СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная программа для 1 класса "Я в будущем"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочного воспитания для первоклассников в рамках профориентации, социального воспитания. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная программа для 1 класса "Я в будущем"»

«Принято»»

«Согласовано»

«Утверждено»

на заседании Общего собрания

на заседании Управляющего

Директор

ГБОУ

совета

ГБОУ


ГБОУ

_____________________




Протокол № ______

Протокол № ______

Приказ № ___________

«___» ___________ г.

«___» ___________ г.

«__» ___________ г.





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение



города Москвы







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я в будущем»





Направление: социальное

Класс: 1

Количество часов в неделю: 1

Количество часов за учебный год: 33 час.





Составитель: Захарова Софья Сергеевна,

Студентка МГПУ колледж «Измайлово»





Москва

20___ - 20___

Пояснительная записка

Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса отводится 138 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2–4 классах по 35 часов.

Программа не рассчитана на окончательный выбор профессионального пути у учащихся начальных классов. Но профессиональное самоопределение важно для личностного развития, а младший школьный возраст во многом является пропедевтическим, фундаментальным, закладывающим основы для будущего человека. Поэтому важно расширить кругозор у учащихся 1–4 классов в плане видов трудоустройства. Как правило, у детей 7–10 лет скудные представления о профессиях, которые ограничиваются профессиями родителей, их знакомыми, работниками школы и детского сада и чаще всего знания об их профессиях минимальны. Рассказать учащимся о «мире профессий» значит помочь им в социальной адаптации.

«Я в будущем» разработана в рамках социального направления внеурочной деятельности НОО. За основу взята типология профессий Е. А. Климова, с каждым учебным годом будет расширяться профессиональный кругозор в 5 категориях разработанных доктором психологических наук. Данная типология позволяет всё многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа», «человек – знаковая система».

Цель: создать систему профориентации учащихся, способствующей формированию у младших школьников способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Задачи:

  • формировать у детей представление о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда;

  • расширять знания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;

  • активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии;

  • воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;

  • развивать кругозор, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.

Планируемые результаты освоения программы «Я в будущем»

Личностные результаты:

  • Воспитание патриотичности, нужности своей стране;

  • Развитие заинтересованности в развитии своих способностей;

  • Стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

  • Стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

  • Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

  • Учиться критически оценивать свою работу, корректировать свои действия;

  • Учиться давать оценку действиям других, «примерять» профессиональные образы разных людей на себя.

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • Самостоятельно проводить малые исследования по шаблону, презентовать полученные результаты перед классом;

  • Работать с разными источниками информации, преобразую её в графическом, табличном, схематичном виде;

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и принимать чужую позицию в ходе дискуссии;

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • Работа в парах в равно степени распределять обязанности и вносить одинаковый вклад в общий продукт;

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Умеет:

  • Выступать с небольшим докладом с иллюстрациями своей речи;

  • Строить законченные высказывания, выражать своё отношение к тому или иному утверждению;

  • Оперировать основными понятиями и категориями;

  • Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

  • Определять род деятельности человека основываясь на профессиональных действиях, навыках, компетенциях.

Знает:

  • Разные профессии и их профессиональные обязанности;

  • Профессии своих близких, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр;

  • Основные сферы профессиональной деятельности человека;

  • Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

  • Востребованность профессий на рынке труда.



Содержание курса

1 класс (33 часа)

Раздел 1. Человек – человек (7 часов) – Знакомство учащихся с понятиями «профессия», «труд», «профессиональные обязанности» (вводная беседа с историческими отсылками). Изучение ряда профессий, в которых присутствует взаимодействие «человек-человек»: педагог, врач, актёр, консультант, социальный работник, официант и другие.

Раздел 2. Человек – техника (7 часов) – Знакомство с понятиями «наука», «техника» (вводная беседа с историческими отсылками). Знакомство с несколькими профессиями, подходящими под категорию «человек-техника»: строитель, водитель, повар, швея и т. д. Экскурсия в одно из перечисленных мест: фабрика «Красный Октябрь» и Кондитерский концерн «Бабаевский», косметическая фабрика «Свобода», фабрика мороженого «Баскин Роббинс», завод «Очаково» или другую фабрику на выбор.

Раздел 3. Человек – природа (7 часов) – Отличительная характеристика «живой природы от неживой». Ознакомления ряда профессий, среди которых пчеловод, садовник, фармацевт, кинолог, фермер, эколог и другие. Практическое занятие с командной работой.

Раздел 4. Человек - художественный образ (7 часов) – Определение понятий «художественный образ», «искусство». Знакомство с деятельностью следующих специалистов: фотограф, режиссёр, художник, скульптур, музыкант и схожие с ними. Несколько творческих занятий приближённых к роду деятельности вышеперечисленных мастеров.

Раздел 5. Человек – знаковая система (5 часов) – Знакомство с понятиями «знак», «символ». Углубление знаний о нескольких профессиях, а конкретно о картографе, бухгалтере, программисте. Итоговое сочинение и доклад о работе одного из родителей.











Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата

План

Факт

Раздел 1. Человек – человек (7 ч.)

1

История труда. Первые профессии

1

Знакомство с историей появления трудовой деятельности, зарождения первых профессий. Опрос: «Какие профессии я знаю»



2

Учитель. Воспитатель. Тренер

1

Знакомство со спецификой работы учителя, воспитателя и тренера. Обсуждение важности этих профессий



3

Окулист, стоматолог, педиатр, медсестра

1

Путешествие по поликлинике. Знакомство с разными врачами. Просмотр видеоматериала и решение кроссворда



4

Актёры и артисты

1

Просмотр небольших видеофрагментов. Выяснения мест, где работают артисты, чем занимаются.



5

Консультант

1

Ролевая игра. Выявления качеств хорошего консультанта



6

Социальный работник

1

Беседа про домашние обязанности, группы людей за которыми необходим уход.



7

Бармен, официант

1

Ролевая игра «Ресторан». Диагностика на память «10 слов». Рассказ про столовый этикет.



Раздел 2. Человек – техника (7 ч.)

8

Чудеса науки

1

Великие изобретения человечества. Кроссворд «Великие изобретения», командная игра «Крокодил»



9

Строитель

1

Самые необычные здания мира и России. Рассматривание различных строений, материалов. Лепка из солёного теста своего домика. (раскрасить либо дома, либо на уроке ИЗО)



10

Работники фабричного производства

1

Экскурсия на фабрику. Сочинение про работников пищевой промышленности



11

Водитель, таксист, машинист

1

Классификация видов транспорта. История колеса. Рассматривания правил дорожного движения для разного транспорта



12

Повар, кондитер

1

Правила безопасности на кухне, хранения продуктов. Разбор продуктов на животного и растительного происхождения. Понятия вегетарианец, сыроед, ПП



13

Швея

1

Виды тканей (практическое наблюдение), сопоставление народных костюмов разных стран.



14

Слесарь-ремонтник

1

Творческое задание. Рисунок комнаты мечты с планировкой. (мебель, окна, обои, декор)



Раздел 3. Человек – природа (7 ч.)

15

Пчеловод

1

Полезные насекомые, используемые людьми. Мёд и его полезные свойства. Виды мёда



16

Садовник, флорист

1

Деление растений на домашние и дикорастущие. Самостоятельное создание цветов из шаблонов и групповое составление букетов.



17

Фармацевт

1

Народные средства лечения, кто такие микробы и как не заболеть



18

Селекционер, фермер

1

Какие животные обитают на ферме, что сажают на огороде? Какие наилучшие условия для овощей? Какие продукты производят на ферме?



19

Кинолог, ветеринар

1

Обсуждение ухода за домашними любимцами. Зачем нужны дрессированные животные и как их используют?



20

Эколог, дворник

1

Разбор экологических проблем и мер их разрешения. Задание на правильную сортировку мусора (в парах)



21

Лесорубы

1

Для чего используется древесина? Как «валят лес»? Почему важно ежегодно сажать новые деревья. Экскурсия в Измайловский лес (Лосиный остров)



Раздел 4. Человек - художественный образ (7 ч.)

22

Виды искусства

1

Музыка литература, изобразительное искусство, декоративно-прикладное, архитектура, кино, театр, цирк. (просмотр видео и наглядностей)



23

Муза

1

Качества творческих личностей, тренировка воображения и индивидуальности (раздать шаблон для закрашивания)



24

Фотограф

1

Первые фото и фотоаппарат. Демонстрация семейных фото с мини рассказом.



25

Режиссёр

1

Немое кино, короткометражки, фильмы, мультфильмы. Жанры кино. Работа над съёмками кино (все профессии)



26

Художник, мультипликатор

1

Рассматривание известных картин из Третьяковской галерее. Жанры живописи. Портрет соседа (шаблон)



27

Скульптор, резчик

1

Рассматривание статуэток, известных скульптор, резьбы по дереву. Фото станций метро с фресками.



28

Музыкант, певец

1

Аудирование различных музыкальных инструментов. (видеофрагмент «Петя и волк»). Прослушивание с распевание современных песен (из мультфильмов)



Раздел 5. Человек – знаковая система (5 ч.)

29

Картограф

1

Изучение карты мира. Квест: «Путешествие по городам России». Разминка «Лабиринт»



30

Бухгалтер

1

Рассматривание чеков, задачи на куплю-продажу. Рассматривание монет и купюр.



31

Программист

1

История компьютера и телефона. Обучающий видеоматериал по безопасности в Интернете



32

Редактор

1

Ученики получают письма с рассказами зверей из Зверополиса с опечатками. Нужно его правильно переписать, исправляя ошибки. Так же нарисовать иллюстрацию.



33

Профессия моего родителя. Итог

1

Итоговое сочинения-рефлексия. Выступление с небольшим рассказом о профессии мамы, папы (другого родственника по выбору)