СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Пищевые добавки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочного занятия "Пищевые добавки"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Пищевые добавки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №53 г.Бикина

Бикинского муниципального района хабаровского края











Разработка внеурочного занятия:

«Пищевые добавки

и их влияние на здоровье человека»




Суслопарова Ольга Александровна

учитель биологии МБОУ ООШ №53г.Бикина

Бикинского муниципального района

Хабаровского края














Бикин, 2024

План-конспект занятия

Пояснительная записка к занятию

Тема занятия: «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»

Тип занятия: занятие-исследование.

Предмет, класс: факультативное занятие по химии, 8 общеобразовательный класс

Место занятия в теме: четвертое занятие в разделе «Химия и пища» после тем: «Белки пищи», «Углеводы пищи», «Липиды пищи»

Мотивация занятия (методы и технологии): ИКТ-технология, проблемный метод обучения, технология сотрудничества, игровая технология.

Учитель: Суслопарова Ольга Александровна, учитель биологии и химии.

Формы работы на занятии: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, объяснение);

  • наглядные (демонстрация презентации, упаковок продуктов питании);

  • практические (работа с раздаточным материалом);

  • частично - поисковый (работа с дополнительным материалом),

  • проблемный (постановка проблемных вопросов);

  • исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).

Ресурсы урока: проектор, экран, компьютер, презентация Microsoft Power Point (Приложение к занятию)

Оборудование: упаковки (этикетки) от продуктов питания, наиболее часто употребляемые учащимися; печатный материал: таблица кодов пищевых добавок и их воздействия на организм человека (Приложение к занятию), Подарки учащимся (фрукты).

Основные понятия и термины урока: Пищевые добавки, красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса.

Проблема, которую призван решить урок: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания, влияют на здоровье?

Конспект занятия:

Цель урока: обучающиеся изучат содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определят степень их опасности для здоровья.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»;

  • сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.

Развивающие:

  • развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни;

  • развивать внутреннюю мотивацию к учению через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.

Воспитывающие:

  • воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!».

Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.

II. Проверка знаний учащихся.

Учитель: Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока. (Презентация, Слайд 1,2)

Задание 1. Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»? Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества:

а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба. (Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и.)

Задание 2. В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю 1 варианту из списка выбрать продукты с наибольшим содержанием жиров, а 2 варианту – углеводов:

а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель. (Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.)

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду. (Презентация, Слайд 1,2)

III. Актуализация знаний.

Игра «Третий лишний».

Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие. (Презентация, Слайд 3)

БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.

(Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)

Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Пищевые добавки и здоровье человека». Ребята, что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?

Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока.

(Презентация, Слайд 4)

Цель урока: изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.

Эпиграф урока: «Пища, услаждающая вкус и заставляющая есть больше, чем это нужно, отравляет вместо того, чтобы питать». Французский писатель – Ф. Фенелон. (Презентация, Слайд 5)

Учитель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.

Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».

Есть или не есть? А почему?

Учащиеся формулируют проблему урока.

(Модульный ответ: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье?)

(Презентация, Слайд 6)

Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?

(Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.)

Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества. IV.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

(Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

Учитель: (Презентация, Слайд 8) Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.

История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.

  • Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи (Презентация, Слайд 9): увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;

  • придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.

Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? (Презентация, Слайд 10)

(Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)

Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?

(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Учитель: Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками».

Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.

Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны? (Презентация, Слайд 11)

Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);

Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);

Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);

Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);

Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);

Е600–Е599 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.

Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья?

V. Физкультминутка.

По классу развешаны 14 картинок с продуктами питания, содержащими и не содержащими пищевые добавки.

Учитель: Ребята, представьте ситуацию, что вы пришли в магазин за продуктами. Предлагаю первой команде выбрать продукты без пищевых добавок, второй – с пищевыми добавками и объяснить ваш выбор. (учащиеся ищут в классе картинки, поясняют свой выбор)

А сейчас переходим к практической части.

Практическая работа (Приложение).

Тема: Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.

Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы.

Учитель: Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности пищевых добавок, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие.

Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.

VI. Закрепление.

Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.

Чья группа первой составит рекомендации, поднимите руку. После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.

Рекомендации по употреблению продуктов питания (Презентация, Слайд 12):

  • Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

  • Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.

  • Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

  • Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.

  • Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.

  • Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.

  • Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

  • В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на поставленный вами вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.

(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)

IX. Заключение.

Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками. Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки?

(Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)

Надеюсь, что мои старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо. Урок окончен.