Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «С музыкой в душе» для обучающихся 7-8 классов составлена на основе документов МБОУ «Льговская общеобразовательная школа»Кировского района Республики Крым:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 № 1897.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
Рабочая программа рассчитана на 17 часов:(34учебные недели по 0,5часа в неделю). Программа является частью основной образовательной программы основного общего образования школы и реализуется в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности, что, в свою очередь, отражает специфику общеобразовательного учреждения, осуществляющего углубленное изучение предметов искусства.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- сформированные основы музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;
- развитый художественный вкус; стабильный интерес к музыкальному искусству и занятиям музыкально-творческой, социально значимой деятельностью;
- умение разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, хормейстеров и ведущие хоровые коллективы;
- осознанные нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- развитое образное и ассоциативное мышление, воображение, музыкальная память и ладогармонический слух, метроритмическое чувство, певческое дыхание и певческий голос;
- усвоенная теоретическая база певческого голосообразования, нотная грамотность, владение специальной терминологией;
- осуществление адекватной самооценки художественно-творческих возможностей;
- умение выражать эмоциональное содержание вокально-хоровых произведений в исполнении; активное участие в художественной жизни класса, школы, города и др.;
- устойчивая потребность в дальнейшем художественном самообразовании.
Цели :
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Цель массового музыкального образования и воспитания- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры- наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности , обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека. Научить каждого у обучающегося владеть певческим голосом. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
-обучить детей вокальным навыкам;
-развивать музыкально-эстетический вкус;
- привить навыки сценического поведения;
-привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
-развить музыкальные способности детей;
-развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
-развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
-воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
-потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
-эмоционально-ценностное отношение к музыке. Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу –от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
Формы и виды контроля:
-беседа;
-практические занятия;
-занятие – постановка, репетиция;
-заключительное занятие;
-система специальных вокальных упражнений;
-индивидуальная работа с учащимися
Содержание внеурочной деятельности «С музыкой в душе»
Раздел 1.Основы музыкальной грамоты (5ч.)
Вводное занятие.
Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности. Проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов.
Знакомство с голосовым аппаратом.
Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания.
Раздел 2. Вокальная работа(5ч.)
Формирование певческих навыков. Роль распевки.
Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа.
Певческая установка.
Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения. Охрана голоса.
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.
Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя.
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.
Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа.
Артикуляция. Дыхание.
Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.
Единство художественного образа и исполнительства.
Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности.
Работа над тембровой окраской.
Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа.
Звуковедение. Развитие чувства ритма.
Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив).
Сценическая постановка художественного номера.
Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа.
Раздел 3.Хоровая работа (5ч.)
Развитие певческого диапазона. Унисонное пение.
Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон.
Пение фальцетом, речитативом. Дикция.
Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. Ритмические особенности сольного произведения.
Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.
Понятие придыхательного пения. Практическая отработка.
Работа над музыкальным и сценическим образом.
Работа с микрофоном. Сольное исполнение номера.
Итоговое занятие.
Раздел3. Концертно - исполнительская деятельность ( 2ч.)
Подготовка к отчетному мероприятию.
Прогон номеров Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта. Подведение итогов работы. Открытый урок для родителей. Праздники , выступления; Экскурсии, концерты
Тематическое планирование 7 -8 классы
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего часов |
1 | Основы музыкальной грамоты | 5 |
2 | Вокальная работа | 5 |
3 | Хоровая работа | 5 |
4 | Концертно- исполнительская деятельность | 2 |
| Итого | 17 |
Тематическое планирование 7 класс-0,5 ч.
№ | Тема занятий | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводное занятие. ТБ на занятиях в вокальной студии. | Личностные УДД: - Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Познавательные УДД: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УДД: - Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене. | | |
2 3 | Беседа «Охрана голоса» Певческая установка. Разучивание песни «Осенняя мелодия» | Личностные УДД: - Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Познавательные УДД: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УДД: - Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене. | . | |
4 | Дикция. Исполнение с движениями песни «Осенняя мелодия» |
Личностные УДД: - Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Познавательные УДД: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УДД: - Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене. | | |
5 | Музыкальные инструменты. Игра на детских музыкальных инструментах. | | | |
6 | Музыкальные скороговорки. А. Барто «Болтунья Лида». | Личностные УДД: - Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Познавательные УДД: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УДД: - Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены. | | |
7 | Звукообразование. Разучивание песни « Мой Крым» | Научить передавать настроение в музыкальном произведении. | | |
8 | Исполнение песни «Мой Крым». Многоголосие. | Научить передавать настроение в музыкальном произведении. | | |
10 | Фольклор в музыке русских композиторов. Знакомство с музыкальным фольклором народов, населяющих Россию | Знакомство с музыкальным фольклором народов, населяющих Россию | | |
11 | Музыкальная радуга. Викторина. Угадывание кроссворда. | Развивать эмоциональные чувства . | | |
12 | Мелодия – душа музыки. Музыкальная викторина «Узнай мою песню» | Научить передавать музыкальные предпочтения с помощью голоса | | |
13 | Тембр – окраска звука. Регистр Ермолов «Мир который нужен мне» | Познакомить с тембром голоса. Регистром. | | |
14 | Ритм – основа жизни и музыки | Научить создавать ритм, двигаться в соответвтвии с ритмом. | | |
.15 | Новый год стучится в двери. Разучивание песен к празднику. | Научить передавать настроение в музыкальном произведении. | | |
16 | Все о музыкальных инструментах. | Научить передавать настроение в музыкальном произведении. | | |
17 | Сказки и стихи о музыке и музыкальных инструментах. | Проектная деятельность детей о музыке и музыкальных инструментах | | |
8 класс-0.5 ч.
№ | Тема занятий | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Водное занятие Развитие слуха. Слух регулятор голоса. | Личностные УДД: - Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Познавательные УДД: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УДД: - Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене. | | |
2 | Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. | Личностные УДД: - Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Познавательные УДД: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УДД: - Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены. | | |
3 | «Не крутите пестрый глобус» | Познакомить с понятием лад. | | |
4 | Звуковедение. Развитие чувства ритма. | Личностные УДД: - Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Познавательные УДД: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
| | |
5 | .Изучение песни «Мой Крым» | Научить передавать настроение в музыкальном произведении. | | |
6 | Изучение песни «Мамочка моя» | Научить передавать настроение в музыкальном произведении. | | |
7 | Угадай мелодию. «Аист на крыше» | - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | | |
8 | Танцевальная композиция к песне «Аист на крыше» | - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | | |
9 | Инсценировка фрагмента сказки «Золушка» | Научить не бояться сцены, культура поведения на сцене. | | |
10 | Знакомство с композиторами. Разучивание песен. | - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | | |
11 | «Музыкальная азбука» | - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | | |
12 | Я – Дирижер. | Научить быть дирижерами | | |
13 | Я - Композитор | Дети учатся быть композиторами. | | |
14 | Подготовка к Смотру строя и песни. Учимся петь под маршировку. | - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | | |
15 | Военная песня | - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | | |
16 | «Угадай мелодию» игра | Личностные УДД: - Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Познавательные УДД: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УДД:- Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене. | | |
17 | Повторение изученных песен Маленький концерт. | | | |