ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе внеурочной деятельности для 2 класса
на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и примерной программы «Страна открытий» для 1-4 классов.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную жизненную позицию в обществе.
Задачи программы:
организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально-ориентированной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования;
формирование основ морали – осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
принятие учащимися общенациональных ценностей, духовных традиций;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
формирование в нравственно и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребенка в нем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование у учащихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья.
Направления программы:
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
во 2 классе на 2020 – 2022 учебный год
Личностные результаты:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
формирование основ гражданской идентичности;
ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
формирование мотивации к учению и познанию;
формирование основ ценных личностных и нравственных качеств;
возможности реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
Познавательные:
осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
использование различных справочных изданий и детской литературы с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Коммуникативные:
приобретение первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничество и оказание взаимопомощи, доброжелательности и уважительность при построении своего общения со сверстниками и взрослыми;
формирование собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;
уважительное отношение к России, к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических и организационных задач;
объяснение правил поведения в различных ситуациях;
постановка цели и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно);
составление плана исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, в случае расхождения с предполагаемым эталоном.
Содержание программного материала по внеурочной деятельности
в 1 классе на 2019 – 2020 учебный год
№ п/п | Название направления | Количество часов | Виды деятельности и формы занятий |
1 | Спортивно-оздоровительное направление Мое здоровье | 0,6 | Приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе бесед, просмотра фильмом); Участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на свежем воздухе для укрепления своего здоровья; Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (при подготовке и проведении подвижных игр, спортивных соревнований); Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение гигиенических норм труда и отдыха; Получение навыков поддержания чистоты своей одежды и чистоты своего тела, рационально использовать оздоровляющее влияние природных фактов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (в процессе бесед, просмотра фильмов, игровых и тренинговых программ); Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного и социально-психологического здоровья семьи и класса ( в ходе бесед с педагогами, медицинским работником, родителями); Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинским работником, родителями, классных часов, игр). |
2 | Общекультурное направление Мои увлечения | 0,47 | Знакомство с художественными ценностями культуры России, культур народов России (в ходе экскурсий к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); Знакомство с традициями художественной культуры родного края (посещение фестивалей народного творчества, тематических выставок); Знакомство с красотой окружающего мира через художественные образы (разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмом, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах); Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (творческие работы, спектакли, концерты, проектная деятельность); Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; Участие в художественном оформлении помещения классной комнаты. |
3 | Духовно-нравственное направление Мой мир | 0,33 | Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и т.д., отражающие культурные и духовные традиции народов России); Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения поведения разных людей в педагогически организованной ситуации); Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях); Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). |
4 | Социальное направление Моя страна | 0,6 | Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – гербом, флагом Российской Федерации, гербом и флагом Ростовской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг); Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра фильмов, путешествий к историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания); Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра фильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий); Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в ходе бесед, проведения классных часов, просмотра фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященным государственным праздникам); Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; Организация встреч с ветеранами, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографий и т.д.). |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
во 2 б классе на 2020 – 2021 учебный год
Направление | Мероприятие | Форма проведения | Количество часов | Предполагаемые сроки выполнения | Фактические сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Спортивно-оздоровительное Мое здоровье | 1 четверть – 6,5 часов = 0,19 |
Правила поведения на уроке и перемене | Классный час | 1 | сентябрь | | |
Дорога в школу | Беседа | 0,5 | сентябрь | | |
Режим дня – основа жизни человека | Беседа | 0,5 | сентябрь | | |
День здоровья | Игры и соревнования | 3 | сентябрь | | |
Правила дорожные знать каждому положено | Классный час | 1 | октябрь | | |
Азбука дорожного движения | Конкурс рисунков | 0,5 | октябрь | | |
2 четверть – 3 часа = 0,09 |
Забота о глазах | Беседа | 0,5 | ноябрь | | |
Береги свою жизнь | Просмотр и анализ фильма | 1 | ноябрь | | |
Как защититься от простуды и гриппа? | Беседа | 0,5 | декабрь | | |
Как настроение? | Выставка рисунков | 0,5 | декабрь | | |
Правила личной гигиены | Беседа | 0,5 | декабрь | | |
3 четверть – 6,5 часов = 0,19 |
Что такое иммунитет? | Беседа | 0,5 | январь | | |
Как уберечься от мороза? | Беседа | 0, 5 | январь | | |
Уход за руками и ногами | Беседа | 0,5 | январь | | |
Как сохранить улыбку красивой? | Беседа | 0,5 | январь | | |
Виды спорта | Викторина | 0,5 | февраль | | |
Сильные, смелые, ловкие, умелые | Спортивные соревнования | 1 | февраль | | |
Скелет – наша опора | Беседа | 0,5 | февраль | | |
Мы за здоровый образ жизни! | Выставка рисунков | 0,5 | март | | |
Что такое эмоции? | Беседа | 0,5 | март | | |
Мой дом и опасности в нем | Классный час | 1 | март | | |
Как вести себя на улице | Беседа | 0,5 | март | | |
4 четверть – 4,5 часов = 0,13 |
Природа – источник здоровья | Экскурсия | 1,5 | апрель | | |
Игры и травмы | Беседа | 0,5 | апрель | | |
Укусы насекомых | Беседа | 0,5 | апрель | | |
Вредные привычки | Беседа | 0,5 | май | | |
Детские забавы | Игры на свежем воздухе | 1 | май | | |
Скоро лето. Правила поведения на водоеме | Беседа | 0,5 | май | | |
Общекультурное Мои увлечения | 1 четверть – 1,25 часа = 0,04 |
День знаний | Праздник | 1 | сентябрь | | |
Золотая осень, золотая! | Конкурс рисунков | 0,25 | октябрь | | |
2 четверть – 10,5 часов = 0,31 |
Новогодний серпантин | Поездка | 4,5 | декабрь | | |
Новогодние чудеса | Подготовка рисунков, подготовка к празднику, праздник | 6 | декабрь | | |
4 четверть – 4 часа = 0,12 |
Наше доброе кино | Посещение кинотеатра | 3 | апрель | | |
Последний звонок | Праздник | 1 | май | | |
Духовно-нравственное Мой мир | 1 четверть – 2часа = 0,06 |
Участие в конкурсе «Донская осень» | Оформление и отправка работ | 0,5 | сентябрь | | |
Участие в конкурсе «Родное слово» | Проведение и отправление результатов | 1,5 | октябрь | | |
2 четверть – 2,5 часа = 0,07 |
Участие в конкурсе «С праздником, родная!» | Оформление и отправка работ | 0,5 | ноябрь | | |
Участие в конкурсе «Новогоднее настроение» | Оформление и отправка работ | 0,5 | декабрь | | |
Участие в конкурсе «Эврика» | Проведение и отправление результатов | 1,5 | декабрь | | |
3 четверть – 6,75 часов = 0,2 |
Участие в конкурсе «Покормите птиц» | Оформление и отправка работ, беседа | 0,75 | январь | | |
Богатырские забавы | Подготовка и проведение развлекательной программы для поздравления мальчиков с 23 февраля | 2 | февраль | | |
Эх, Масленица! | Участие в общешкольном празднике | 1,5 | февраль | | |
С праздником, родная! | Подготовка и проведение развлекательной программы | 2,5 | март | | |
Социальное Моя страна | 1 четверть – 7,5 часов = 0,22 |
75 лет Победы | Классный час | 1 | сентябрь | | |
День солидарности в борьбе с терроризмом | Классный час | 1 | сентябрь | | |
Мы за мир на Земле | Конкурс рисунков на асфальте | 1 | сентябрь | | |
Ко дню пожилого человека. «Мои бабушка и дедушка» | Беседа, выставка рисунков | 1 | сентябрь | | |
Россия – родина моя | Классный час | 1 | октябрь | | |
Родной край – частица России. Символика края | Беседа, конкурс рисунков | 1 | октябрь | | |
Новочеркасск – любимый город | Выставка фотографий, беседа | 1 | октябрь | | |
День народного единства | Беседа | 0,5 | октябрь | | |
2 четверть – 5 часов = 0,15 |
Улицы Героев | Выставка фотографий, рисунков, беседа | 1,5 | ноябрь | | |
День Конституции РФ – что это за праздник? | Беседа | 0,5 | декабрь | | |
Традиции семьи | Проект | 3 | декабрь | | |
3 четверть – 4,5 часа = 0,13 |
Достопримечательности родного края | проект | 2,5 | январь | | |
Город Новочеркасск в годы Великой Отечественной войны | Встреча с работниками музея | 1 | февраль | | |
День защитника Отечества. История празднования | Беседа | 0,5 | февраль | | |
Мой папа – защитник Отечества | Выставка портретов | 0,5 | февраль | | |
4 четверть – 3,5 часа = 0,1 |
Памяти Ю. Гагарина «Он был первым…» | Классный час, выставка рисунков | 1,5 | апрель | | |
Эта великая победа! | Конкурс рисунков на асфальте | 1 | май | | |
Не предадим память наших прадедов! | Классный час | 1 | май | | |