Внеклассная работа
«Современная действительность через призму отношения героев в баснях Крылова»
Библиотекарь: Керимкулова К.Д
№ 8 средняя школа
2015-2016
Ведущий: Дорогие ребята! Посмотрите на эти картинки. Всем знакомы эти герои! Кто они? Из каких произведений пришли к нам (ответы учащихся).
Сегодня мы встретимся с героями басни Крылова. А о самом Крылове нам расскажет ученица Беккулиева Малика (показ слайдов во время выступления ученицы).
Ученица: И.А. Крылов родился в 1760 году в Москве, в семье дворянина. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Начиная с 1805 года Крылов входит в большую литературу, как создатель русской классической басни.
Он понимает, что к басне труднее придраться, она сама кусает, а ее – то не укусишь, за аллегориями можно порой надежно укрыться.
Басни Крылова, как всякое истинно художественное произведение, обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского».
Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются перед читателями каждый раз со свежим, неожиданным подчас, содержанием и смыслом в разные эпохи, обретая новое рождение.
«Да они как будто сегодня написаны, они актуальны! – пишут и читатели, и критики, у которых крыловские басни рождали живые и современные ассоциации, аналогии.
Написаны басни Крылова замечательным русским языком, теми лёгкими, незатейливыми разговорными стихами, какие сродни грибоедовским строкам «Горе от ума» Пушкинскому «Гусару» и многим другим.
И названия крыловских басен, и отдельные эпизоды, и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова: «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват» и много других.
Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились читателям и надо прямо сказать, пока он никем не превзойден, настолько могуч талант баснописца, что никто и не решался вторгнуться в его владения. Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует над басенным жанром. Сегодня мы покажем вам две инсценировки басен Крылова.
Но перед каждой сценкой мы придумали свои сюжеты о современной жизни.
Ведущий: Давно, друзья, задуматься пора
Уж не про нас ли в баснях говорится
Как будто он, Крылов, в своих сюжетах
О наших недостатках сказать стремится
Ведь всем известно и это не секрет
Что в школе есть и грубость, и жестокость
И нежелание учиться
Тот хам, наглец, а тот тупица.
Давайте скажем всему такому: «Нет!»
Мы не герои этих басен
Пусть все твои сюжеты,
дедушка Крылов, в
литературе так и остаются
1.сценка:
Действующие лица:
Старшеклассник (Саша)
Пятиклассник (Петя)
Саша: Ты куда несешься, куда прешь? Не видишь что ли, я иду?
Петя: Я не несусь! Я просто иду на перемену.
Саша: А ты ещё и оговариваешься со мной!
Ты, малявка, да знаешь ты, я кто такой.
Петя: Нет, не знаю кто! Я только пришёл в среднее звено.
Саша: Ну тем более должен уступать дорогу старшим.
Петя: Но ведь я просто шёл, я не загораживал тебе дорогу.
Саша: Слушай, ты мне надоел. Стоит, хамит здесь. А вчера со мной даже не поздоровался.
Петя: Но меня вчера в школе не было. Я уезжал на медосмотр.
Саша: Значит, был твой одноклассник. Ты, глянь, они совсем нюх потеряли. Мы разве позволяли себе такого. Нет, надо серьезно вас проучить. В общем, так: завтра принесешь 100 тенге.
Петя: А где же я их возьму.
Саша: А это не мои проблемы. Не принесешь – пеняй на себя. И смотри, ляпнешь кому – нибудь – совсем тебе плохо будет.
Петя: Как же я не скажу. Ведь я должен взять их у мамы.
Саша: Да у кого хочешь! Но деньги завтра должны быть у меня. Понял!
Ведущий: Наверное, всем знакома такая ситуация. Педагоги, родители, общественность давно бьют тревогу. В школах установились такие отношения. И нужно с этим бороться. Нужно не допускать, чтобы старшие обижали младших. Против этого также и выступал и писатель Крылов. Представляем вашему вниманию басню Крылова: «Волк и ягненок».
(Инсценировка басни)
Ведущий: Вот видите, ребята, как актуальны герои Крылова. Волк – тот самый старшеклассник, а ягненок – младший ученик, которого часто стараются обидеть. Необходимо прекратить такие отношения в школе.
Герои следующей инсценировки покажут нам, к чему может привести нас наша беспечность, беззаботность, наплевательское отношение к учебе.
Инсценировка с участием двух учащихся. (Один сидит с книжкой, а другая порхает по сцене).
Действующие лица: Девочка (Дарина) и мальчик (Марсель)
Действие 1
Дарина: Слушай, что ты сидишь – всё зубришь.
Марсель: Я не зубрю, а готовлюсь к контрольной работе по физике.
Дарина: Подумаешь, физика! Пойдем, лучше поиграем в волейбол.
Марсель: Да куда ты пойдешь! Сейчас прозвенит звонок.
Дарина: А, успею! А если опоздаю, то ничего страшного (убегает)
Действие 2
Дарина: Марсель, Марсель! Пошли, прогуляемся до центра.
Марсель: Да, ты что? Завтра нужно сдать сочинение. Мне осталось совсем немного.
Дарина: Ой, я и забыла про сочинение! Да ладно. В следующий раз напишу. Слушай, в центре, говорят, все наши тусуются. Пошли побалдаеем!
Марсель: А ты забыла – завтра ещё и алгебра. Будут проводить тесты.
Дарина: Да, сдадим как – нибудь. Ведь ЕНТ не завтра и не послезавтра. Впереди ещё уйма времени. Да пошли! Всё – равно ведь всё не выучишь!
Марсель: Нет, мине ещё маме помочь надо. Потом скотину выгулять.
Дарина: Ну и оставайся! Так и будишь всю жизнь будешь вертеться, как белка в колесе. А я пойду – потусуюсь жизнь так прекрасно и нужно наслаждаться ею, пока есть возможность.
Действие 3
Марсель: Слушай, скоро уже тесты сдавать. О чём ты думаешь, осталось совсем мало времени, а у тебя один «танцульки» на уме
Дарина: Подумаешь тесты. «Бог не выдаст – свинья не съест», Сдам как – нибудь. И не называй моё увлечение танцами – танцульками. Единственное, что я умею в жизни – это танцевать. (танцуют)
Марсель: И всё – таки нужно более серьезно относиться к тестам и к учебе вообще. Твоя мама и так загибается на двух работах. Разве плохо, если ты поступишь на грант, честно заработаешь оценки на ЕНТ.
Дарина: Ой оставь! Где она, твоя честность. Не морочь мне голову. И не мешай, уходи быстрее. Я познакомилась с мальчиком с соседней школы. Он назначил мне свидание. (Мальчик вздыхает и уходит).
Действие 4
(Мальчик успешно сдал экзамены на ЕНТ, а девочка плачет).
Марсель: Поздравь меня. Я со своими баллами, возможно, поступлю на грант.
Дарина: (зло) Поздравляю! А я не набрала даже нужного порогового балла. И аттестат сплошь с тройками. Что мне теперь сделать? Что?
Марсель: Ладно, не расстраивайся. Я же говорил тебе, что нужно более серьезно относиться к учёбе. А ты на что – то надеялась. Теперь поработай годик. Может, ума то и прибавиться (уходят).
Ведущий: Знакомая ситуация. Не правда ли! Наша беспечность приводит к тому, что мы остаёмся без нужных знаний, какие так необходимы в современной жизни. И писатель Крылов нас предупреждал об этом: не будьте беспечны, задумайтесь немедленно о своей жизни, о том, к чему мы придём, если будем безответственно относиться учёбе, а значит, и к своей жизни в целом!
Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей».
Ведущий: Уважаемые ребята! Любите книги. Читайте их! И Крылов, Толстой, Абай, Пушкин в своих произведениях говорили о пользе учения, о нравственных ценностях, о том, какими вы должны быть, что вы должны делать, чтобы о вас говорили как о высокообразованном человеке, настоящем патриоте и гражданине своей страны.