СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности 4 класса Б "Школа безопасности" на 2020-2021 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия в кружке «Школа безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности 4 класса Б "Школа безопасности" на 2020-2021 учебный год»

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»





Рассмотрено

на заседании

методических

объединений учителей

ОКОУ «Курская школа»

Протокол № 1 от

_____________


Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКОУ

«Курская школа»

Протокол № 1

от _________.


Утверждено решением

педагогического совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол № 1

от _____________

Введено в действие

приказом директора

школы от __________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению

«Школа безопасности»




Срок реализации программы 1года


Возраст обучающихся 10-11лет (4 Б класс)

Программу составила: Щурова Инна Николаевна.












Курск 2020 г.


Пояснительная записка


Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи  в целях своей безопасности.

В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит из вне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия в кружке «Школа безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Цель программы:

  • обучить детей методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; дать понятие о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи программы:

  • развить у детей чувство ответственности за свое поведение;

  • учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

  • формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

  • вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» реализуется в группе детей младшего школьного возраста (школьники 10-11 лет), рассчитана на 39 учебные недели, занятия проводятся 1 раз в неделю по 35- 40 минут.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения письма и развития речи, которые определены федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Процесс обучения детей, которым рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала к занятиям для таких детей будет строиться на принципе минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал к занятиям будет отбираться таким образом, чтобы объяснение было доступным.

Ввиду психологических особенностей учащихся, которым рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с целью усиления практической направленности обучения на уроках проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность, воспитание правильного отношения к критике;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» реализуется во внеурочное время.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе начального общего образования являются:

• использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

• выделение характерных причинно-следственных связей;

• творческое решение учебных и практических задач;

• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

• использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


В основу программы положены следующие принципы:

• принцип актуальности;

• принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);

• принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);

• принцип доступности и наглядности;

• принцип практической направленности;

• принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

• принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).

Формы занятий:

• беседа-диалог,

• игры, экскурсии,

• практические занятия,

• конкурсы,

• просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.

Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей учащихся.

Структура программы внеурочной деятельности «Школа безопасности» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

  • Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра).





Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 4 «Б» классе

Тема

Кол-во часов

Дата

I

Опасные ситуации природного характера.

6


1

Гроза. Правила безопасного поведения

1

03.09

2

Буря. Правила безопасного поведения

1

10.09

3

Смерч. Правила безопасного поведения

1

17.09

4

Землетрясение. Эвакуация

1

24.09

5

Обвалы, оползни, сели

1

01.10

6

Оперативные службы нашего района

1

08.10

II

Опасные ситуации техногенного характера.

4


7

Пожары и взрывы.

1

15.10

8

Лесные пожары.

1

22.10

9

Выброс ядовитых веществ.

1

29.10

10

Гидродинамические аварии.

1

05.11

III

Опасные ситуации социального характера.

6


11

Правила обращения с электроприборами.

1

12.11

12

Правила обращения с газовыми приборами.

1

19.11

13

Радиационная опасность.

1

26.11

14

Освобождение заложников.

1

03.12

15

Службы защиты от опасностей нашего района.

1

10.12

16

Предупреждение бытового травматизма.

1

17.12

IV

Дорожно-транспортная безопасность.

11


17

Безопасность в авиатранспорте.

1

24.12

18

Безопасность в железнодорожном транспорте

1

31.12

19

Правила поведения в метро

1

07.01

20

Безопасность в наземном транспорте

1

14.01

21

Правила перехода через дорогу

1

21.01

22

Личная безопасность на улице

1

28.01

23

Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой

1

04.02

24

Виды перекрестков. Игра «Угадай, какой знак»

1

11.02

25

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Ее предназначение и задачи

1

18.02

26

Езда на велосипеде, скутере

1

25.02

27

Экскурсия по улицам поселка. Изучение дорожной разметки

1

04.03

V

Подготовка к активному отдыху на природе.

12


28

Правила поведения в лесу.

1

11.03

29

Укусы насекомых.

1

18.03

30

Дикие животные.

1

25.03

31

Правила поведения на воде.

1

01.04

32

Правила поведения в лодке.

1

08.04

33

Помощь утопающему.

1

15.04

34

Уроки Айболита.

1

22.04

35

Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги.

1

29.04

36

Правила поведения в лесу.

1

06.05

37

Повторение. Опасные ситуации природного характера

1

13.05

38

Повторение. Опасные ситуации техногенного характера.

1

20.05

39

Повторение Опасные ситуации социального характера.

1

27.05


Всего 39 ч.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор / Григорьев Д. В., Степанов П.В. М., 2014.

    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я.Данилюк, А. М Кондаков. з-3 издание. М., 2014

    3. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. М.: Просвещение: Рилионт. 2010.

    4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3—4 кл. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. М.: Просвещение. 2010.