Пояснительная записка
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 286;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов.
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологичес-кие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Расписание МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Дополнительная общеобразовательная программа «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Школа России» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. С 2007 года нашей школе присвоен статус «казачье» образовательное учреждение. В связи с этим представленная программа по образовательному направлению весьма актуальна на современном этапе обучения в начальной школе и направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта НОО по организации внеурочной деятельности.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Новизна и теоретическая значимость программы «Край, в котором я живу» заключается:
в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников
Цель: создание среды для духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы Донского края.
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношения к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.
В реализации данной дополнительной общеобразовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-10 лет.
Краеведческая направленность данной программы имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения: 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах в год).
Методы и приемы:
метод словесного обучения;
метод проблемного обучения;
метод погружения;
метод наблюдения;
метод творческого самовыражения.
диалоги, элементы дискуссий;
игры-практикумы;
проблемные ситуации;
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы, викторины;
беседы;
коллективно-творческие дела.
Формы проведения
Игры – путешествия
Занятия - исследования
Экскурсии
Аукционы знаний
Практические занятия
Праздники, связанные с народными традициями
Поисковая работа
Встречи с интересными людьми, с участниками исторических событий
Планируемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры осуществляется через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений).
Критерии результативности
Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Ценностные ориентиры содержания программы:
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы Донского края;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- формирование адекватной и позитивной самооценки;
- ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Метапредметными результатами является формирование следующих умений:
Регулятивных УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
- волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;
- моделировать различные ситуации поведения;
- умение включаться в работу;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
Познавательных УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием наблюдений и проведения опытов;
- формирование умения структурировать знания, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием доступных детям источников информации;
- умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;
- умение делать анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выводы на основании полученных результатов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- подведение под понятие – распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативных УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания;
- формирование потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участие в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
- формирование собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению;
- умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
- умение слушать собеседника;
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях и в проектной деятельности.
Учебно-тематический план и содержание программы
Третий год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Теоретич. часть | Практич. часть |
1 | Мой край на карте Родины | 2 | 1 | 1 |
2 | Яркие страницы истории земли Донской | 3 | 2 | 1 |
3 | Покрова Пресвятой Богородицы | 2 | 1 | 1 |
4 | Явления природы Ростовской области | 2 | 1 | 1 |
5 | Главная река нашего края | 1 | 1 | - |
6 | Герб, флаг, гимн Ростовской области | 3 | 3 | - |
7 | Зимние обряды на Дону | 2 | 1 | 1 |
8 | Жизнь и быт казаков | 2 | 1 | 1 |
9 | Города Ростовской области | 3 | 2 | 1 |
10 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 2 | 1 | 1 |
11 | Волгодонск – город молодости | 1 | 1 | - |
12 | Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане | 2 | 1 | 1 |
13 | Весенние обряды и праздники на Дону | 2 | 1 | 1 |
14 | Азбука туризма и охраны природы | 3 | 2 | 1 |
15 | Из недр Донской земли | 3 | 2 | 1 |
16 | Перелистываем страницы | 1 | 1 | - |
| Итого: | 34 | 22 | 12 |
Содержание программы 3 года обучения
Тема 1. Мой край на карте Родины.
Дать представления о Ростовской области как административной единице. Работа с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию РО на карте страны. Экскурсия.
Тема 2. Яркие страницы истории земли Донской.
Познакомить с яркими страницами истории земли Донской. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 3. Покрова Пресвятой Богородицы.
Праздник Покрова пресвятой Богородицы. История праздника. Экскурсия в церковь.
Тема 4. Явления природы Ростовской области.
Общее представление о 3-4 явлениях. Особенности времён года в крае (на основе наблюдений). Экскурсия в природу.
Тема 5. Главная река нашего края.
Знакомство с рекой Дон. Изучение живой природы реки. Экологические проблемы.
Тема 6. Герб, флаг, гимн Ростовской области.
Мы – жители Донского края, граждане Российской Федерации. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Знакомство с символами.
Тема 7. Зимние обряды на Дону.
Знакомство с зимними обрядами на Дону. Праздничное представление.
Тема 8. Жизнь и быт казаков.
Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Экскурсия в музей.
Тема 9. Города Ростовской области.
Знакомство с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Экскурсия в г. Белая-Калитва.
Тема 10. Новочеркасск - столица казачьего Дона.
Знакомство с г. Новочеркасском главной столицей казачьего Дона. История, архитектура, достопримечательности и значение. Составление летописи города Новочеркасска. Виртуальная экскурсия.
Тема 11. Волгодонск – город молодости.
Знакомство с г. Волгодонском, строительство Цимлянского водохранилища. История города Волгодонска. Виртуальная экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.
Тема 12. Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане.
Война в Афганистане. Встреча с земляками – участниками боевых действий в Афганистане.
Тема 13. Весенние обряды и праздники на Дону.
Сретение. Сороки. История праздника. Праздничное представление.
Тема 14. Азбука туризма и охраны природы.
Основы туризма для младших школьников и охрана природы. Поход.
Тема 15. Из недр Донской земли.
Знакомство с полезными ископаемыми РО: уголь, известняк, песок, глина. Бережное использование подземных богатств края. Свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области. Экскурсия.
Тема 16. Перелистываем страницы.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Страницы истории земли Донской;
Явления природы РО;
Особенности времен года в крае;
Главную реку нашего края;
Символы РО;
Особенности быта казаков;
Города РО и их достопримечательности;
Земляков – участников боевых действий в Афганистане;
Донские праздники;
Основы туризма;
Полезные ископаемые РО;
Должны уметь:
Работать с картой;
Находить на карте страны территорию РО;
Различать явления в природе;
Различать символы Донского края;
Различать полезные ископаемые РО;
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родной станицы;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения |
План | Факт (обосно- вание) |
1-2 | Мой край на карте Родины | 2 | Работа с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию РО на карте страны. Экскурсия. | 02.09 09.09 | |
3-5 | Яркие страницы истории земли Донской | 3 | Познакомить с яркими страницами истории земли Донской. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Экскурсия в краеведческий музей. | 16.09 23.09 30.09 | |
6-7 | Покрова Пресвятой Богородицы | 2 | Праздник Покрова пресвятой Богородицы. История праздника. Экскурсия в церковь. | 07.10 14.10 | |
8-9 | Явления природы Ростовской области | 2 | Общее представление о 3-4 явлениях. Особенности времён года в крае (на основе наблюдений). Экскурсия в природу. | 21.10 28.10 | |
10 | Главная река нашего края | 1 | Знакомство с рекой Дон. Изучение живой природы реки. Экологические проблемы. | 11.11 | |
11-13 | Герб, флаг, гимн Ростовской области | 3 | Знакомство с г. Волгодонском, строительство Цимлянского водохранилища. История города Волгодонска. Виртуальная экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска. | 18.11 25.11 02.12 | |
14-15 | Зимние обряды на Дону | 2 | Знакомство с зимними обрядами на Дону. Праздничное представление. | 09.12 16.12 | |
16-17 | Жизнь и быт казаков | 2 | Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Экскурсия в музей. | 23.12 13.01 | |
18-20 | Города Ростовской области | 3 | Знакомство с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Виртуальная экскурсия в г. Белая-Калитва. | 20.01 27.01 03.02 | |
21-22 | Новочеркасск-столица казачьего Дона | 2 | Знакомство с г. Новочеркасском главной столицей казачьего Дона. История, архитектура, достопримечательности и значение. Составление летописи города Новочеркасска. Виртуальная экскурсия. | 10.02 17.02 | |
23 | Волгодонск-город молодости | 1 | Знакомство с г. Волгодонском, строительство Цимлянского водохранилища. История города Волгодонска. Виртуальная экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска. | 24.02 | |
24-25 | Мои земляки-участники боевых действий в Афганистане | 2 | Война в Афганистане. Встреча с земляками – участниками боевых действий в Афганистане. | 03.03 10.03 | |
26-27 | Весенние обряды и праздники на Дону | 2 | Сретение(15февраля).Сороки(22 марта) История праздника. Праздничное представление. | 17.03 31.03 | |
28-30 | Азбука туризма и охраны природы | 3 | Основы туризма для младших школьников и охрана природы. Поход. | 07.04 14.04 21.04 | |
31-33 | Из недр Донской земли | 3 | Знакомство с полезными ископаемыми РО: уголь, известняк, песок, глина. Бережное использование подземных богатств края. Свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области. Экскурсия. | 28.04 05.05 12.05 | |
34 | Перелистываем страницы | 1 | Викторина по изученным темам. Диагностические тесты. | 19.05 | |
Рассмотрено на заседании МС МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов Протокол №___ от________2021г. | Согласовано Зам. директора по УВР __________ О.В. Петрова от______________2021 г. |
16