Игра-путешествие по русскому языку для 6-7-х классов в рамках Недели наук (обобщающий материал по основным разделам русского языка) Проведена 16.04.2010. Учителя: Гончарова И.И., Вахрамеева А.В. Ход мероприятия: 1. Организационный момент
В игре принимают участие 2 команды: 6 и 7 классов. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.
Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.
2. Вводная часть
- Ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”
(смотри слайд №3)
Ответ: ЛИНГВИСТИКА
- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
3. Основная часть
- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА. ОЖИВИ БАБОЧКУ!
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.
(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)
- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
- Раскрасьте красным цветом слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Раскрасьте синим цветом слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПОМОГИ РЕБЯТАМ!
- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию
Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли
- Назовите способ образования слов.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА. ИГРА ПЕРЕВОДЧИК.
- замените устаревшие слова общеупотребительными:
ОЧИ
ЧЕЛО
ЛАНИТЫ
УСТА
ПЕРСТ
БАТАЛИЯ
ГЛАГОЛЕТ
БРАДОБРЕЙ
- замените слова и сочетания синонимами с удвоенными согласными
СКОРЫЙ ПОЕЗД
АСФАЛЬТИРОВАННАЯ ДОРОГА
ИГРА НА ЛЬДУ
ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ
ОБУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)
Ответ: сесть в калошу, водить за нос.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ
“Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)
1 команда 1.Пр…бежать домой 2.Пр…жадный мальчик 3.Пр…крутил шуруп | 2 команда 1.Пр…шел в школу 2.Пр…длинная веревка 3.Пр…клеил марку |
Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.
Помоги Ь найти свой дом: вставьте, где надо Ь:
Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч…
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.
6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ. КРОССВОРДНАЯ.
Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)
Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
Как называется изменение имен существительных?
Какая часть речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.
7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС. ШИФРОВАЛЬЩИК.
- Разберите по членам предложения фразу:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокаренка.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.
8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ. ПУТАНИЦА.
- Расставьте знаки препинания в стихотворении:
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.
4. Заключительная часть Подведение итогов игры, награждение команд.