Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
“Смольненская основная общеоразовательная школа”
Ичалковского района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО “____” _________________2019г. | Утверждена руководителем Образовательного учреждения __________________ М. С. Дьякова “____” _____________2019г. |
Рабочая программа
(внеурочная деятельность)
“Микромир вокруг нас”
4 класс
Составитель: Платонова Светлана Павловна
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Микромир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО от 06 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785
Программа предполагает различные уровни познавательной активности и мыслительной деятельности учащихся.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 4 классов, на 1 год обучения.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся с использованием цифровых технологий (микроскоп и компьютер).
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием микромира;
познакомить учащихся с видами микроскопов;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать интерес к окружающему миру;
формировать первоначальные знания о строении вещества, прослеживать межпредметные связи с биологией, географией, физикой и химией;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Результаты освоения курса.
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о микромире,
заинтересованность в развитии своих способностей,
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемым темам,
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
способность добывать новую информацию из различных источников
Личностные УУД
Правила поведения на занятиях и этические нормы работы в коллективе. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с коллективом.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
Логические универсальные действия
Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
Синтез как составление целого из частей
Построение логической цепи рассуждений:
Коммуникативные УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий
Содержание программы
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенным объектом окружающего мира. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о микромире, а также исследовать свои способности применяя цифровые технологии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Формы занятий:
2. Содержание учебной программы
Курс рассчитан на 1 год, 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Введение. Знакомство с предметом, техника безопасности
Микроскопы. Какие бывают микроскопы, правила работы с микроскопами.
Частицы микромира. Молекулы, атомы, живые клетки, препараты.
Твердые и жидкие объекты неживого мира. Изучение готовых препаратов и создание своих, наблюдение, краткие выводы в графической или табличной форме.
Растения. Изучение клеток растений и собственных препаратов растений, представление результатов в графическом виде.
Микробы и бактерии. Наблюдение мельчайших живых организмов под микроскопом. Устный отчет о работе
Насекомые. Наблюдение препаратов насекомых под микроскопом.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во ч. | Вид работы | Дата проведения |
план. | факт |
1. | Введение (2 ч) |
1/1 | Макромир. Мегамир. Микромир (ТБ №1) | 1 | Экскурсия на пришкольный участок, сбор материала и гербария. | | |
1/2 | Телескоп и микроскоп. | 1 | Беседа, просмотр презентации, изучение приборов. | | |
1/3 | Какие бывают микроскопы. | 1 | Просмотр презентации, знакомство со школьным и цифровым микроскопом | | |
1/4 | Молекулы и атомы | 1 | Просмотр презентации, беседа. | | |
1/5 | Кристаллическая решетка | 1 | Просмотр презентации, собирание модели кристаллической решетки | | |
1/6 | Живая клетка. | 1 | Групповая работа | | |
1/7,8 | Школьный микроскоп | 2 | Групповая работа | | |
1/9 10 | Цифровой микроскоп + компьютер | 2 | Индивидуальная работа | | |
1/11 | Препараты (ТБ№4). | 1 | Практическая работа | | |
1/12 | Песок и почва под микроскопом | 1 | Изучение твердых неживых структур под микроскопом, устный отчет о проделанной работе. | | |
1/13 | Сахар, чай, кофе, крупы под микроскопом. | 1 | Изучение твердых неорганических продуктов питания под микроскопом | | |
1/14 | Ткани, шерсть, ворс под микроскопом | 1 | Индивидуальная работа | | |
1/15 | Пластик, бумага, чернила под микроскопом. | 1 | Групповая работа | | |
1/16 | Жидкости под микроскопом | 1 | Фронтальная работа | | |
1/17 18 | Лабораторная работа №1 «Создание препаратов воды, молока и масла» | 2 | Индивидуальная работа | | |
1/19 20 | Обобщающий занятие по теме «Сравнительная характеристика твердых и жидких объектов неживого мира под микроскопом» | 2 | Беседа, просмотр презентации, отчет-таблица | | |
1/21 22 | Какие бывают растения | 2 | Экскурсия на пришкольный участок, наблюдение в микроскоп за кристаллами льда (снегом), собирание веточек, коры кустарников и деревьев, беседа о растениях. | | |
1/23 | Трава и цветы под микроскопом. | 1 | Практическая работа | | |
1/24 | Кора кустарников и деревьев под микроскопом | 1 | Фронтальная работа | | |
1/25 | Листья кустарников и деревьев под микроскопом. | 1 | Проект | | |
1/26 | Плоды кустарников и деревьев под микроскопом | 1 | Фронтальная работа | | |
1/27 | Грибы и лишайники под микроскопом | 1 | Групповая работа | | |
1/28 | Плесень под микроскопом | 1 | Индивидуальная работа | | |
1/29 | Бактерии и дрожжи | 1 | Индивидуальная работа | | |
1/30 | Лабораторная работа №2 «Болезнетворные микробы и бактерии». | 1 | Фронтальная работа | | |
1/31 | Паразиты под микроскопом | 1 | Практическая работа | | |
1/32 | Какие бывают насекомые | 1 | Групповая работа | | |
1/33 | Крылья насекомых под микроскопом | 1 | Фронтальная работа | | |
1/34 | Обобщающее занятие «Микромир вокруг меня». | 1 | Зачет | | |
| Всего: | | 34 | | |
Учебно- методический комплекс
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения