СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Традиции моего народа" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по изобразительному искусству на тему "Традиции моего народа" (входящее в состав проекта "ТРадиции моего народа").

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Традиции моего народа" 1 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Молоковская средняя общеобразовательная школа»





План-конспект внеклассного занятия для 1 «В» класса на тему

«Традиции русского народа»













Учитель начальных классов

Таганова Дарья Андреевна








2016

Информационно - технологическая карта внеклассного занятия

Дата

9.03.16

Класс

1 В

Тема занятия

«Традиции русского народа»

Государственный социальный заказ

Во исполнение Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года № 529 – Городская целевая программа («Столичное образование» на 2012-2016 гг). Основной миссией образования (по Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) является обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений.

Добиваться:

  • формирования уважительного отношения к иному мнению;

  • формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

  • людей;

  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;


Цель занятия

Познакомить учащихся с национальными ремеслами

Научить учащихся простым элементам хохломской росписи

Задачи занятия

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

  • Формировать позитивное отношение школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

  • Расширять знания по теме занятия;

  • Воспитывать бережное отношение к животным, культуру устной речи, интерес к чтению;

  • Уметь использовать собственную самость как средство выстраивания и развития совместной познавательной деятельности;

  • Повышать мотивацию обучения.

Форма занятия

Практическая деятельность

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, экран, презентация, заготовки деревянных ложек


Ключевые компетенции

Преподаватель

Обучающиеся

Организа-ционная компетенция

Организация учителем учебного процесса, управление деятельностью обучающихся.

Умение организовать свою деятельность на внеурочном занятии.

Коммуника-тивная компетенция

Умение взаимодействовать с детьми младшего школьного возраста в рамках учебного процесса.

Развитие умения взаимодействовать с учителем в рамках учебного процесса.

Личностная компетенция

Накопление педагогического опыта, повышение уровня мастерства, приобретение практических умений при работе с классом.

Интеллектуальное развитие в процессе получения знаний, формирование навыков и отработка умений обучающегося.

Информационная компетенция

Умение обрабатывать информацию и адаптировать ее для учащихся младших классов.

Развитие навыка работы с информацией, её поиск, обработка, обобщение, систематизация.

Языковая компетенция

Владение литературной речью, её выразительность, четкость, ясность, понятность, разборчивость.

Развитие устной речи обучающихся, умение грамотно и четко ответить на вопрос, формулировать свои мысли задавая вопрос, доказывать свою точку зрения.

Общекультурная компетенция

Беспристрастное отношение учителя ко всем ученикам, соблюдение норм поведения.

Воспитание нравственных и моральных качеств личности, культурное поведение на внеурочном занятии, в социуме.

Здоровье сберегающая компетенция

Создание таких условий, при которых обучающимся комфортно и безопасно работать на внеурочном занятии, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, соответствие нормам санитарно-гигиенических условий.

Соблюдение правил техники безопасности во время учебного процесса.

Педагогичес-кая компе-тенция

Владение материалом, ситуацией в классе, умение действовать в нестандартной ситуации.


Социально-гражданская

Создание атмосферы

Воспитание чувства ответственности за родную природу.

Профессиональная

компетенция

Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов, в том числе и профессиональных.

Формирование способности к постоянному самообразованию.

Освоение обучающимися

компетентностного подхода. Овладение знаниями и умениями.

Учебно-познаватель-ные компетенции.


Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Художественная

Обеспечение учащихся основными принципами художественной деятельности, основными терминами.

Развитие навыков оперирования основными принципами художественной деятельности.


Основные дидактические принципы

  • Принцип научности

  • Принцип доступности

  • Принцип наглядности

  • Принцип гуманизации образования

  • Принцип диалогичности

  • Принцип успешности

  • Принцип вариативности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип сознательности и активности учащихся

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

  • Принцип гарантированного успеха на занятии.


Межпредмет-ная связь

  • Русский язык

  • Литературное чтение

  • Окружающий мир












Логическая структуризация

Учитель

Обучающиеся

Целеполагание

  • Создание условий и обеспечение возможности успешной совместной деятельности учителя и обучающихся в повышенном качестве усвоения представленного материала;

  • Формирование активной духовной позиции учителя;

  • Отбор и включение в учебный материал компонентов содержания нравственного воспитания в образовании;

  • Организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

  • Формирование научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взгляды и убеждения;

  • Развитие эмоциональной сферы, обогащение духовного мира.

  • Развитие познавательного интереса у обучающихся, творческих и познавательных способностей.



Технологическая карта

Триединые дидактичес-кие

цели

Образовательные цели:

  • Формировать системы представлений по теме данного занятия.

  • Формировать познавательную активность и интересы обучающихся, побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.

  • Обобщить и применить материал, пройденный на уроках изобразительного искусства и литературного чтения, во время проведения беседы.

  • Ознакомление обучающихся с национальными ценностями, особенностями русских ремесел.

  • Умение организовать событие с учащимися, использовать собственную самость как средство выстраивания и развития совместной познавательной деятельности.

  • Повышение мотивации обучения, активизация учебной деятельности.




Воспитательные цели:

  • Воспитать у обучающихся грамотность.

  • Воспитать культуру поведения в общественном месте, на внеурочном занятии.

  • Воспитать стремление совершенствовать свои знания.

  • Воспитать стремление узнавать новое, пополнять и применять свои знания.

  • Воспитать у обучающихся умение сотрудничать, вести диалог с педагогом.

Развивающие цели:

  • Развитие восприятия:

Развитие целостности, предметности, осмысленности восприятия.

  • Развитие речи:

Развитие диалогической и монологической речи, развитие содержательности, понятности и выразительности речи.

  • Развитие памяти:

Развитие образной, эмоциональной памяти.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы:

Развитие умения контролировать свои эмоции.

  • Развитие навыков содружества детей с педагогами:

Развитие познавательной активности обучающегося.



п/п

Ход внеклассного занятия


Название этапов занятия

Взаимодействие учителя и обучающихся

Формы организации

Методы воспитания

Результаты взаимодействия

1.

Вводная часть

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.


- Я прочитала вам стихотворение об одном из самых громких, ярких и веселых праздников русского народа. Вы догадались, какой это праздник?

- Верно! Сегодня мы узнаем как появился этот праздник, почему мы готовим именно блины и познакомимся с другими традициями нашего народа.

Формы организации:

  • Фронтальная;

Методы:

  • формирования интереса к учению;



Слушают стихотворение.
















- Стихотворение о Масленице.

Слушают учителя.


2.

Основная часть

Русские народные традиции и промыслы бережно хранятся и возрождаются мастерами. Пока не забыты народные художественные промыслы и развивается прикладное искусство, живы и национальные традиции нашей страны.

Русь, с незапамятных времен, славилась своими мастерами. Еще в далеком прошлом, во времена правления князей и царей, заморские купцы приезжали на русские ярмарки, чтобы полюбоваться и приобрести наши товары. В странах Европы шла молва о невиданных мехах, которыми богаты русские леса, о драгоценных камнях, которые хранят наши земли, и о мастерах, таких искусных, что нет им равных во всем мире! Наших мастеров не раз приглашали цари заграницу, но никто не соглашался. Ведь Родина одна и наши предки хранили тайны народного мастерства.

Заграничные послы, посещавшие нашу Родину, всегда привозили домой какой-то подарок из России. Это могла быть красавица матрешка, расписной платок, головной убор в драгоценных камнях, яркая дымковская игрушка или посуда в хохломской росписи.

Наших народных промыслов большое количество. Какие из них вы, возможно, знаете?

Самые известные это:

  • Хохломская роспись

  • Гжель

  • Жостовская роспись

  • Русская матрешка

  • Дымковская игрушка

Так же, как и народные промыслы, у русского народа есть и национальные праздники. Какие вы знаете?

Масленица, Пасха, Святки, День Петра и Февронии, Иван Купала и др.

Сейчас конец зимы и начало весны, а это значит, что русский народ встречает Масленицу!

Масленица

Зима всегда была испытанием для нашего человека: холодно, голодно, темно. Потому приход весны являлся очень радостным событием, которое обязательно нужно было отпраздновать. Древние верили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу.Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — бога весеннего солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю.

Масленица: почему так называется?

Наиболее вероятна и распространена следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

По второй версии такое название праздника появилось уже после принятия христианства. За неделю до Великого Поста нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда, дескать, и название, связанное с маслеными блинами.

Масленица: традиции

Первый блин – комом, говорим мы, и порой не знаем, что первоначально это выражение имело несколько иной смысл и звучало иначе. Первый блин – комам. То есть медведям. Наши предки называли этот праздник Комоедицей. Именно медведей, этих царей русского леса, задабривали румяными блинками, развешивая лакомство на ветках деревьев. Медведь-батюшка считался у славянских племен заступником, а потому покормить его было почетной и обязательной традицией.

Но почему на масленицу пекут именно блины, и при этом праздник называется не Блинницей, а Масленицей? Все это легко объяснить, если вспомнить, что нашим предкам о таком привычном для нас изобретении, как холодильник, можно было только мечтать. Масло приходилось хранить в погребах. Чтобы оно не прогоркло и не пропало, в конце зимы еду начинали обильно сдабривать маслом. Отсюда и название: жирная Масленица, широкая Масленица.

Наши предки поклонялись не только животным, они верили в силы природы. Блинами призывали на землю Ярилу, бога весеннего солнца и плодородия. Ярило относился к богам, которые умирали зимой и снова воскресали по весне. Его представляли в виде прекрасного молодого мужчины на белом коне. Вечный жених, пробуждавший землю к жизни, наполнявший ее плодородными соками, пламенем любви согревающий сердца людей. Празднование Масленицы было символом победы над зимой, над морозом, над смертью и ледяным бесчувствием. Жизнь в те времена была гораздо более суровой, и сохранить семью, скот и хозяйство в целости и сохранности в течение разорительных холодов было огромным достижением, радостью и прекрасным поводом для последующего праздника.

Блины раньше были совсем другими, не похожими на те, к которым мы привыкли. Молодухи набирали в ладони муку и макали сжатые ладони в воду, получившийся пресный комок теста выпекался в печи. Испеченные круглые солнышки были почти мистическими атрибутами встречи весны. Откусить от этой лепешки означало впустить в себя весну, тепло солнца и радость обновления.

Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга (солнце — круглое). Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу.

Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: русичи зажигали деревянное колесо и катали его по дороге, скатывая с пригорка. Колес зажигали много: того, кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, ожидали в текущем году счастье, удача и достаток. Считалось также, что тот, кто плохо веселится на Масленицу, будет неудачлив до следующей Масленицы.

Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Масленица и медведь — какая между ними связь? Все просто: зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла. Животные — они ведь все изменения природы нутром чуют. Обрядив мужика в медвежью шкуру, люди угощали его и плясали ритуальные танцы, подражая просыпающемуся после зимней спячки медведю.

Конечно же, изготавливалось чучело Масленицы из соломы, обряженное в женскую одежду. В течение всей масленичной недели чучело Масленицы было главным героем гуляний: его возили с собой, катаясь на санях, и носили, устраивая праздничные шествия.

Чучело Зимы

Многие ошибочно думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело Масленицы, но нет — это не Масленицу сжигают, а надоевшую Зиму-Марену провожают! 
В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу. 
Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы "хороня Масленицу". 

Масленичные игры для детей

Игра 1.  Сковорода.

На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки

и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

Игра 2. Скоморошки.

Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят, как гуси ходят,  как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки пляшут под веселую музыку вместе со всеми.

Игра 3. Шапочки.

Игра для мальчиков. Играют двое. Они надевают на голову шапки. Шапка должна сидеть на голове свободно. Задача – сделать так, чтобы шапка противника упала с его головы, но не уронить свою шапку.

Игра 4. Продавец счастья.

Переоденьтесь в продавца счастья. Можете взять в руки игрушечную птичку или обезьянку или музыкальную шкатулку (подражая артистам на ярмарке). В коробку положите записочки – их будут вытягивать «покупатели». Выкрикивайте как на ярмарке: «Продается счастье! Продается счастье!». Когда ребенок, выполняющий роль покупателя, вытаскивает записку, зачитывайте ее. Например: «Ваше счастье на Кудыкиной горе», «Найдешь клад и купишь две конфетки», «Ваше счастье в Вашем доме» и т.д.

Игра 5. Горшки.

Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?». Покупатель (один игрок – взрослый) присматривается к  горшкам, ведет диалог – задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок. Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое место – тот хозяин горшка. Если опоздал – становишься покупателем. Так игра продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями.

Игра 6.  Карусель.

Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится.  Можно говорить слова в ритм движениям:
Игра 7. Барыня.

Выбирается ведущий (взрослый). Играть можно с детьми 5-6 лет и старше. Маленькие дети тоже могут участвовать, но им придется помогать отвечать на вопросы (отвечать вместе с ними).

Ведущий говорит:

«К Вам  барыня пришла, голик, да веник принесла.
Велела не смеяться и  не улыбаться,
«Да» и «нет» не говорить,
Черное и белое не называть.
Вы поедете на бал?»

Нельзя в ответ на любые вопросы ведущего говорить слова «да», «нет».  Например, можно ответить так: «я передумал» (но нельзя ответить  «нет»). Эта игра учит детей управлять своим поведением и своей речью. Если игрок ошибся, то он  отдает фант ведущему и выполняет смешное задание.

В начале занятия мы говорили о русских ярмарках и сегодня мы с вами сами попробуем сделать предмет посуды и распишем его одной из наших национальных росписей. Расписывать мы будем деревянную ложку. Одной из самых ярких росписей является хохломская роспись. Посмотрите, у меня в руках ложки и чашка с этой росписью.

Послушайте историю о том, как появилось это ремесло на Руси.

Проверим, кто был внимательным, скажите, какие краски мы будем использовать при украшении наших ложек?



Молодцы! Приступайте к работе.


Формы организации:

  • коллективная;

  • индивидуальная;

Методы:

  • словесный

































Предлагают свои варианты.











Отвечают на поставленный вопрос.







Слушают рассказ учителя.



















































































































































































Играют в игры предложенные учителем.


















































































































Слушают легенду о появлении хохломской росписи.




Черная, желтая, красная, зеленая, золотая, белая краски.


Открывают необходимые краски, берут в руки ложки и начинают рисовать узоры по образцу.



3.

Заключительная часть

Подведение итогов.

- Я надеюсь, вам понравилось наше сегодняшнее занятие. Проверим, как вы внимательно слушали:

1) Какие русские праздники мы сегодня вспоминали?

2) О каких ремеслах вы сегодня узнали?

3) С какой росписью мы познакомились очень близко?

4) Какие цвета используют в этой росписи?

5) Какая масленичная игра вам понравилась больше всего?

- Замечательные ложки у нас получились! Я очень рада, что вам понравился наш урок.

Формы организации:

  • фронтальная


Методы:

  • словесный




Отвечают на вопросы учителя.





Подводят итоги.