СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистическое путешествие".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"»

Игра-путешествие по русскому языку для 6-7-х классов в рамках Недели наук (обобщающий материал по основным разделам русского языка) Проведена 16.04.2010. Учителя: Гончарова И.И., Вахрамеева А.В. Ход мероприятия: 1. Организационный момент

В игре принимают участие 2 команды: 6 и 7 классов. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

2. Вводная часть

- Ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Ответ: ЛИНГВИСТИКА

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА. ОЖИВИ БАБОЧКУ!

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

Загадки.

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  1. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

  1. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  1. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

- Раскрасьте красным цветом слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Раскрасьте синим цветом слово, в котором звуков больше, чем букв.

- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПОМОГИ РЕБЯТАМ!

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА. ИГРА ПЕРЕВОДЧИК.

- замените устаревшие слова общеупотребительными:

ОЧИ

ЧЕЛО

ЛАНИТЫ

УСТА

ПЕРСТ

БАТАЛИЯ

ГЛАГОЛЕТ

БРАДОБРЕЙ

- замените слова и сочетания синонимами с удвоенными согласными

СКОРЫЙ ПОЕЗД

АСФАЛЬТИРОВАННАЯ ДОРОГА

ИГРА НА ЛЬДУ

ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ

ОБУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, водить за нос.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

1 команда

1.Пр…бежать домой

2.Пр…жадный мальчик

3.Пр…крутил шуруп

2 команда

1.Пр…шел в школу

2.Пр…длинная веревка

3.Пр…клеил марку

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.


Помоги Ь найти свой дом: вставьте, где надо Ь:

Ветер, ветер! Ты могуч…,

Ты гоняеш… стаи туч…

Ты волнуеш… сине море,

Всюду вееш… на просторе,

Не боиш…ся никого,

Кроме Бога одного.


- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ. КРОССВОРДНАЯ.

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?

  3. Как называется изменение имен существительных?

  4. Какая часть речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС. ШИФРОВАЛЬЩИК.

- Разберите по членам предложения фразу:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокаренка.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ. ПУТАНИЦА.

- Расставьте знаки препинания в стихотворении:

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть Подведение итогов игры, награждение команд.