СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " Край, в котором я живу"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " Край, в котором я живу"»

Пояснительная записка

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 286;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологичес-кие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

  • Расписание МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.



Дополнительная общеобразовательная программа «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Школа России» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. С 2007 года нашей школе присвоен статус «казачье» образовательное учреждение. В связи с этим представленная программа по образовательному направлению весьма актуальна на современном этапе обучения в начальной школе и направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта НОО по организации внеурочной деятельности.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.


Новизна и теоретическая значимость программы «Край, в котором я живу» заключается:

  • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;

  • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;

  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников

Цель: создание среды для духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка  через формирование основ краеведческой культуры.

Задачи программы:

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы Донского края.

  • Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношения к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы.

  • Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

  • в разработке программы по формированию  краеведческой культуры младших школьников через вовлечение  младших школьников  в  поисковую, исследовательскую деятельность;

  • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой  культуры.

  • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.

  • В реализации данной дополнительной общеобразовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-10 лет.

Краеведческая направленность данной программы имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения: 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах в год).




Методы и приемы:

  • метод словесного обучения;

  • метод проблемного обучения;

  • метод погружения;

  • метод наблюдения;

  • метод творческого самовыражения.

  • диалоги, элементы дискуссий;

  • игры-практикумы;

  • проблемные ситуации;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • конкурсы, викторины;

  • беседы;

  • коллективно-творческие дела.

Формы проведения

  • Игры – путешествия

  • Занятия - исследования

  • Экскурсии

  • Аукционы знаний

  • Практические занятия

  • Праздники, связанные с народными традициями

  • Поисковая работа

  • Встречи с интересными людьми, с участниками исторических событий


Планируемые результаты реализации программы:

Выпускник начальной школы, знающий  и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий  навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы).

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой  культуры осуществляется через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений).

Критерии результативности

  • Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);

  • Участие в социально-значимых проектах;

  • Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.

Ценностные ориентиры содержания программы:

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Личностные и метапредметные результаты:


Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы Донского края;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- формирование адекватной и позитивной самооценки;

- ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

Метапредметными результатами является формирование следующих умений:


Регулятивных УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

- волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;

- моделировать различные ситуации поведения;

- умение включаться в работу;

- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном;

- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.


Познавательных УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием наблюдений и проведения опытов;

- формирование умения структурировать знания, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием доступных детям источников информации;

- умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;

- умение делать анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выводы на основании полученных результатов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- подведение под понятие – распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Коммуникативных УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания;

- формирование потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

- формирование собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

- умение слушать собеседника;

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».

Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях и в проектной деятельности.


Учебно-тематический план и содержание программы

Третий год обучения


Тема

Кол-во часов

Теоретич.

часть

Практич. часть

1

Мой край на карте Родины

2

1

1

2

Яркие страницы истории земли Донской

3

2

1

3

Покрова Пресвятой Богородицы

2

1

1

4

Явления природы Ростовской области

2

1

1

5

Главная река нашего края

1

1

-

6

Герб, флаг, гимн Ростовской области

3

3

-

7

Зимние обряды на Дону

2

1

1

8

Жизнь и быт казаков

2

1

1

9

Города Ростовской области

3

2

1

10

Новочеркасск - столица казачьего Дона

2

1

1

11

Волгодонск – город молодости

1

1

-

12

Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане

2

1

1

13

Весенние обряды и праздники на Дону


2

1

1

14

Азбука туризма и охраны природы

3

2

1

15

Из недр Донской земли

3

2

1

16

Перелистываем страницы

1

1

-


Итого:

34

22

12

Содержание программы 3 года обучения


Тема 1. Мой край на карте Родины.

Дать представления о Ростовской области как административной единице. Работа с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию РО на карте страны. Экскурсия.

Тема 2. Яркие страницы истории земли Донской.

Познакомить с яркими страницами истории земли Донской. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 3. Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова пресвятой Богородицы. История праздника. Экскурсия в церковь.

Тема 4. Явления природы Ростовской области.

Общее представление о 3-4 явлениях. Особенности времён года в крае (на основе наблюдений). Экскурсия в природу.

Тема 5. Главная река нашего края.

Знакомство с рекой Дон. Изучение живой природы реки. Экологические проблемы.

Тема 6. Герб, флаг, гимн Ростовской области.

Мы – жители Донского края, граждане Российской Федерации. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Знакомство с символами.

Тема 7. Зимние обряды на Дону.

Знакомство с зимними обрядами на Дону. Праздничное представление.

Тема 8. Жизнь и быт казаков.

Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Экскурсия в музей.

Тема 9. Города Ростовской области.

Знакомство с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Экскурсия в г. Белая-Калитва.

Тема 10. Новочеркасск - столица казачьего Дона.

Знакомство с г. Новочеркасском главной столицей казачьего Дона. История, архитектура, достопримечательности и значение. Составление летописи города Новочеркасска. Виртуальная экскурсия.

Тема 11. Волгодонск – город молодости.

Знакомство с г. Волгодонском, строительство Цимлянского водохранилища. История города Волгодонска. Виртуальная экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.

Тема 12. Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане.

Война в Афганистане. Встреча с земляками – участниками боевых действий в Афганистане.

Тема 13. Весенние обряды и праздники на Дону.

Сретение. Сороки. История праздника. Праздничное представление.

Тема 14. Азбука туризма и охраны природы.

Основы туризма для младших школьников и охрана природы. Поход.

Тема 15. Из недр Донской земли.

Знакомство с полезными ископаемыми РО: уголь, известняк, песок, глина. Бережное использование подземных богатств края. Свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области. Экскурсия.

Тема 16. Перелистываем страницы.

Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.


В конце года дети должны знать:

  • Страницы истории земли Донской;

  • Явления природы РО;

  • Особенности времен года в крае;

  • Главную реку нашего края;

  • Символы РО;

  • Особенности быта казаков;

  • Города РО и их достопримечательности;

  • Земляков – участников боевых действий в Афганистане;

  • Донские праздники;

  • Основы туризма;

  • Полезные ископаемые РО;

Должны уметь:

  • Работать с картой;

  • Находить на карте страны территорию РО;

  • Различать явления в природе;

  • Различать символы Донского края;

  • Различать полезные ископаемые РО;

  • Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родной станицы;

  • Владеть практическими навыками исследовательской работы.




Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата проведения

План

Факт

(обосно-

вание)

1-2

Мой край на карте Родины

2

Работа с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию РО на карте страны. Экскурсия.

02.09

09.09


3-5

Яркие страницы истории земли Донской

3

Познакомить с яркими страницами истории земли Донской. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Экскурсия в краеведческий музей.

16.09

23.09

30.09


6-7

Покрова Пресвятой Богородицы

2

Праздник Покрова пресвятой Богородицы. История праздника. Экскурсия в церковь.

07.10

14.10


8-9

Явления природы Ростовской области

2

Общее представление о 3-4 явлениях. Особенности времён года в крае (на основе наблюдений). Экскурсия в природу.

21.10

28.10


10

Главная река нашего края

1

Знакомство с рекой Дон. Изучение живой природы реки. Экологические проблемы.

11.11


11-13

Герб, флаг, гимн Ростовской области

3

Знакомство с г. Волгодонском, строительство Цимлянского водохранилища. История города Волгодонска. Виртуальная экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.

18.11

25.11

02.12


14-15

Зимние обряды на Дону

2

Знакомство с зимними обрядами на Дону. Праздничное представление.

09.12

16.12


16-17

Жизнь и быт казаков

2

Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Экскурсия в музей.

23.12

13.01


18-20

Города Ростовской области

3

Знакомство с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Виртуальная экскурсия в г. Белая-Калитва.

20.01

27.01

03.02


21-22

Новочеркасск-столица казачьего Дона

2

Знакомство с г. Новочеркасском главной столицей казачьего Дона. История, архитектура, достопримечательности и значение. Составление летописи города Новочеркасска. Виртуальная экскурсия.

10.02

17.02


23

Волгодонск-город молодости

1

Знакомство с г. Волгодонском, строительство Цимлянского водохранилища. История города Волгодонска. Виртуальная экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.

24.02


24-25

Мои земляки-участники боевых действий в Афганистане

2

Война в Афганистане. Встреча с земляками – участниками боевых действий в Афганистане.

03.03

10.03


26-27

Весенние обряды и праздники на Дону

2

Сретение(15февраля).Сороки(22 марта) История праздника. Праздничное представление.

17.03

31.03


28-30

Азбука туризма и охраны природы

3

Основы туризма для младших школьников и охрана природы. Поход.

07.04

14.04

21.04


31-33

Из недр Донской земли

3

Знакомство с полезными ископаемыми РО: уголь, известняк, песок, глина. Бережное использование подземных богатств края. Свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области. Экскурсия.

28.04

05.05

12.05


34

Перелистываем страницы

1

Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.

19.05




Рассмотрено на заседании МС

МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов

Протокол №___ от________2021г.





Согласовано

Зам. директора по УВР

__________ О.В. Петрова

от______________2021 г.


16