Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (автор оставляет за собой возможность варьировать структуру конкретного занятия в пределах обозначенной нормы):
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):
что ты знаешь об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.
Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:
1) разминка;
2) дискуссия;
3) работа в тетрадях;
4) беседа или обсуждение;
5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом;
6) представление и разбор (анализ) проектов;
7) развитие воображения через творческие и практические задания;
8) домашнее задание и т.д.
Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема | Виды работ, формы занятий | Что развиваем |
1. | Азбука профессий | Дискуссия, игра в командах | Память, умение сформулировать то, что тебе известно |
2. | Профессии в школе | Беседа, игра «Угадай профессию» | Восприятие |
3. | Каких профессий не хватает в школе? | Дискуссия, обоснование мнений | Умение анализировать |
4. | Профессии в моей семье | Устные высказывания, рисование | Устную речь |
5. | Мама – домохозяйка | Рисование, моделирование маминой одежды | Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере кл. кабинета) |
6. | Семейные династии | Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой | Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей |
7. | Профессия «Воспитатель детского сада» | Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии | Чувство благодарности |
8. | Профессия «Архитектор» | Обсуждение, проектирование домика для щенка или детской площадки | Умение воспринимать информацию на слух, воображение |
9. | Представление и разбор проектов | Обсуждение, анализ | Умение оценить работу товарища, фантазию |
10. | Коллективная разработка проекта дома (класс делится на три группы) | Дискуссия, обсуждение, работа над проектом | Логические способности, умение работать в коллективе |
11. | Профессия «Следователь» | Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей | Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать |
12. | Следствие ведут второклассники! | Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ | Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление |
13. | Профессия «Биолог» | Дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете | Слуховая память, умение ухаживать за растениями |
14-15 | Изучение живой природы | Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы | Зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие |
16-17. | Угадай представителя флоры и фауны | Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!» | Умение быстро принимать решения, длительное время сосредотачиваться на одном объекте, быстроту реакции |
18-19. | Профессия «Водитель автомобиля» | Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование | Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы |
20-21. | Я - водитель, а ты - пешеход | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра | Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память |
22-23. | Ты – водитель, а я - пешеход | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра | Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память |
24. | Профессия «Бухгалтер» | Беседа с представителем профессии, обсуждение | Интерес к математике, усидчивость, внимание |
25-26. | Бюджет семьи, мои карманные деньги | Беседа, решение практических задач и ситуаций | Умение тратить деньги, понимание того, что деньги – это плата за труд |
27. | Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)» | Беседа с представителем профессии, обсуждение, дискуссия | Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве |
28-29. | Профессия «Мастер-цветовод» | Встреча и беседа с интересным специалистом, обсуждение, практическая работа | Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал |
30-31. | Профессия «Юрист» | Встреча с представителем профессии, обсуждение, решение практических ситуаций | Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости |
32-34. | Подведение итогов изучения курса Представление проектов | | |
Содержание курса
Занятие 1.
Тема: «Азбука профессий». Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей.
Занятие 2.
Тема: «Профессии в школе». Беседа о профессиях в школьной жизни. Игра «Угадай профессию». Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.
Занятие 3.
Тема: «Каких профессий не хватает в школе?» Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости пофессии врача, дворника, цветовода.
Занятие 4.
Тема: «Профессии в моей семье». Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей.
Занятие 5.
Тема: «Мама – домохозяйка». Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.
Занятие 6.
Тема: «Семейные династии». Лексическое значение дефиниции.
Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.
Занятие 7.
Тема: «Профессия «Воспитатель детского сада». Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства.
Занятие 8.
Тема: «Профессия «Архитектор». Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя). Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.
Занятие 9.
Тема: «Представление и разбор проектов». Рассматривание, разбор, анализ.
Занятие 10.
Тема: «Коллективная разработка проекта дома». Работа в группах. Защита проектов.
Занятие 11.
Тема: «Профессия «Следователь». Разминка «Зрительная память». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Занятие 12.
Тема: «Следствие ведут второклассники!». Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия.
Занятие 13.
Тема: «Профессия «Биолог». Работа в кабинете и с подсобным материалом. Дискуссия. Уход за растениями.
^ Занятия 14-15.
Тема: «Изучение живой природы». Работа с рисунками. Компьютерная графика. Прослушивание голосов представителей живой природы. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников-пейзажистов.
Занятия 16-17.
Тема: «Угадай представителя флоры и фауны». Лексическое значение дефиниций. Дискуссия. Работа с подсобным материалом. Работа в живом уголке. Игра «Угадай-ка!».
^ Занятия 18-19.
Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им машинах. Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Маршрутная карта водителя.
^ Занятия 20-21.
Тема: «Я – водитель, ты – пешеход». Беседа с представителем ГИБДД. Обсуждение и анализ ситуаций. Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.
^ Занятия 22-23.
Тема: «Ты – водитель, я – пешеход». Обсуждение и анализ ситуаций. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Посещение ДОСААФ, беседа с преподавателями водительских курсов.
Занятие 24.
Тема: «Профессия «Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым?
^ Занятия 25-26.
Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».
Занятие 27.
Тема: «Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства («Фермер»). Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?».
^ Занятия 28-29.
Тема: «Профессия «Мастер-цветовод». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов.
^ Занятия 30-31.
Тема: «Профессия «Юрист». Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа).
Занятия 32-34
Тема: «Подведение итогов изучения курса». Представление проектов
Литература для учителя:
Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.
Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
Литература для учащихся:
Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.
Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.
Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007.