СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочные занятия "Традиции моего народа". 1 год обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочные занятия по прграмме "Традиции моего народа" являются первой ступенью знакомства с татарским народом, культурой, традициями.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочные занятия "Традиции моего народа". 1 год обучения.»

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Традиции моего народа»

(Направление внеурочной деятельности: Общекультурное воспитание, вид внеурочной деятельности: Проектная деятельность)

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Введение.

Знать страну, столицу нашего государства,

название республики, где мы живем, её столицу, название родного города, адрес.

-иметь представление о флагах и гербах РФ и РТ.

-общие представления о Татарстане как организме географического, духовного, и культурного единства;

– первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;

– формирование представления о важнейших элементах материальной и духовной культуры разных народов;

– уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

– формировать навыки использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;

– уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;

– владеть видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;

– уметь оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);

– формировать навыки применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;

–владеть способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;

- развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- воспитание любви к своей Родине, любви к своей стране, городу, (родному краю);

-воспитание любви к своему национальному языку, культуре;

– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре народов, проживающих на территории Татарстана;

– формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;

– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;

– способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;

– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.

– понимание учащимися национальной культуры как одной из основ-ных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;

– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;

– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;

– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;

– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.- развитии чувства прекрасного, развитии умения находить прекрасное в окружающей жизни и самореализовываться в доступных видах художественной деятельности;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимании чувств других людей и сопереживании им;

Хозяйство и быт татарского народа .

– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересах народов Татарстана;

– знакомство с национальной музыкальной культурой народов Татарстана;

– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;

– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;


Устное народное творчество татарского народа.

– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;

– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды;

- привитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Народные игры и праздники

-получить первоначальные представления о народных играх;

-познакомиться с наиболее популярными играми и праздниками, такими как Сабантуй, Навруз и т.д.

-знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;


Содержание курса внеурочной деятельности «Традиции моего народа»

(Направление внеурочной деятельности: Общекультурное воспитание, вид внеурочной деятельности: Проектная деятельность)

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Введение.

Необходимо озвучить цели и задачи курса, дать понятия «народ», «народность», а также общие сведения о Татарстане.

Необходимо отметить, что история, современное состояние и основные тенденции развития Татарстана являются органичной составной частью судьбы России с древнейших времен до нынешних дней. Указать, что Татарстан является одним из самых полиэтничных регионов России, где проживают татары, мордва, чуваши, марийцы и другие народы. Рассказать о народах Татарстана, их возникновении и расселении. Ознакомить учащихся с картой Поволжья и Татарстана и указать места расположения населенных пунктов с компактным проживанием представителей разных национальностей.

11

Хозяйство и быт татарского народа .

Жилище – сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направления хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил.

Познакомить детей с национальными усадьбами татарского народа. Дворы (жилой дом, надворные постройки, бани, сараи), улицы, селения. Особенности планировки двора и хозяйственных построек. Система расположения жилого дома и надворных построек. Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища, особенности украшения наличников, крыльца.

Традиционное хозяйство народов Татарстана. Скотоводство, земледелие, охота, деревообработка, обработка кожи и меха.

Декоративная резьба по дереву – традиционный вид художественного творчества мужчин. Прялка, ее значение в жизни крестьянской семьи, ее конструкция и символика орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки, бочонки, солонки и др. Выделка шкур и кожи для шитья обуви, плетение корзин, мебели.

Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, пря-дение. Виды волокна для пряжи. Способы прядения изделий. Виды нитей для получения холста. Техника узорного тканья. Ткацкий станок, его устройство.

Вышивка. Основные цвета татарского орнамента и вышивки. Особенности геометрического орнамента. Связь его с древним письмом. Отличительные особенности орнамента и вышивки разных народов. Узоры головных уборов. Женские украшения. Изготовление украшений тюбетеек.

Самостоятельная работа:

Рисование национального орнамента и вышивки.

Традиционная кухня народов Татарстана.

Важнейшие виды продуктов питания. Отдельные рецепты блюд татарской кухни. Сходства и различия в сервировке стола и культуре поведения за столом у разных народов Поволжья.

Повседневная и праздничная кухня мордвы, татар, чуваш. Растительная и животная пища, составляющая меню семей народов Татарстана, праздничный стол .

Многовековая история татарской кухни.

Самостоятельная работа:

Подготовка альбома с рецептами национальной кухни.

8

Устное народное творчество татарского народа.

Заклички, приговорки, дразнилки, считалки. Знакомство с терминами, умение употреблять их в речи, выделять виды считалок, приговорок.

Развитие чувства юмора, открытости. Дразнилки высмеивают недостаточно хорошее поведение, неблаговидные дела.

Считалки - короткие стишки, применяемые для определения ведущего или для распределения ролей в игре. Виды считалок: считалки-числовки, за-умные считалки, считалки-заменки.

Пословицы, поговорки и загадки составляют большую часть устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений. В них выражается оценка народом действительности, какая она есть или какой бы ее хотелось видеть.

Самостоятельная работа:

Сочинение и сбор дразнилок, считалок, пословиц, поговорок и др.. Выпуск книжек-альбомов с дразнилками, считалками, закличками, приговорками, пословицами, поговорками и загадками «Малые фольклорные жанры».

Сказки, легенды, былины. Знакомство с терминами, их употребление.

Сказка как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием да-леких предков, форма передачи опыта поколений. Роль сказок в формировании картины мира ребенка.

Определение жанров сказок и их разновидности; сказки народные и авторские; социально-бытовые, волшебные сказки и сказки о животных. Отношение вымысла к реальности. Темы и смысл наиболее распространённых сказок.

История татарского народа в сказках, легендах и былинах.

Легенды и былины о национальных богатырях и героях. Добро и зло в жизни, вера людей в силы природы и человека.

Сравнительная характеристика легенд, былин и сказок.

Самостоятельная работа

Чтение сказок и легенд об истории своего края и народа. Сочинение и инсценирование сказок. Изготовление альбома «Мои любимые сказки».

Песни. Знакомство с термином «национальные песни», умение употреблять его в речи. Раскрыть специфику жанра, жизненную и поэтическую функция. Показать отражение истории и культуры народов в песнях.

Песни эпические (мифологические, балладные, исторические), лири-ческие (о молодёжи, семейной жизни, любви). Частушки. Детский фольклор (творчество взрослых для детей и детское творчество).

Колыбельная песня – отражение мира, мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком. Цикл колыбельных песен: за едой, когда засыпает или просыпается ребенок, игровые колыбельные, купальные песни.

Самостоятельная работа

Разучивание колыбельных и плясовых песен, инсценирование песен.

8

Народные игры и праздники

Детский игровой фольклор народов Татарстана. Игры – своеобразная школа развития активности, сообразительности, инициативы. Показать детям богатство и разнообразие национальных игр, их значение в формировании жизненно важных навыков, совершенствовании физического развития, самовоспитания. Виды игр. Ролевые игры, хороводные игры, игры на улице и помещении.

Традиционные календарные и семейные обряды и праздники – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа.

Познакомить детей с термином «обряд», дать характеристику календарным и семейным праздникам.

Возникновение обычаев, традиций. Указать роль праздников в жизни народа. Данные о происхождении основных праздников. Народные приметы. Обрядность зимнего и весеннего циклов, летнего и осеннего.

Семейные праздники, обряды жизненного цикла. Обряд рождения ребенка, имянаречение, «балага исем кушу». Свадебная обрядность.

Самостоятельная работа

Разучивание обрядового фольклора, подготовка и инсценирование традиционного праздника.

6

всего


33

















Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Традиции моего народа»

Направление внеурочной деятельности: Общекультурное воспитание, вид внеурочной деятельности: Проектная деятельность)

№п/п

Название разделов

Тема занятий

Кол-во часов

Основные формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Введение

Моя школа

1

беседа

Знакомство с особенностями школы для слабовидящих и незрячих детей.

7.09

.

2

Город, в котором мы живем

1

беседа

Знакомство с историей создания города Набережные Челны

8.09


3

Дом , в котором я живу.

1

беседа

Умение назвать свой домашний адрес

14.09.


4

Край в котором мы живем.

1

беседа

Знакомство с природными особенностями Татарстана

20.09.


5

Моя малая родина

1

беседа

Понятие «малая родина». Рассказ о Татарстане и столице Казани

27.09


6

Происхождение и расселение народов, проживающих в Татарстане

1

беседа

Рассказ о происхождении и расселении народов, проживающих в Татарстане

4.10


7

Кто наши соседи?

1

беседа

Рассказ о наших соседних республиках

11.10


8

Моя семья. Роль каждого в семье.

1

беседа

Беседа о своей родословной

18.10


9

Где живут татары?

1

беседа

Беседа о том где живут по всему миру татары.

25.10


10

Татарстан многонациональная республика

1

беседа

Беседа о представителях разных национальностей живущих в Татарстане.

8.11


11


Происхождение и расселение народов, проживающих в Поволжье

1

беседа

Происхождение и расселение народов, проживающих в Поволжье

15.11


12

Хозяйство и быт татарского народа .

Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.

1

беседа

Растительная и животная пища, составляющая меню семей народов Татарстана, праздничный стол .


22.11


13


Жилище.

Особенности украшения жилища татар в старину.

1


беседа


Познакомить детей с национальными усадьбами татарского народа

Архитектура жилища, особенности украшения наличников, крыльца.

29.11



14

Мастера

И умельцы

Национальная усадьба


беседа

Ремесла и народные промыслы народов Татарстана.

Декоративная резьба по дереву – традиционный вид художественного творчества мужчин

6.12


15

Город

мастеров


1

экскурсия

ознакомление достопримечательностями родного города

13.12.


16

Изготовление национальных игрушек

1

беседа

Изготовление национальных игрушек

20.12.


17

Ткачество и вышивка

1

беседа

Основные цвета татарского орнамента и вышивки. Особенности геометрического орнамента.

10.01


18

Рисование национальных орнаментов и узоров

1

беседа

Отличительные особенности орнамента разных народов

17.01


19

Музей истории города

1

экскурсия

знакомство с бытом татарской избы

24.01.


20

Устное народное творчество татарского народа.


Заклички, приговорки, дразнилки, считалки.

1

беседа

Заклички, приговорки, дразнилки, считалки.

31.01.


21

Пословицы, поговорки и загадки

1

творческая работа в группе

Пословицы, поговорки и загадки

7.02.


22


Национальные сказки. Виды сказок.

Социально-бытовые, волшебные сказки и сказки о животных.

1


беседа


Определение жанров сказок и их разновидности; сказки народные и авторские; социально-бытовые, волшебные сказки и сказки о животных.

Роль сказок в формировании картины мира ребенка.


14.02.

.

23

Народный эпос: былины, легенды.

Народные песни в воспитании детей

1


беседа


Народный эпос: былины, легенды.

Знакомство с термином «национальные песни», умение употреблять его в речи.

28.02



24

Плясовые песни.

1

творческая работа

Знакомство с плясовыми песнями

7.03.


25

Колыбельные песни.

1

беседа

Знакомство с колыбельными песнями

14.03


26

Разучивание песен.

1

беседа

Разучивание песни

21.03


27

Оформление книжки «Малые фольклорные жанры»

1

творческая работа в группе

Оформление книжки «Малые фольклорные жанры»

4.04.


28

Народные игры и праздники

Детский игровой фольклор.


1

беседа

Разучивание и проведение национальных игр.


11.04.


29

Подвижные игры

1

игры

Разучивание и проведение национальных игр.


18.04


30

Хороводные игры с песнями.


1

игра

Разучивание хороводной игры с песнями.


25.04


31

Семейные праздники и их воспитательная роль.


беседа

Семейные праздники и их воспитательная роль.

2.05.


32

Обрядовый фольклор


1

игра

Разучивание обрядового фольклора, подготовка и инсценирование традиционного праздника.

16.05.


33

Постановка национального праздника

1

Творческая работа

Постановка национального праздника

23.05.