ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ДЕТСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ФИЛЬМУ «ЩЕНОК» Автор сценария - Николай Агафонов. Основная тема: толерантность, дружба, милосердие, доброта. Цель мероприятия: Воспитание толерантности, доброты; осознание разницы между тем, что мы видим снаружи, и тем, каков человек является на самом деле. Актуализация чувств, которые возникают при встрече с непохожими людьми. |
Учитель | Ученик (действия и предполагаемые ответы) | Комментарий | ИКТ |
1. Вступление. Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла во времена детства ваших родителей. А поможет нам в этом детский художественный фильм «Щенок», который получил сразу несколько призов в разных номинациях. Как вы думаете, почему фильм так назван? Ребята, хотите познакомиться с героями фильма? Главные герои фильма два мальчика – Алёшка и Валерка, примерно такого же возраста, как и вы. Посмотрите фрагмент фильма и подумайте, что можно сказать о них, их взаимоотношениях. | Ответ: именно появление щенка сыграло важную роль в жизни героя Просмотр 1 фрагмента фильма | В ролике каждый фрагмент разделяется перелистыванием страницы книги | 1 слайд презентации  2 слайд презентации  1 фрагмент фильма.  |
2. Характеристика героев. А сейчас мне нужны два помощника, которые бы выбрали прилагательные, которыми можно охарактеризовать героев.  |  | общительный злой дерзкий жестокий | тихий застенчивый боязливый | Как вы думаете, почему Алёша так вёл себя с Валеркой? | За что Алёша ненавидел Валеру? Дополнение учителя к беседе. Обратили ли вы внимание, как Валера наблюдал за муравьишкой, которого как будто вёл солнечный лучик. Солнечный лучик – символ Валеркиной души: светлой и печальной. Но вот Алёша выбил мяч, и луч погас! Наверное, это был образ души. У кого-то она сияет и видит красоту в любом живом существе, а у кого-то вымазана в грязи. | Выходят два ученика. Выбирают карточки-прилагательные для характеристики героев и прикрепляют их под портреты героев Ответы: старался быть похожим на одноклассников; злился, что пропустил гол; хотел выместить на ком-то плохое настроение и др. Ответы: только за то, что он был не такой как все. | К доске прикреплены фотографии двух героев (Алёшка и Валерка). На столе у учителя разложены карточки со словами: тихий, застенчивый, боязливый, весёлый, общительный, злой, дерзкий, жестокий. Учитель дополняет или обобщает всё сказанное. | |
3. Толерантность Знакомо ли вам слово – толерантность? Толерантность – это терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. - уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека. 16 ноября – Международный день толерантности. Этот эпизод учит нас, что мы должны быть терпимее к тем людям, которые отличаются от нас здоровьем, непохожим на нас. Но вот в жизни Алёши произошло событие. Смотрим следующий эпизод. | Ответы детей. Просмотр 2 фрагмента фильма | | 3 слайд презентации 2 фрагмент фильма |
4. Обсуждение второго фрагмента фильма Что же произошло? Каким мы видим Алёшу? Выберите прилагательные, характеризующие Алёшу в этом эпизоде. На следующий день Алёша не захотел расставаться с Тишкой и взял его в школу, но учительница попросила вынести щенка за дверь. | Ответы: на день рождения Алёше подарили щенка. Ученик выбирает слова и прикрепляет их под фотографией Алёши. Просмотр 3 фрагмента фильма | К ранее вывешенным прилагательным добавляются слова: добрый, ласковый, заботливый. | 3 фрагмент фильма  |
5. Обсуждение третьего фрагмента фильма. Подумайте, о чём думал Валера, когда смотрел на мокрого, озябшего щенка? Как вы думаете, что произошло дальше? | Ответы: щенок тоже один, пожалел бедняжку… Ответы детей. Просмотр 4 фрагмента фильма | | 4 фрагмент фильма  |
6. Обсуждение четвёртого фрагмента фильма. Основной вопрос – почему Алёша не позвал свою разъярённую толпу? Дополнение учителя к беседе. Эпизод - встреча Алёши и Валеры под мостом. Звучит музыка, напоминающая звуки колокольчиков, которые символизируют некое очищение. Алексей не позвал разъярённую толпу своих одноклассников, наверное, вполне осознавая, что Валерке в этом случае пощады не будет. Рассматривая стоящего в воде и прижимавшего к себе щенка мальчика, Алёша увидел в нём то же тепло к этой собачке что испытывал и он сам. Тогда Алексей задумался о Валере как о человеке. Мы чувствуем, что есть где-то в глубине Алёшиной души что-то доброе. Оно пока маленькое и очень слабое. Как вы думаете, чем закончилась история? Обратите внимание на звуки природы. | Ответы детей Предположения детей. Просмотр 5 фрагмента фильма (окончание) | Если учащиеся раскрыли не полностью ответ, то дополняет учитель. | 5 фрагмент фильма  |
7. Обсуждение окончания фильма. Что же произошло с Алёшей? Выберите характеристику Алёши в данный момент Дополнение учителя. В самый решающий момент, когда необходимо было сделать свой выбор, Алексей решается на добрый поступок, пожалуй, по словам самого героя, самый важный в его жизни! Раскаты грома, проливной дождь (вода очищает) – всё свидетельствует о происходящих изменениях в душе Алёши. Вернёмся к названию фильма. Почему же фильм назван «Щенок»? Дополнение учителя. Появление маленькой собачки помогло главному герою преобразиться и найти нового друга, ни такого как все, но очень доброго, сердечного. Сюжет фильма «Щенок» раскрывает путь к добру, учит нас думать, отзываться на чужую боль, горе, трудности. | Ответы детей. Ученик дополняет характеристику Алёши словами: сообразительный, понимающий, добрый. Ответы детей | Если у ребят неполные объяснения, то дополняет учитель. | 4, 5 слайды презентации   |
8. Заключительная беседа. Как вы думаете, если в нашем городе дети не такие как все? Это дети-инвалиды. Они не виноваты, что их судьба обделила здоровьем, но они также хотят смеяться, любить, иметь много друзей. Задумайтесь над этим. Что изменилось в вас после нашей беседы? У каждого из нас есть возможность изменить жизнь в лучшую сторону. Для этого надо измениться самому. Мне было приятно с вами общаться, и мне хотелось бы, чтобы вы всегда с любовью относились ко всем людям, независимо от их внешнего вида, привычек, здоровья и других отличительных качеств. | Ответы детей. Ответы детей. | | |