Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям. Эпиграфы: 1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований». Р.Эмерсен 2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры». Бернард Шоу Ход мероприятия I Вступление. Слово учителя: «Обратите внимание на эпиграфы» (чтение эпиграфов, записанных на доске). II Основная часть. Слово учителя. 1. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал поэт А.С. Пушкин, это утверждение относится и к внешней культуре человека. 2. Дети читают свои тексты: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученик 3. Слово учителя: «Мы сегодня тоже за нарушение правил поведения будем штрафовать, а в конце мероприятия посмотрим, кто самый злостный нарушитель. К нарушителям мы будем крепить ленточки. Предлагаю вести «Свод правил воспитанного человека». 4. Слово учителя. «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: Я тебя вижу»; в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Всегда верхом невоспитанности считалось то, что человек не приветствует другого или уклоняется от приветствия». 5. Чтение стихотворения 5-ым учеником «Здравствуйте!» 6. Слово учителя: «Вы поздоровались – и чуть лучше стала жизнь! А теперь проверим, кто лучше знает правила этикета. 7. «Конкурс знатоков этикета»: · Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (младший) · Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? ( да) · Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать? (да, можно просто кивнуть, но не кричать через весь автобус) · С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? ( да ) · Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному) Слово учителя: «Вот видите, мнения ваши не совпали. Одним, кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь. 1.Слово учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер, ее нам расскажет …ученик 2. Текст читает ученик (6-ой ученик). 3. Слово учителя: «Поэтому, следующее правило, которое нам надо запомнить – «Уступай друг другу». Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти страшно, то юноша или девушка должен идти первым? Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает). Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте: · Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к……. · Навещая заболевшего друга, не задерживайтесь долго, потому что….. · Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к………. 4. Слово учителя: «Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский врач Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам. Тест «Насколько вы конфликтный человек»: 1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция: А) не принимаю участия; Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной; В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя». 2. Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства? А) нет; Б) только, если имею для этого веские основания; В) критикую всегда и по любому поводу; 3. Часто ли вы спорите с друзьями? А) только в шутку или если они люди необидчивые; Б) лишь по принципиальным вопросам; В) споры – моя стихия. 4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед? А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; Б) делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам; В) прохожу вперед и начинаю следить за порядком. 5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция: А) не буду поднимать бучу из-за пустяка; Б) молча возьму солонку; В) не удержусь от едких замечаний и, быть может, откажусь от еды. 6. В транспорте вам наступили на ногу: А) с возмущением посмотрю на обидчика; Б) сухо, без эмоций сделаю замечание; В) выскажусь, не стесняясь в выражениях. 7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится: А) промолчу; Б) ограничусь коротким тактичным замечанием; В) выскажу все, что я об этом думаю. 8. Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь: А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии; Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш; В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику. БАЛЛЫ: «а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков. 22-32 очка: Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее. 12- 20 очков: Вы слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы «не выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение. до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия, ведь вы любите критиковать других. Если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!! VI Слово учителя: «В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие». «А теперь вы подумайте, нет ли у вас привычек, которые раздражают окружающих: · Не грызете ли вы ногти · Не хлюпаете ли вы носом · Не разговариваете слишком громко · Не размахиваете ли вы руками так сильно, что друзьям еле-еле удается увернуться, чтобы не быть задетым · Не раскачиваетесь ли вы на стуле · Не чистите ли зубы ногтем мизинца · Не хлопаете ли вы дверью · Не чистите ли вы ботинки о штанину брюк Свод правил воспитанного человека: «Первым здоровается тот, кто вежливее». «Уступай друг другу». «Следите за собой всегда и везде. Помните: вы - среди людей!» «Учись смеяться над собой» », т.к. это говорит о наличии у вас чувства юмора и еще служит хорошей защитой!!! «Человек не должен своим поведение доставлять неудобства окружающим людям!» IV ВЫВОД : Слово учителя: «Сегодня мы попытались разными способами оценить себя и лучше узнать себя. Следовательно, наше последнее правило звучит так: «Человек не должен своим поведение доставлять неудобства окружающим людям!» |