Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пржевальская средняя школа Демидовского района Смоленской области
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании пед. совета | зам. директора по УВР | директор школы __________ С.М. Турбаев |
Протокол № 1 от 31.08.21 г. | ______ З.В. Парфенова | Приказ № 241 о/д от 31.08.21 г. |
| 31.08. 2021 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Юный читатель
2021-2022 учебный год
Класс: 2
Учитель: Егорова Е.С.
Пржевальское 2021 г.
Пояснительная записка
Программа «Юный читатель» реализует духовно-нравственное направление. Основной вид деятельности - чтение, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по духовно-нравственному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Юный читатель» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
Цели и задачи программы
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа рассчитана на 1год обучения, для обучающихся 8-9 лет. Специфика организации занятий по программе заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год .
Формы организации занятий:
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.
Календарно-тематический план
1 час в неделю, всего 34 часа
№ | Наименование раздела и тем | Часы | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | | | Дата по плану | Дата фактическая |
| | | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | | |
| Здравствуй, книга (3 ч) | | | | | | |
1 | Путешествие в старину. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализиро-вать произведения | 05.09 | |
2 | Игра-проект «Собери книгу». | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; | 12.09 | |
3 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 1 | Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Использовать алгоритм самостоятельной работы | 19.09 | |
| Книгочей — любитель чтения (2 ч) | | | | | | |
4 | Книгоград. Как устроен город книг. Путешествие в библиотеку. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); | 26.09 | |
5 | Любимые рассказы о детях. Викторина. | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; | 03.10 | |
| Книги о твоих ровесниках(4 ч) | | | | | | |
6 | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. | 1 | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Корректировать деятельность | Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; | 10.10 | |
7 | «Синие листья и другие» знакомство с творчеством В. Осеевой. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Корректировать деятельность | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 17.10 | |
8 | Любимые герои Н. Носова. Игра «Узнай, кто?» | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Анализировать эмоциональные состояния | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 24.10 | |
9 | «Играем вместе с Дениской» по страницам рассказов В. Драгунского. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев | 07.11 | |
| Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) | | | | | | |
10 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 14.11 | |
11 | «Пословицы о книге и учении». Проект «Книга пословиц». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); | 21.11 | |
12 | Загадки. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 28.11 | |
13 | Скороговорки и чистоговорки. Конкурс на лучшего скороговорщика. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 05.12 | |
| Писатели-сказочники(4 ч) | | | | | | |
14 | Кто придумал сказку? Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); | 12.12 | |
15 | Кто такой сказочник? Писатели-сказочники. | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 19.12 | |
16 | Герои сказок. Викторина. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 26.12 | |
17 | Кроссворды по сказкам Х.К. Андерсена. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 16.01 | |
| Книги о детях (4 ч) | | | | | | |
18 | «Дядя Стёпа учит добру». С.Михалков. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); | 23.01 | |
19 | «Мафин и его друзья». Игра «С кем дружит Мафин?» | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев | 30.01 | |
20 | Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. Н.Носов | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 06.02 | |
21 | Игра-викторина «Жители Цветочной улицы». | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | 13.02 | |
| Старые добрые сказки (4 ч) | | | | | | |
22 | Иллюстрации к сказкам. Конкурс на лучшую иллюстрацию. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 20.02 | |
23 | Сборники сказок. Игра «Собери сказки по персонажам». | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать | 06.03 | |
24 | Кто нам сказку рассказал? Сказки народов мира. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 13.03 | |
25 | Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 20.03 | |
| Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) | | | | | | |
26 | Книги о семье, о маме. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 27.03 | |
27 | Игра «Спой колыбельную». | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать | 03.04 | |
28 | Мини-проекты (работа в группах): «Пословицы о семье». | 1 | Выявлять читательский опыт | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | 10.04 | |
| Защитникам Отечества посвящается(3 ч) | | | | | | |
29 | Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | 17.04 | |
30 | Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 | Применять таблицы, схемы, модели для получения информаци | Анализировать эмоциональные состояния | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 24.04 | |
31 | Книги о Великой Отечественной войне | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Строить схему (модель) отношений героев | 08.05 | |
| По страницам любимых книг (3 ч) | | | | | | |
32 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 15.05 | |
33-34 | Летнее чтение. Оформление «Дневника читателя». | 2 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст. | 22.05 29.05 | |
Содержание программы
Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Тема 7. Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Универсальные учебные действия:
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при-
надлежности в открытом библиотечном фонде);
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
заполнять каталожную карточку;
систематизировать книги по авторской принадлежности;
составлять список прочитанных книг;
выделять особенности учебной книги;
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательского кругозора
Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных поэтов.
Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной литературы.
Назовите известные вам жанры произведений.
Назовите любимые темы чтения.
Список литературы
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав.ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Список литературы для 2 класса
Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были;
Пушкин А. Стихи и сказки;
Ершов П. Конек-горбунок;
Крылов И. Басни.
Русская литература 20 века
Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»;
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;
Житков Б. «Рассказы о животных»;
Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»;
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы;
Давыдычев Л. «Страдания второгодника Ивана Семенова»;
Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;
Дуров В. «Мои звери»
Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;
Родари Д. «Путешествие «Голубой стрелы»;
Киплинг Р. «Сказки»;
Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями»