МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56» г. Брянска
Утверждаю Директор школы О,В.Заварзин _________________ «31»августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Л.А. Пузанова ___________________ «30»августа 2018 г. | Рассмотрено на заседании МО Рук. МО Л. В. Жарина ___________________ «29»августа 2018 г. |
Рабочая программа
курса
по внеурочной деятельности
«Учись, читая»
1 класс
разработана на основе программы:
Авторская программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л.А.Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов в год – 33 часа
Составитель Кравцова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов,
стаж 22 года, соответствие занимаемой должности
Брянск
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Учись, читая» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесёнными приказом от 26.11.2010года №1241, приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373» от 22 сентября 2011 года № 2357, от 18 декабря 2012 года № 1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, приказом Департамента образования и науки Брянской области от 12.04.17г. № 2500-04-О «О примерном учебном плане 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год», приказом МБОУ СОШ №56г. Брянска от 01 сентября 2017г. № 64, а также авторской программой внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.). Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции, разрушается преемственность поколений: подростки не владеют «межпоколенной» информацией. Смещение культурных ценностей, изменение традиционного круга чтения ведет к тому, что многие хрестоматийные цитаты далеко не всегда воспринимаются современным подростком. Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников.
Программа внеурочной деятельности «Учись, читая» разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года, всего 135 часов, в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа соответственно в каждом классе.
Цель: привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.
Задачи:
организовать на основе материала для дополнительного чтения дифференцированное уровневое обучение, учитывая подготовку учащихся класса;
постоянно расширять круг чтения детей, повышать уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличие книг и библиотек;
предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу;
сформировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;
сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов школьной программы;
развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Учись, читая» отводится в 1 классе в объеме 33 часа в год, по 1 часу в неделю.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
Выпускник научится:
Развивать художественно-эстетический вкус, читательские потребности, эстетические ценности и чувства на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
Развивать этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость и сопереживания чувствам других людей.
Осознавать значимось чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
Развивать умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные результаты
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
повышать читательскую компетентности: совершенствование техники чтения, основных элементов книги, культуры чтения.
формировать внутреннюю мотивацию чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
участвовать в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).
расширять читательский кругозор (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
увеличивать читательскую самостоятельность: вовлекаться в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга (посещение театров, кино, экскурсий).
разввать литературно-творческие способности, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
повысить читательскую самооценку.
совершенствовать приемы анализа художественных текстов.
использовать справочные источники для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты освоения курса 1 класса
Ученик получит возможность научиться:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Содержание курса «Учись, читая»
№ | Наименование разделов | Всего часов | Содержание | Основные виды деятельности |
1 | Здравствуй, книга | 2 ч | Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, ти- тульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользова- ния книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. | Узнать, что такое Библия, легенда, сказ, былина; кто такие сказители, былинщики; что такое рукописные книги; определять жанр и тему; различать особенности диалогической и монологической речи; характеризовать образы героев и персонажей; сравнивать иллюстрации с содержанием текста ; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; находить по каталогу нужную книгу; выполнять задачи, не имеющие однозначного решения; удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
2 | Книги о Родине и родной природе | 2 ч | Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-про- изведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной кни- гой (рассматривание, чтение или слушание). | Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или библиотечного фонда; исследовать собственные нестандартные способы решения; производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности; выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; читать волшебные сказки (народные и литературные); делать сравнение между книгой-сборником «Сказки А.С. Пушкина» и сборником народных сказок «На острове Буяне»; сравнивать сказки с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»; аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв); работать над выразительностью чтения ; различать особенности диалогической и монологической речи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
3 | Писатели детям | 3 ч | Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Мар- шак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцков- ский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. | Работать с книгой-сборником басен И. А. Крылова; сравнивать басни по структуре и сюжету; знать :титульный лист, аннотация, оглавление; читать басни Эзопа и Л.Н. Толстого; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; характеризовать образы героев и персонажей; сравнивать иллюстрации с содержанием текста; формировать представления об образах героев; осмысливать понятие «красота»; анализировать эмоциональные состояния; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; выполнять задачи, не имеющие однозначного решениях. |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники | 2ч | Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | Знакомиться со сборниками стихотворений о родной природе с (творчеством Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова); выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); исследовать собственные нестандартные способы решения ; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать ; читать, выполняя задания к тексту; составлять небольшие устные монологические высказывания собирать информацию для библиографической справки об авторе; выполнять поисковую работу по проекту; участвовать в проекте- составлении рукописной книги; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу. |
5 | По страницам книг В. Сутеева | 3 ч | Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. | Знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого; собирать информацию для библиографической справки об авторе; определять жанр и тему; составлять таблицу жанров произведений писателя; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; удерживать цель деятельности до получения ее результата; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; работать с каталогом, составлять выставки книг. приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. |
6 | Сказки народов мира | 3 ч | Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсце- нирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). | Собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя; познакомиться со структурой книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; характеризовать образы героев и персонажей; составлять аннотацию к рассказу А. Куприна «Ю-ю»; работать над выразительностью чтения ; различать особенности диалогической и монологической речи; составлять отзыв о прочитанной книге; выполнять задачи, не имеющие однозначного решения; сравнивать иллюстрации с содержанием текста; знакомиться с работой художников-оформителей книг о животных; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. исследовать собственные нестандартные способы решения; производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности; рекламировать книгу «Заинтересуй друга!» |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 3 ч | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). | Знакомиться с творчеством А.Гайдара (книга «Тимур и его команда»); со сборником рассказов Л.Пантелеева «Честное слово»; готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; читать, выполняя задания к тексту; работать над выразительностью чтения; различать особенности диалогической и монологической речи; составлять небольшие устные монологические высказывания; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор; исследовать собственные нестандартные способы решения; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. |
8 | Детские писатели | 3 ч | Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. | Знакомиться с творчеством зарубежных писателей ( Дж.Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди); собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя; извлекать необходимую информацию из книги; выявлять структурные части произведения ; строить схему (модель) отношений героев ; исследовать собственные нестандартные способы решения; производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 ч | Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник ис- торий. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги. | Знакомиться с творчеством Л.Пантелеева (сборник «Новенькая»); В.Железникова («Девушка в военном»); пользоваться библиографическим справочником; читать, выполняя задания к тексту; работать над выразительностью чтения; различать особенности диалогической и монологической речи; составлять небольшие устные монологические высказывания; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; писать отзыв о книге или героях книги; выполнять творческую работу «Дети войны с тобой рядом»: сбор материалов, оформление «Книги памяти»; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; исследовать собственные нестандартные способы решения; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 2 ч | Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Бе- рестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». | Узнать, что такое периодика, структура газет и журналов; кто такие издатели газет и журналов; рассматривать и читать детские газеты и журналы; характеризовать образы героев и персонажей; читать, выполняя задания к тексту; сравнивать иллюстрации с содержанием текста; составлять небольшие устные монологические высказывания; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. |
11 | Дети — герои книг | 3 ч | Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмо- ристических стихов. | Формировать умение слушать и слышать художественное слово ; пользоваться библиографическим справочником; корректировать деятельность; читать, выполняя задания к тексту; различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; составлять небольшие устные монологические высказывания; сравнивать книги, их типы и виды; исследовать собственные нестандартные способы решения; |
12 | Книги о животных | 3 ч | Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Аки- мушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | |
| ИТОГО | 34 ч | | |
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | История книги. Библиотеки | 4 ч |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 4 ч |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 ч |
4 | Книги о родной природе | 3 ч |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 ч |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 ч |
7 | Дети — герои книг | 3 ч |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 ч |
9 | Книги о детях войны | 3 ч |
10 | Газеты и журналы для детей | 3 ч |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 ч |
| Итого | 34 часа |
Календарное планирование
№ п\п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
1 | | | Книги-сборники былин, легенд, сказов. |
2 | | | Первые книги. Библия. Детская библия. |
3 | | | Летописи. Рукописные книги. |
4 | | | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. |
5 | | | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». |
6 | | | Сказки бытовые, волшебные, о животных. |
7 | | | Сказки бытовые, волшебные, о животных. |
8 | | | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-се- милетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». |
9 | | | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника. |
10 | | | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. |
11 | | | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. |
12 | | | Герои басен. Инсценирование басен. |
13 | | | Родные поэты. |
14 | | | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. |
15 | | | Проект «Краски и звуки поэтического слова». |
16 | | | Книги Л.Н. Толстого для детей. |
17 | | | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на- родных сказок. |
18 | | | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. |
19 | | | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». |
20 | | | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере- водчики рассказа. Отзыв. |
21 | | | Художники-иллюстраторы книг о животных. |
22 | | | Дети — герои книг. Типы книг. |
23 | | | Книги-сборники произведений о детях. |
24 | | | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». |
25 | | | Книги зарубежных писателей. |
26 | | | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. |
27 | | | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».Аннотация |
28 | | | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». |
29 | | | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). |
30 | | | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. |
31 | | | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. |
32 | | | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. |
33 | | | Создание классной газеты «Книгочей». |
34 | | | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция
Программа:
Авторская программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л.А.Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства
1. Магнитная доска.
2. Ноутбук.
3. Ксерокс.
4. Мультимедиапроектор.
5. Экран.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru - электронные образовательные ресурсы
http://katalog.iot.ru- электронные образовательные ресурсы
http://www.it-n.ru –«Сеть творческих учителей»
Печатные и другие пособия
Список литературы
-Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга- произведение и книга-сборник).
-Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М.Дружинина, С. Степанов и др.).
-Книги-сборники малых жанров фольклора.
-Книги-сборники «Русские народные сказки».
-Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
-Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко.
-Стихотворения о детях и для детей . Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
-Книги-сборники о животных.
-Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»:
-Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И.Акимушкина «Жизнь животных»
-Книги о защитниках Отечества.
-«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический.
-Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
-Библия. Детская библия (разные издания).
-Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
-Книги-сборники басен И. Крылова.
-Книга «Родные поэты»
-Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
-Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда»,
- Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
- Библиографические справочники.
-Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
-Книги-сборники «Очерки и воспоминания».