СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Психология. Выбор профессии.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Психология. Выбор профессии". 8-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Психология. Выбор профессии.»












Программа внеурочной деятельности

«Психология. Выбор профессии»

( модифицированная)

Направление

социальное

Контингент

обучающиеся 8 класса

Срок реализации

1 год

Количество часов

34 часа





Автор: Зайкина Наталья Михайловна

Учитель истории
















с. Борское, 2019г.









Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Психология и выбор профессии» 8 класс

Программа предусматривает знакомство с основами выбора профессии, опираясь на адекватном представлении о своем профессиональном потенциале. В основе программы- практическая направленность.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Цель изучения курса – дать учащимся знания о самих себе, на основе которых научить делать осознанный профессиональный выбор. Занятия нацеливают детей на обдумывание возможных изменений, то есть постановку целей.

В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи:

Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.


Данная программа будет работать со следующим направлениям:

- интеллектуальное развитие

- трудовое воспитание



Принципы и подходы курса:


Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

1.Личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребенка; создание условий для реализации творческих возможностей);

2.Природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей);

3.Педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, необходимость социализации подростка);

4.Культуросообразность (позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности обучающегося),


Планируемые результаты внеурочной деятельности:


К личностным результатам деятельности относятся:

-уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

-способность к определению своих позиций;

-толерантность;

-освоение гуманистических традиций и ценностей.


Метапредметные результаты:

-способность организовывать и регулировать свою деятельность( учебную, общественную);

-владение умением работать с учебной и внеучебной информацией;

-использовать современные источники информации;

-способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в форме презентации, реферата, сообщения;

-готовность к коллективной работе.

Предметные результаты:

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей;

-умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников;

-способность применять знания и приемы анализа для раскрытия сущности.

Прогнозируемые результаты обучения.

Учащиеся получат представления:

- о своих возможностях;

- о своём характере, своих достоинствах и недостатках;

- об особенностях своего мышления, внимания и памяти;

- об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;

- о различных профессиях, относящихся к определённому типу

- привлекательных и непривлекательных сторонах любой профессии

- «о профессиональной пригодности»

- «о личном профессиональном плане»

Учащиеся получат опыт:

- самопознания;

- принятия решений;

- преодоления поведенческих стереотипов;

- работы с тестовым материалом;

- межличностного общения в группе;

- выявления направленности профессиональных интересов

- знакомства с правилами грамотного выбора профессии

- проведения интервью

Учащиеся научатся:

- адекватно оценивать себя;

- адекватно реагировать на собственные эмоции;

- навыкам социально приемлемого поведения;

- примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности

- избегать ошибки в выборе профессии и их последствие

- осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить

их со своими возможностями

- правильно составлять личный профессиональный план

- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.


Формы, методы, способы и средства реализации программы:

-групповая, индивидуальная, фронтальная;

-практический, объяснительно - иллюстрационный, частично поисковый;

- наблюдение, исследование;

- работа с дополнительной, справочной литературой.

Количество часов: 34часа в год.


Формы контроля:

- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;

- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);

- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;

- овладение навыками рефлексии, самоанализа;

- активная позиция во время занятий.

Итоговая работа учеников по данному курсу: разработанный и письменно оформленный проект «Моя будущая профессия».


В ходе внеурочной деятельности у обучающихся развиваются компетентности:

- гражданственная;

- познавательная;

- информационно-технологическая;

- коммуникативная.


Материально-техническая база.


Для осуществления образовательной деятельности в учреждении находятся необходимые материально-технические ресурсы: школьная библиотека, доступ к ресурсам Интернета, учебный кабинет, аудио и видеоаппаратура.


Формы работы:


- беседы: развивают наблюдательность ко всему происходящему вокруг. Отвечая на вопросы, учащиеся высказывают отношение к заданной проблеме, проявляют знания о способах поведения в определенной ситуации и о конкретной норме;

- чтение отрывков: способ разговора на духовно- нравственные темы. Важно обратить внимание на смысл, заложенный в тексте;

- вопросы: обучающимся предлагают вопросы, на которые необходимо ответить, учитывая знания психологии, нравственных норм, ценностей, правил поведения.


Формы деятельности:


-эвристические беседы;

-учебные и социальные проекты;

-сочинение.


По форме организации работа может быть:


-индивидуальной;

- групповой;

- фронтальной.



Программа курса «Психология и выбор профессии».


тема

количество часов

форма

контроля

теоритич

практич

Введение в мир профессий

Что я знаю о своих возможностях

2

18

10

сообщение

практическая

работа

Что я знаю о профессиях

16

10

сообщение

практическая

работа

Способности и профессиональная

пригодность

14

8

сообщение

практическая

работа

Планирование профессиональной

карьеры

18

12

сообщение

практическая

работа

защита проекта




Содержание курса.


1. Что я знаю о своих возможностях

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Что такое стресс. Определения типа мышления. Внимание и память.

Уровень внутренней свободы.

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

2. Что я знаю о профессиях

Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии.

Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

»

3. Способности и профессиональная пригодность.

Способности общие и специальные. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности.

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

4. Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда.

Пути получения профессии.

Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

Защита проекта «Моя будущая профессия»












Содержание занятий

Что я знаю о своих возможностях.

Введение в мир профессий. Самооценка и уровень притязаний.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия» как итог работы. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.

Диагностические процедуры. Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».

Темперамент и профессия. Определение темперамента-

Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность - чувствительность, интроверсия - экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.

Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций-.

Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.

Практическая работа. Самоанализ эмоциональных состояний.

Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций».

Стресс и тревожность. Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.

Практическая работа. Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.

Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».

Определение типа мышления .Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.

Практическая работа. Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления».

Внимание и память .Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Основные функции памяти. Слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Роль в профессиональной деятельности.

Практическая работа. Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Уровень внутренней свободы .Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Зависимость от внешних от обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации.

Практическая работа. Анализ ситуаций.

Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» .

Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.

Практическая работа. Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.


Классификации профессий. Признаки профессии.Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Предмет, цели, средства, условия труда. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» «человек - знаковая система» «человек-художественный образ».

Практическая работа. Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».

Определение типа будущей профессии.Характеристика профессий по признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Игры «Аукцион», «По горячим следам». Работа со словарем профессий.

Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».

Профессия, специальность, должность. Формула профессий.

Виды трудовой деятельности. Отличия профессии от других видов трудовой деятельности. Профессия, специальность, должность. Формула профессий. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Н.С. Пряжникова «Формула профессии».

Интересы и склонности в выборе профессии.Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Связь интересов с особенностями темперамента.

Практическая работа. Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.

Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».

Определение профессионального типа личности. Связь между психологическим типом человека и его профессией. Типы личности (по Дж. Голланду): реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический. Приспособленность различных типов к профессиональным областям.

Практическая работа. Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».

Профессионально важные качества личности. Качества личности, необходимые для успешности профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.

Практическая работа. Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».

Профессия и здоровье.Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Требования к здоровью человека. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Условия и режим труда.

Практическая работа. Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мое здоровье» (опросник «Вегетативная лабильность»).

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».Модель будущей профессии. Самоанализ.

Практическая работа. Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.


Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.

Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).

Способности к интеллектуальным видам деятельности.Уровень общего умственного развития как условие успешной профессиональной деятельности. Условия развития интеллектуальной активности.

Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).

Способности к профессиям социального типа.Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий социального типа: эмоциональная устойчивость, умение общаться, тип темперамента, поведение в конфликтных ситуациях. Взаимодействие в профессиях социального типа. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Практическая работа. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».

Способности к офисным видам деятельности. Интеллектуальные и личностные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности людей, относящихся к офисному типу. Профессионально важные качества: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.

Практическая работа. Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация).

Способности к предпринимательской деятельности. Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект, общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость.

Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».

Эстетические способности. Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, способности к изобразительному искусству. Функциональная асимметрия.

Практическая работа. Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мыслитель или художник».

Уровни профессиональной пригодности. Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание - высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.

Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность. Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.

Практическая работа. Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.


Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности. Уровень профессионализма, мотивация, система ценностей человека. Мотивация как важнейшее условие профессиональной самореализации личности. Пирамида человеческих потребностей Маслоу.

Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.

Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».

Ошибки в выборе профессии. Основные ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, влияние других лиц. Причины ошибок в выборе профессии.

Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».

Современный рынок труда. Рынок труда как система социально-экономических взаимоотношений. Закон спроса и предложения. Трудовое соглашение или контракт. Заработная плата и квалификация специалиста, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, личностные и профессионально важные качества человека.

Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».

Пути получения профессии. Способы получения профессии. Среднее специальное образование. Система высшего профессионального образования. Очная и заочная форма обучения, дистанционная форма обучения, экстернат. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера.

Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».

Навыки самопрезентации. Самопрезентация. Структура «Образа – Я» как система представлений о себе: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Внутреннее состояние человека и его внешние проявления. Внешний вид, грамотная речь.

Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».

Стратегия выбора профессии. Правильный выбор профессии: «хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности, ресурсы личности; «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Целеполагание в профессиональной деятельности. Условия достижения целей.

Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».Обобщение и анализ полученной информации для планирования профессиональной карьеры. Достоинства и недостатки, возможности и препятствия в профессиональной карьере.

Практическая работа. Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.

Защита проекта «Моя будущая профессия» - 2ч.Конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труда и образовательных услуг), намечен и обоснован личный профессиональный план.








Список литературы для учителя:


  1. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма, М.: МПСИ, 2006.

  2. Веллер М.И. Все о жизни, АСТ Москва, 2010.

  3. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Питер, 2010

  4. Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения, Феникс, 2012

  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., Академия, 2012.

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Академия, 2007.

  7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М: Генезис, 2005.



Интернет-ресурсы:

1.http:|//pedsovet.su/130-1-0-14364

2/http://povert.ru/presentacii-2430