, баиньки Котя, котенька – коток,

Купим сыну валенки, Котя, серенький хвосток,

Наденем на ножки, Приди, котик, ночевать;

Пустим по дорожке. Мою детоньку качать, прибаюкивать.

Будет наш сынок ходить Уж как я тебе, коту,

Новы валенки носить. За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

Ах ты, котинька,

Ты мой серенький,

Как тебя не любить,

Хвостик беленький!

Ты пшеничку размолол,

Молочком её развёл,

Ване кашку сварил,

Кашкой Ваню накормил,

После спать уложил.

Воспитатель. Следующий пункт нашего путешествия в страну «устного народного творчества» - потешка, прибаутка.


2 ученик

 Потешка  - это  песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей, игры с малышом. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока». У ребёнка вырабатывается привычка соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. Давайте с вами вспомним потешку, которая всем нам известна с ранних лет.

«Водичка, водичка

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы зубки белели,

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок»


Посылали молодицу

Под горушку по водицу,

А водица далеко, а ведерко велико.

Наша Катя подрастёт,

Катя силы наберёт,

Станет по воду ходить,

Вёдра красные носить.


Прибаутка - это стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Так не идёт!

Так сам иди!

Так он меня не пускает!


Летел соколок

Через бабушкин дворок,

Уронил сапожок.

- Подай, бабка, сапожок!

Подай, дедка, сапожок!

- А нам недосуг!

Нам коровушку доить,

Нам телёночка поить,

Малых детушек кормить!


Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

- Куда, Фома, едишь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.


Воспитатель: продолжаем наше путешествие и следующий пункт остановки в городе устного народного творчества – считалка.


3 ребёнок:

Считалка  - это весёлые стихи с четким ритмом, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Баба сеяла горох

Уродился он неплох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!


Тучи, тучи, тучи, тучи

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он.

Кто не верит – выйдет вон!


Крутим прыгалки быстрее –

Выбегаем веселее.

Ты прыжки свои считай –

Зацепился – вылетай!


Воспитатель: мы продолжаем наше путешествие и следующая остановка «Скороговорка»


4 ребёнок:

Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – веселая и безобидная игра и быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Вся прелесть скороговорок в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь»

Я предлагаю вам произнести некоторые из них, участвуют команда девочек и мальчиков. Участники команд должны по очереди проговорить предложенные скороговорки в быстром темпе.

Команда мальчиков.

- Все бобры для своих бобрят добры;

- Задрожали зайки, увидев волка на лужайке;

- Иней лёг на ветви ели

Иглы за ночь побелели.

- На дороге деревушка:

Старик да избушка.

- Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл;


Команда девочек.

- Белые бараны били в барабаны;

- Слижком много ножек у сороконожек;

- Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

- Дятел лечит старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

- Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Физминутка.

Воспитатель: А теперь, ребята ,встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо влево,

Тихо сели, вновь за дело.


Воспитатель. Мы продолжаем наше путешествие и следующая остановка «Пословица»


5 ребенок.

«Без пословиц не проживешь» - говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.

Я сейчас начну пословицу, а вы продолжите концовку этой пословицы:

- Старый друг лучше …(новых двух)

- Семь раз отмерь…(один раз отрежь)

- Терпение и труд…(всё перетрут)

- Деревья смотри в плодах…(а людей в делах)

- Нет друга, так ищи…(а нашёл, так береги)

- Труд кормит…(а лень портит)

- Дом вести… (не руками трясти)

- Поздно встанешь…(мало сделаешь)

- Мороз не велик…(а стоять не велит)

- По одёжке встречают…(по уму провожают)

- Под лежачий камень…(и вода не течёт)

- Скучен день до вечера…(коли делать нечего)

Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы знаете пословицы. Вы должны подобрать к тексту нужную пословицу.

- Игорь проиграл Михаилу партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывать, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Михаил? (После драки кулаками не машут)

- Ольга села делать уроки, но увидев в окне подруг, попросила у своей мамы разрешение погулять. Какую пословицу напомнила Ольге мама? (Делу время, а потехе час. Кончил дело – гуляй смело).

- Долго не заходили к Алексею в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алексей был знаком с самого детства, пришёл навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алексей? (Старый друг лучше новых двух)

Воспитатель: Следующий пункт нашего путешествия «Загадки»


6 ребёнок.

 Загадка - это мудрёный вопрос, данный человеку для того, что бы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Загадка – игра на узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано.

Ребёнок: предлагаю вам конкурс «Загадочная загадка»

- С утра на ногах, а куда идут, сами не знают (Башмаки)

- Что без боли и печали приводит в слёзы (Лук)

- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (Сом)

- Два братца через дорогу живут (Глаза)

- Их не сеют , не сажают, они сами растут (Волосы)

- Некого не обижает, а все её толкают (Дверь)

- Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы (Санки)

- Если б не было его, не сказал бы ничего (Язык)

-Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (Ноги)

- Без рук, без ног, а в гору лезет (Тесто)

Воспитатель. Путешествуем дальше и следующая остановка «Русские народные сказки».


7 ребёнок.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верование и обычаи. Сказка была интересна нашим предкам своей занимательностью и необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.

Я предлагаю вам сказочный марафон, нужно угадать загадку и назвать русскую народную сказку.


- Красная девица грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка! ( «Снегурочка»)

- Румяный круглый паренёк

Сбежал из дома на денёк.

С весёлой песенкой бродил,

И все напасти обходил.

До той поры пока в лесу

Не встретил хитрую лису. ( «Колобок»)

-Парень слез с любимой печки,

За водой поплёлся к речке.

Щуку в проруби поймал –

И с тех пор забот не знал («По щучьему велению»)

- Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…( «Лиса и журавль»)

- В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька спаси меня,

Реченька спаси меня! ( «Гуси – лебеди»)

- Отворили дверь козлята

И пропали все куда – то! ( «Волк и семеро козлят»)


Итог занятия.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частице этого волшебного искусства.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.

- Скажите ребята, о каких жанрах устного народного творчества мы сегодня говорили на нашем занятии?

- Как по- другому можно назвать устное народное творчество? (фольклор)


- Народное творчество сохранило «зёрна» мудрости народа, от старины до наших дней. В ней раскрывается: любовь к Родине, любовь к родной природе, уважение к старшим, уважение и сохранение семейных ценностей, воспитание младшего поколения.

Я предлагаю вам читать эти книги, и продолжать знакомится с устным народным творчеством. В конце нашего занятия я предлагаю ещё один конкурс «Определи жанр произведения»

- Ходит Сон у окон

Ходит к Дрёме на поклон.

Ты входи – ка Дрёма, в дом,

Напусти нам угомон (колыбельная)

- Чик, чики, чикалочка!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчики на тачке,

Мальчик на собачке (потешка)

- Летит орлица

По синему небу

Крылья распластала,

Солнышко застлала (небылица)

- На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной

Кто ты будешь такой? (Считалка)

-В пруду у Поликарпа

Три карася, три карпа (скороговорка)

- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться (пословица)


















ГКОУ КК школа – интернат

ст. – цы Ленинградской











Открытое внеклассное занятие


«Устное народное творчество»



















Составитель: воспитатель

Борисова С.П.






2022г. 7 класс