Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса «Мир профессий» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, а также в соответствии с запросом учащихся и их родителей (законных представителей), на основе программ О.С. Корнеевой “Экономика: первые шаги”, Мухиной Е.А. “Экономика и мы” и Д. В. Григорьева «Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников».
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Направление программы “Мир профессий” – духовно-нравственное и социальное.
Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомства с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия – исследовать способности применительно к рассматриваемой профессии.
Актуальность. Основными особенностями младшего школьника является любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы обучающийся осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Цель курса – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи:
формирование положительного отношения к труду и людям труда;
развитие интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
содействие приобретения обучающимися желания овладеть какой-либо профессией.
Сроки реализации программы:
Программа клуба рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 10 лет (начальная школа).
Курс внеурочной деятельности «Мир профессий» представляет собой вариант рабочей программы по организации внеурочной деятельности школьников и предназначен для реализации – духовно-нравственной и социальной деятельности обучающихся 3 класса.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в 3 классе , 1час занятий в неделю по 40 мин.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- предлагать помощь и сотрудничество;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Содержание курса
Формы и методы поведения внеурочной деятельности:
- самоуправление;
- конкурсы, викторины;
- познавательные чтения;
- театрализованные представления;
- проектная работа.
Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения, дискуссия - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
Практические методы: экскурсии по городу, изготовление рисунков, фото, проекты. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Мини – проект. Оформление фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений, презентации, викторины, дискуссии, экскурсии, беседы.
Человек – природа (9 час)
Особенности и назначение профессий. Специалист по охране леса. Профессии сельского хозяйства. Знакомство с профессиями ветеринар и зоотехник. Профессия Мастер сельско - хозяйственного производства. Фермер. Знакомство с профессиями ветеринар, зоотехник. Профессия геодезист. «Красная книга» Проблемы экологии.
Человек – человек (9час)
Наше питание. Формирование здорового образа жизни. Введение понятия династия. Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии? Профессии милиционер, летчик. Профессия учитель, воспитатель детского сада, логопед. Профессия врач, медицинская сестра. Введение понятий реанимация, вакцинация и т.п. Первая помощь пострадавшим (практическое занятие). Профессия модельер. Практическое занятие по моделированию.
Человек - техника (8 час)
Предприятия нашего города. Профессии отважных: охранник, полицейский, пожарный, военный. Введение понятия экстремальная ситуация. Древнейшая профессия каменщик – профессия мужественного мужчины. Знакомство с профессией каскадер. Знакомство с профессией геолог.
Человек – художественный образ (7час)
Профессия – путешественник. Знакомство с профессией археолог. Введение понятий раскопки, экспедиция. Знакомство с профессией экскурсовод. Знакомство с профессией цветовод. Ландшафтный дизайнер. Знакомство с профессиями фоторепортер, корреспондент. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Современные иллюстраторы. Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии.
Итоговое занятие (1 час)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Человек – природа | 9 | 4 | 5 |
2 | Человек – человек | 9 | 3 | 6 |
3 | Человек – техника | 8 7 7 | 2 | 6 |
4 | Человек – художественный образ образ | 7 | 2,5 | 4,5 |
5 | Итоговое занятие | 1 6 6 6 | | 1 |
| Всего часов: | 34 34 | 11,5 | 22,5 |
Календарно-тематическое планирование № п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Дата | Раздел 1. «Человек – природа» (9 ч) | 1 | Вводное занятие. Особенности и назначение профессий | 1 | 1 | | | 2 | Забытая профессия | 1 | 0,5 | 0,5 | | 3 | В сельском хозяйстве | 1 | 0,5 | 0,5 | | 4 | Труд в почёте любой! | 1 | 0,5 | 0,5 | | 5 | Специалист по охране леса | 1 | 0,5 | 0,5 | | 6 | Профессия геодезист | 1 | 0,5 | 0,5 | | 7 | Ветеринар и зоотехник | 1 | 0,5 | 0,5 | | 8 | Мой четвероногий друг | 1 | | 1 | | 9 | «Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных | 1 | | 1 | | Раздел 2. «Человек – человек» (9 ч) | 10 | Трудовая история моей семьи. | 1 | | 1 | | 11 | Трудовая гордость моей семьи | 1 | | 1 | | 12 | Семейные династии | 1 | | 1 | | 13 | Вот у Коли, например, мама - милиционер | 1 | 0,5 | 0,5 | | 14 | Мама – лётчик? Что ж такого? | 1 | 0,5 | 0,5 | | 15 | Быть нужным людям | 1 | 0,5 | 0,5 | | 16 | Сердце отдаю детям. Профессия учитель | 1 | 0,5 | 0,5 | | 17 | Самая лучшая профессия | 1 | 0,5 | 0,5 | | 18 | Профессия модельер | 1 | 0,5 | 0,5 | | Раздел 3. «Человек – техника» (8 ч) | 19 | В сфере обслуживания | 1 | | 1 | | 20 | Многообразие рабочих профессий | 1 | | 1 | | 21 | Профессии отважных | 1 | 0,5 | 0,5 | | 22 | На борьбу с огнём | 1 | 0,5 | 0,5 | | 23 | Профессия – спасатель | 1 | 0,5 | 0,5 | | 24 | Праздник в городе мастеров | 1 | | 1 | | 25 | Профессия моего папы очень интересна и необычна | 1 | | 1 | | 26 | Профессия полицейского | 1 | 0,5 | 0,5 | | Раздел 4. «Человек – художественный образ» (7 ч) | 27 | Профессия. Что и как мы выбираем | 1 | 0,5 | 0,5 | | 28 | Профессии такие разные | 1 | | 1 | | 29 | Путешествие в книжную страну «Наши друзья-книги» | 1 | | 1 | | 30 | Как приходят вести | 1 | 0,5 | 0,5 | | 31 | Ландшафтный дизайнер | 1 | 0,5 | 0,5 | | 32 | Мои земляки в мире творческих профессий | 1 | 0,5 | 0,5 | | 33 | Профессия цветовод | 1 | 0,5 | 0,5 | | 34 | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Тест«Все профессии важны, все профессии нужны». | 1 | | 1 | | | Всего | 34 | 11,5 | 22,5 | | |