ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на заседании методических объединений учителей ОКОУ «Курская школа» Протокол № 1 от _____________ | Рассмотрено на заседании методического совета ОКОУ «Курская школа» Протокол № 1 от _________. | Утверждено решением педагогического совета ОКОУ «Курская школа» Протокол № 1 от _____________ Введено в действие приказом директора школы от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
«Школа безопасности»
Срок реализации программы 1года
Возраст обучающихся 10-11лет (4 Б класс)
Программу составила: Щурова Инна Николаевна.
Курск 2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.
В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит из вне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия в кружке «Школа безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Цель программы:
обучить детей методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; дать понятие о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи программы:
развить у детей чувство ответственности за свое поведение;
учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» реализуется в группе детей младшего школьного возраста (школьники 10-11 лет), рассчитана на 39 учебные недели, занятия проводятся 1 раз в неделю по 35- 40 минут.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения письма и развития речи, которые определены федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Процесс обучения детей, которым рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала к занятиям для таких детей будет строиться на принципе минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал к занятиям будет отбираться таким образом, чтобы объяснение было доступным.
Ввиду психологических особенностей учащихся, которым рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с целью усиления практической направленности обучения на уроках проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность, воспитание правильного отношения к критике;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» реализуется во внеурочное время.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе начального общего образования являются:
• использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
• выделение характерных причинно-следственных связей;
• творческое решение учебных и практических задач;
• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
• использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
В основу программы положены следующие принципы:
• принцип актуальности;
• принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
• принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
• принцип доступности и наглядности;
• принцип практической направленности;
• принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
• принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
Формы занятий:
• беседа-диалог,
• игры, экскурсии,
• практические занятия,
• конкурсы,
• просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей учащихся.
Структура программы внеурочной деятельности «Школа безопасности» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра).
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 4 «Б» классе
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I | Опасные ситуации природного характера. | 6 | |
1 | Гроза. Правила безопасного поведения | 1 | 03.09 |
2 | Буря. Правила безопасного поведения | 1 | 10.09 |
3 | Смерч. Правила безопасного поведения | 1 | 17.09 |
4 | Землетрясение. Эвакуация | 1 | 24.09 |
5 | Обвалы, оползни, сели | 1 | 01.10 |
6 | Оперативные службы нашего района | 1 | 08.10 |
II | Опасные ситуации техногенного характера. | 4 | |
7 | Пожары и взрывы. | 1 | 15.10 |
8 | Лесные пожары. | 1 | 22.10 |
9 | Выброс ядовитых веществ. | 1 | 29.10 |
10 | Гидродинамические аварии. | 1 | 05.11 |
III | Опасные ситуации социального характера. | 6 | |
11 | Правила обращения с электроприборами. | 1 | 12.11 |
12 | Правила обращения с газовыми приборами. | 1 | 19.11 |
13 | Радиационная опасность. | 1 | 26.11 |
14 | Освобождение заложников. | 1 | 03.12 |
15 | Службы защиты от опасностей нашего района. | 1 | 10.12 |
16 | Предупреждение бытового травматизма. | 1 | 17.12 |
IV | Дорожно-транспортная безопасность. | 11 | |
17 | Безопасность в авиатранспорте. | 1 | 24.12 |
18 | Безопасность в железнодорожном транспорте | 1 | 31.12 |
19 | Правила поведения в метро | 1 | 07.01 |
20 | Безопасность в наземном транспорте | 1 | 14.01 |
21 | Правила перехода через дорогу | 1 | 21.01 |
22 | Личная безопасность на улице | 1 | 28.01 |
23 | Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой | 1 | 04.02 |
24 | Виды перекрестков. Игра «Угадай, какой знак» | 1 | 11.02 |
25 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Ее предназначение и задачи | 1 | 18.02 |
26 | Езда на велосипеде, скутере | 1 | 25.02 |
27 | Экскурсия по улицам поселка. Изучение дорожной разметки | 1 | 04.03 |
V | Подготовка к активному отдыху на природе. | 12 | |
28 | Правила поведения в лесу. | 1 | 11.03 |
29 | Укусы насекомых. | 1 | 18.03 |
30 | Дикие животные. | 1 | 25.03 |
31 | Правила поведения на воде. | 1 | 01.04 |
32 | Правила поведения в лодке. | 1 | 08.04 |
33 | Помощь утопающему. | 1 | 15.04 |
34 | Уроки Айболита. | 1 | 22.04 |
35 | Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги. | 1 | 29.04 |
36 | Правила поведения в лесу. | 1 | 06.05 |
37 | Повторение. Опасные ситуации природного характера | 1 | 13.05 |
38 | Повторение. Опасные ситуации техногенного характера. | 1 | 20.05 |
39 | Повторение Опасные ситуации социального характера. | 1 | 27.05 |
| Всего 39 ч. | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор / Григорьев Д. В., Степанов П.В. М., 2014.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я.Данилюк, А. М Кондаков. з-3 издание. М., 2014
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. М.: Просвещение: Рилионт. 2010.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3—4 кл. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. М.: Просвещение. 2010.