«Принято»» | «Согласовано» | «Утверждено» |
на заседании Общего собрания | на заседании Управляющего | Директор |
ГБОУ | совета | ГБОУ |
| ГБОУ | _____________________ |
| | |
Протокол № ______ | Протокол № ______ | Приказ № ___________ |
«___» ___________ г. | «___» ___________ г. | «__» ___________ г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я в будущем»
Направление: социальное
Класс: 1
Количество часов в неделю: 1
Количество часов за учебный год: 33 час.
Составитель: Захарова Софья Сергеевна,
Студентка МГПУ колледж «Измайлово»
Москва
20___ - 20___
Пояснительная записка
Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса отводится 138 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2–4 классах по 35 часов.
Программа не рассчитана на окончательный выбор профессионального пути у учащихся начальных классов. Но профессиональное самоопределение важно для личностного развития, а младший школьный возраст во многом является пропедевтическим, фундаментальным, закладывающим основы для будущего человека. Поэтому важно расширить кругозор у учащихся 1–4 классов в плане видов трудоустройства. Как правило, у детей 7–10 лет скудные представления о профессиях, которые ограничиваются профессиями родителей, их знакомыми, работниками школы и детского сада и чаще всего знания об их профессиях минимальны. Рассказать учащимся о «мире профессий» значит помочь им в социальной адаптации.
«Я в будущем» разработана в рамках социального направления внеурочной деятельности НОО. За основу взята типология профессий Е. А. Климова, с каждым учебным годом будет расширяться профессиональный кругозор в 5 категориях разработанных доктором психологических наук. Данная типология позволяет всё многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа», «человек – знаковая система».
Цель: создать систему профориентации учащихся, способствующей формированию у младших школьников способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи:
формировать у детей представление о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда;
расширять знания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;
активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии;
воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
развивать кругозор, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.
Планируемые результаты освоения программы «Я в будущем»
Личностные результаты:
Воспитание патриотичности, нужности своей стране;
Развитие заинтересованности в развитии своих способностей;
Стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
Стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Учиться критически оценивать свою работу, корректировать свои действия;
Учиться давать оценку действиям других, «примерять» профессиональные образы разных людей на себя.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Самостоятельно проводить малые исследования по шаблону, презентовать полученные результаты перед классом;
Работать с разными источниками информации, преобразую её в графическом, табличном, схематичном виде;
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и принимать чужую позицию в ходе дискуссии;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Работа в парах в равно степени распределять обязанности и вносить одинаковый вклад в общий продукт;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Умеет:
Выступать с небольшим докладом с иллюстрациями своей речи;
Строить законченные высказывания, выражать своё отношение к тому или иному утверждению;
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Определять род деятельности человека основываясь на профессиональных действиях, навыках, компетенциях.
Знает:
Разные профессии и их профессиональные обязанности;
Профессии своих близких, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр;
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Востребованность профессий на рынке труда.
Содержание курса
1 класс (33 часа)
Раздел 1. Человек – человек (7 часов) – Знакомство учащихся с понятиями «профессия», «труд», «профессиональные обязанности» (вводная беседа с историческими отсылками). Изучение ряда профессий, в которых присутствует взаимодействие «человек-человек»: педагог, врач, актёр, консультант, социальный работник, официант и другие.
Раздел 2. Человек – техника (7 часов) – Знакомство с понятиями «наука», «техника» (вводная беседа с историческими отсылками). Знакомство с несколькими профессиями, подходящими под категорию «человек-техника»: строитель, водитель, повар, швея и т. д. Экскурсия в одно из перечисленных мест: фабрика «Красный Октябрь» и Кондитерский концерн «Бабаевский», косметическая фабрика «Свобода», фабрика мороженого «Баскин Роббинс», завод «Очаково» или другую фабрику на выбор.
Раздел 3. Человек – природа (7 часов) – Отличительная характеристика «живой природы от неживой». Ознакомления ряда профессий, среди которых пчеловод, садовник, фармацевт, кинолог, фермер, эколог и другие. Практическое занятие с командной работой.
Раздел 4. Человек - художественный образ (7 часов) – Определение понятий «художественный образ», «искусство». Знакомство с деятельностью следующих специалистов: фотограф, режиссёр, художник, скульптур, музыкант и схожие с ними. Несколько творческих занятий приближённых к роду деятельности вышеперечисленных мастеров.
Раздел 5. Человек – знаковая система (5 часов) – Знакомство с понятиями «знак», «символ». Углубление знаний о нескольких профессиях, а конкретно о картографе, бухгалтере, программисте. Итоговое сочинение и доклад о работе одного из родителей.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятия | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Человек – человек (7 ч.) |
1 | История труда. Первые профессии | 1 | Знакомство с историей появления трудовой деятельности, зарождения первых профессий. Опрос: «Какие профессии я знаю» | | |
2 | Учитель. Воспитатель. Тренер | 1 | Знакомство со спецификой работы учителя, воспитателя и тренера. Обсуждение важности этих профессий | | |
3 | Окулист, стоматолог, педиатр, медсестра | 1 | Путешествие по поликлинике. Знакомство с разными врачами. Просмотр видеоматериала и решение кроссворда | | |
4 | Актёры и артисты | 1 | Просмотр небольших видеофрагментов. Выяснения мест, где работают артисты, чем занимаются. | | |
5 | Консультант | 1 | Ролевая игра. Выявления качеств хорошего консультанта | | |
6 | Социальный работник | 1 | Беседа про домашние обязанности, группы людей за которыми необходим уход. | | |
7 | Бармен, официант | 1 | Ролевая игра «Ресторан». Диагностика на память «10 слов». Рассказ про столовый этикет. | | |
Раздел 2. Человек – техника (7 ч.) |
8 | Чудеса науки | 1 | Великие изобретения человечества. Кроссворд «Великие изобретения», командная игра «Крокодил» | | |
9 | Строитель | 1 | Самые необычные здания мира и России. Рассматривание различных строений, материалов. Лепка из солёного теста своего домика. (раскрасить либо дома, либо на уроке ИЗО) | | |
10 | Работники фабричного производства | 1 | Экскурсия на фабрику. Сочинение про работников пищевой промышленности | | |
11 | Водитель, таксист, машинист | 1 | Классификация видов транспорта. История колеса. Рассматривания правил дорожного движения для разного транспорта | | |
12 | Повар, кондитер | 1 | Правила безопасности на кухне, хранения продуктов. Разбор продуктов на животного и растительного происхождения. Понятия вегетарианец, сыроед, ПП | | |
13 | Швея | 1 | Виды тканей (практическое наблюдение), сопоставление народных костюмов разных стран. | | |
14 | Слесарь-ремонтник | 1 | Творческое задание. Рисунок комнаты мечты с планировкой. (мебель, окна, обои, декор) | | |
Раздел 3. Человек – природа (7 ч.) |
15 | Пчеловод | 1 | Полезные насекомые, используемые людьми. Мёд и его полезные свойства. Виды мёда | | |
16 | Садовник, флорист | 1 | Деление растений на домашние и дикорастущие. Самостоятельное создание цветов из шаблонов и групповое составление букетов. | | |
17 | Фармацевт | 1 | Народные средства лечения, кто такие микробы и как не заболеть | | |
18 | Селекционер, фермер | 1 | Какие животные обитают на ферме, что сажают на огороде? Какие наилучшие условия для овощей? Какие продукты производят на ферме? | | |
19 | Кинолог, ветеринар | 1 | Обсуждение ухода за домашними любимцами. Зачем нужны дрессированные животные и как их используют? | | |
20 | Эколог, дворник | 1 | Разбор экологических проблем и мер их разрешения. Задание на правильную сортировку мусора (в парах) | | |
21 | Лесорубы | 1 | Для чего используется древесина? Как «валят лес»? Почему важно ежегодно сажать новые деревья. Экскурсия в Измайловский лес (Лосиный остров) | | |
Раздел 4. Человек - художественный образ (7 ч.) |
22 | Виды искусства | 1 | Музыка литература, изобразительное искусство, декоративно-прикладное, архитектура, кино, театр, цирк. (просмотр видео и наглядностей) | | |
23 | Муза | 1 | Качества творческих личностей, тренировка воображения и индивидуальности (раздать шаблон для закрашивания) | | |
24 | Фотограф | 1 | Первые фото и фотоаппарат. Демонстрация семейных фото с мини рассказом. | | |
25 | Режиссёр | 1 | Немое кино, короткометражки, фильмы, мультфильмы. Жанры кино. Работа над съёмками кино (все профессии) | | |
26 | Художник, мультипликатор | 1 | Рассматривание известных картин из Третьяковской галерее. Жанры живописи. Портрет соседа (шаблон) | | |
27 | Скульптор, резчик | 1 | Рассматривание статуэток, известных скульптор, резьбы по дереву. Фото станций метро с фресками. | | |
28 | Музыкант, певец | 1 | Аудирование различных музыкальных инструментов. (видеофрагмент «Петя и волк»). Прослушивание с распевание современных песен (из мультфильмов) | | |
Раздел 5. Человек – знаковая система (5 ч.) |
29 | Картограф | 1 | Изучение карты мира. Квест: «Путешествие по городам России». Разминка «Лабиринт» | | |
30 | Бухгалтер | 1 | Рассматривание чеков, задачи на куплю-продажу. Рассматривание монет и купюр. | | |
31 | Программист | 1 | История компьютера и телефона. Обучающий видеоматериал по безопасности в Интернете | | |
32 | Редактор | 1 | Ученики получают письма с рассказами зверей из Зверополиса с опечатками. Нужно его правильно переписать, исправляя ошибки. Так же нарисовать иллюстрацию. | | |
33 | Профессия моего родителя. Итог | 1 | Итоговое сочинения-рефлексия. Выступление с небольшим рассказом о профессии мамы, папы (другого родственника по выбору) | | |