СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочного курса «Мир профессий» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, а также в соответствии с запросом  учащихся и их родителей (законных представителей), на основе программ О.С. Корнеевой “Экономика: первые шаги”, Мухиной Е.А. “Экономика и мы” и Д. В. Григорьева «Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочного курса «Мир профессий» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, а также в соответствии с запросом учащихся и их родителей (законных представителей), на основе программ О.С. Корнеевой “Экономика: первые шаги”, Мухиной Е.А. “Экономика и мы” и Д. В. Григорьева «Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников».

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

      Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

      Направление программы “Мир профессий” – духовно-нравственное и социальное.

      Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомства с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия – исследовать способности применительно к рассматриваемой профессии.

      Актуальность. Основными особенностями младшего школьника является любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы обучающийся осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

     Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.



Цель курса – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи:

  • формирование положительного отношения к труду и людям труда;

  • развитие интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;

  • содействие приобретения обучающимися желания овладеть какой-либо профессией.

Сроки реализации программы:

Программа клуба рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 10 лет (начальная школа).

Курс внеурочной деятельности «Мир профессий» представляет собой вариант рабочей программы по организации внеурочной деятельности школьников и предназначен для реализации   – духовно-нравственной и социальной деятельности обучающихся 3 класса.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа в 3 классе , 1час занятий в неделю по 40 мин.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- предлагать помощь и сотрудничество;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).


Содержание курса

Формы и методы поведения внеурочной деятельности:

- самоуправление;

- конкурсы, викторины;

- познавательные чтения;

- театрализованные представления;

- проектная работа.

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения, дискуссия - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

Практические методы: экскурсии по городу, изготовление рисунков, фото, проекты. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Мини – проект. Оформление фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений, презентации, викторины, дискуссии, экскурсии, беседы.

Человек – природа (9 час)

Особенности и назначение профессий. Специалист по охране леса. Профессии сельского хозяйства. Знакомство с профессиями ветеринар и зоотехник. Профессия  Мастер сельско - хозяйственного производства. Фермер. Знакомство с профессиями ветеринар, зоотехник. Профессия геодезист. «Красная книга» Проблемы экологии.

Человек – человек (9час)

Наше питание. Формирование здорового образа жизни. Введение понятия династия. Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии? Профессии милиционер, летчик. Профессия учитель, воспитатель детского сада, логопед. Профессия врач, медицинская сестра. Введение понятий реанимация, вакцинация и т.п. Первая помощь пострадавшим (практическое занятие). Профессия модельер. Практическое занятие по моделированию.

Человек - техника (8 час)

Предприятия нашего города. Профессии отважных: охранник, полицейский, пожарный, военный. Введение понятия экстремальная ситуация. Древнейшая профессия каменщик – профессия мужественного мужчины. Знакомство с профессией каскадер. Знакомство с профессией геолог.

Человек – художественный образ (7час)

Профессия – путешественник. Знакомство с профессией археолог. Введение понятий раскопки, экспедиция. Знакомство с профессией экскурсовод. Знакомство с профессией цветовод. Ландшафтный дизайнер. Знакомство с профессиями фоторепортер, корреспондент. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Современные иллюстраторы. Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии.

Итоговое занятие (1 час)



Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Всего часов


Теория

Практика

1

Человек – природа

9

4

5

2






Человек – человек







9

3

6

3

Человек – техника

8





7

7

2

6

4

Человек – художественный образ





образ







7

2,5

4,5

5

Итоговое занятие

1

6

6

6


1


Всего часов:

34


34

11,5

22,5




Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

Дата

Раздел 1. «Человек – природа» (9 ч)


1

Вводное занятие.

Особенности и назначение профессий

1

1



2

Забытая профессия

1

0,5

0,5


3

В сельском хозяйстве

1

0,5

0,5


4

Труд в почёте любой!

1

0,5

0,5


5

Специалист по охране леса

1

0,5

0,5


6

Профессия геодезист

1

0,5

0,5


7

Ветеринар и зоотехник

1

0,5

0,5


8

Мой четвероногий друг

1


1


9

«Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных

1


1


Раздел 2. «Человек – человек» (9 ч)

10

Трудовая история моей семьи.

1


1


11

Трудовая гордость моей семьи

1


1


12

Семейные династии

1


1


13

Вот у Коли, например, мама - милиционер

1

0,5

0,5


14

Мама – лётчик? Что ж такого?

1

0,5

0,5


15

Быть нужным людям

1

0,5

0,5


16

Сердце отдаю детям. Профессия учитель

1

0,5

0,5


17

Самая лучшая профессия

1

0,5

0,5


18

Профессия модельер

1

0,5

0,5


Раздел 3. «Человек – техника» (8 ч)

19

В сфере обслуживания

1


1


20

Многообразие рабочих профессий

1


1


21

Профессии отважных

1

0,5

0,5


22

На борьбу с огнём

1

0,5

0,5


23

Профессия – спасатель

1

0,5

0,5


24

Праздник в городе мастеров

1


1


25

Профессия моего папы очень интересна и необычна

1


1


26

Профессия полицейского

1

0,5

0,5


Раздел 4. «Человек – художественный образ» (7 ч)

27

Профессия. Что и как мы выбираем

1

0,5

0,5


28

Профессии такие разные

1


1


29

Путешествие в книжную страну «Наши друзья-книги»

1


1


30

Как приходят вести

1

0,5

0,5


31

Ландшафтный дизайнер

1

0,5

0,5


32

Мои земляки в мире творческих профессий

1

0,5

0,5


33

Профессия цветовод

1

0,5

0,5


34

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

Тест«Все профессии важны, все профессии нужны».


1


1



Всего

34

11,5

22,5