Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития образования. Правильный выбор страноведческого материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума студентов, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого студента, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс внеурочной деятельности
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане.
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность, для поддержания мотивации студентов. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания студентов в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку студентов к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Данная программа предусматривает построение процесса обучения со студентами в группе из 10-15человек.
Данная образовательная программа рассчитана на календарный учебный год и включает в себя все основные факты из традиций, истории особенности жизни Великобритании и британцев.
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Студентам придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у студентов развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
По окончании реализации программы происходит формирование у студентов социокультурной адаптации и развитие толерантности.
Основной формой подведения итогов реализации программы по внеурочной деятельности является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые студентами на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и конференциях.
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у студента уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
МОДУЛЬ 1 «ПРАЗДНИКИ» (12 часов) |
-
| | | Великобритания - страна традиций | Ученик научится прогнозировать содержание текста, выделять главную мысль, находить ключевые слова и фразы | Познавательные: сравнение и анализ информации, извлечение главной информации Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Королева Елизавета 2 - символ Британской короны | Ученик научится вести диалог по предложенной теме с использованием речевых клише и идиом. | Регулятивные: соотносить задание с образцом. Познавательные: находить необходимую информацию, делать выводы, анализировать, сравнивать, группировать слова. Коммуникативные: слушать и понимать, участвовать в диалоге. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Королевская семья | Ученик научится, образовывать, распознавать и использовать в речи формы глаголов в настоящих временах | Познавательные: извлекать информацию из таблиц и схем, анализировать, сравнивать и группировать грамматические явления. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Фестиваль кельтской музыки и культуры | Ученик научится, образовывать, распознавать и использовать в речи формы глаголов в настоящих временах, придаточные определительные предложения | Познавательные: извлекать информацию из таблиц и схем, анализировать, сравнивать и группировать грамматические явления. | руководствоваться значимыми учебными мотивами, оценивать свои поступки. |
-
| | | Музеи и библиотеки Великобритании | Ученик научится писать письмо по образцу, используя лексику неофициального стиля. | Познавательные: работать с текстом, справочными материалами. Регулятивные: планировать свою работу, составлять план сообщения. Коммуникативные: формулировать свои мысли в письменном виде. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Знаменитые британские театры | Ученик научится образовывать и употреблять разные виды причастий. Ученик научится различать близкие по значению слова. Учение научится использовать фразовые глаголы (turn) | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Познавательные: работа со справочным материалом. Регулятивные: соотношение задания с образцом. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению |
-
| | | День Гая Фокса | Ученик ознакомится с реалиями США. Ученик научится писать небольшую статью по образцу, используя лексику официального стиля. | Познавательные: поиск и выделении е необходимой информации. Регулятивные: планирование. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Уимблдонский турнир | Ученик научится понимать несложные тексты, научится выражать своё мнение, используя формулы речевого этикета. | Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Познавательные: давать определение понятиям Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
-
| | | День Святого Патрика | Ученик научится делать сообщение, опираясь на образец. | Познавательные: поиск информации, анализ. обобщение выделение главного и второстепенного. Регулятивные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | День Святого Валентина | Уметь использовать лексико-грамматический материал модуля в ситуации речевого общения | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | уважение к истории, культуре страны изучаемого языка |
-
| | | Европейское рождество | Ученик научится прогнозировать содержание текста, выделять главную мысль, находить ключевые слова и фразы | Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: развитие прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса | знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры |
-
| | | Пасхальные английские традиции | Ученик научится вести диалог по предложенной теме с использованием речевых клише и идиом. | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание Познавательные: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию Регулятивные: овладевать основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью | уважение к другим народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству |
-
| | | День всех святых | Ученик научится, образовывать, распознавать и использовать в речи формы глаголов в настоящих временах | Познавательные: сравнение и анализ информации, извлечение главной информации Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Группа «Битлз» | Ученик научится, образовывать, распознавать и использовать в речи формы глаголов в настоящих временах, придаточные определительные предложения | Регулятивные: соотносить задание с образцом. Познавательные: находить необходимую информацию, делать выводы, анализировать, сравнивать, группировать слова. Коммуникативные: слушать и понимать, участвовать в диалоге. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Сонеты Великого Шекспира | Ученик научится писать письмо по образцу, используя лексику неофициального стиля. | Познавательные: извлекать информацию из таблиц и схем, анализировать, сравнивать и группировать грамматические явления. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Чай в 5 часов-национальный обычай | Ученик научится образовывать и употреблять разные виды причастий. Ученик научится различать близкие по значению слова. Учение научится использовать фразовые глаголы (turn) | Познавательные: извлекать информацию из таблиц и схем, анализировать, сравнивать и группировать грамматические явления. | руководствоваться значимыми учебными мотивами, оценивать свои поступки. |
-
| | | Защита презентаций | Ученик ознакомится с реалиями США. Ученик научится писать небольшую статью по образцу, используя лексику официального стиля. | Познавательные: работать с текстом, справочными материалами. Регулятивные: планировать свою работу, составлять план сообщения. Коммуникативные: формулировать свои мысли в письменном виде. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Хэллоуин | Употребление существительных с предлогами места, притяжательных существительных. чтение текста с пониманием основной информации, с извлечением заданной информации, краткое высказывание на основе прочитанного. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Познавательные: работа со справочным материалом. Регулятивные: соотношение задания с образцом. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению |
-
| | | Школы и обучение. Оксфорд. Кэмбридж. Хастингс. | Выполнение подготовительных упражнений, обсуждение порядка написания письма и используемой лексики. Написание письма на заданную тему с опорой на образец. | Познавательные: поиск и выделении е необходимой информации. Регулятивные: планирование. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Школы и обучение. Экзамены и сертификаты | Ознакомление с суффиксами существительных, устойчивые словосочетания с предлогами места, слова близкие по значению. Ученик научится образовывать слова при помощи суффиксов: - ance, -cy, -ness, -ity. | Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Познавательные: давать определение понятиям Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
-
| | | Школьная форма и форма в университетах. | Работа с текстом, постановка вопросов к прочитанному, выполнение упражнений с использованием лексики, представленной в тексте. Аудирование текста, краткое высказывание по прослушанному. | Познавательные: поиск информации, анализ. обобщение выделение главного и второстепенного. Регулятивные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Традиции доисторической Британии. | Ознакомление с лексикой «Животные», работа с текстом, определение главной мысли, словарная работа, высказывание на основе прочитанного. | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | уважение к истории, культуре страны изучаемого языка |
-
| | | Букингемский дворец | Уметь различать, распознавать, употреблять в речи неличные формы глагола | Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: развитие прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса | знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры |
-
| | | Соломенный медведь: колядование по-английски | Ученик научится читать текст, используя различные стратегии в зависимости от коммуникативной задачи, познакомится и научится употреблять глаголы: see, glare, stare. Научится вести диалог – расспрос. | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание Познавательные: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию Регулятивные: овладевать основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью | уважение к другим народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству |
-
| | | Свадебные традиции | Ознакомление с новой лексикой и формулами согласия- несогласия, фразами- побуждениями к выражению своего мнения. Работа в группах по обсуждению предложенных ситуаций, аудирование диалога, выполнение заданий по прослушанному. | Познавательные: сравнение и анализ информации, извлечение главной информации Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Странные традиции Англии. Праздник ловли червей. Ярмарка кислых яблок. Гонка за сыром | Выполнение тренировочных упражнений на использование времен Past Simple, Past Continuous, Past Perfect, Past Perfect Continuous | Регулятивные: соотносить задание с образцом. Познавательные: находить необходимую информацию, делать выводы, анализировать, сравнивать, группировать слова. Коммуникативные: слушать и понимать, участвовать в диалоге. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Традиции Уэльса | Ученик научится выбирать главное из прочитанного, вести расспрос и кратко излагать факты на основе прчитанного. | Познавательные: извлекать информацию из таблиц и схем, анализировать, сравнивать и группировать грамматические явления. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Традиции Англии | Знакомство с новой лексикой, работа с текстом. Беседа на основе прочитанного. Ученик научится понимать несложные тексты, овладеет лексикой по теме. | Познавательные: извлекать информацию из таблиц и схем, анализировать, сравнивать и группировать грамматические явления. | руководствоваться значимыми учебными мотивами, оценивать свои поступки. |
-
| | | Традиции Шотландии | Беседа на основе ранее прочитанного текста, составление диалогов. Ученик научится понимать несложные тексты, научится выражать своё мнение. используя формулы речевого этикета, вести диалог с выражениями совета. | Познавательные: работать с текстом, справочными материалами. Регулятивные: планировать свою работу, составлять план сообщения. Коммуникативные: формулировать свои мысли в письменном виде. | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Традиции Северной Ирландии | Выполнение тренировочных упражнений на использование времён Future Simple, Future Continuous, Future Perfect, Future Perfect Continuous, Present Simple, Present Continuous. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать Познавательные: работа со справочным материалом. Регулятивные: соотношение задания с образцом. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению |
-
| | | Спорт и традиции, связанные с различными видами спорта | Знакомство с новой лексикой, работа с текстом. Беседа на основе прочитанного. | Познавательные: поиск и выделении е необходимой информации. Регулятивные: планирование. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Традиции английских людей. Дом | Ознакомление с новой лексикой, словарная работа, введение речевых образцов- выражения предпочтения, аудирование диалога, составление диалогов по аналогии | Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Познавательные: давать определение понятиям Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
-
| | | Традиции английских людей. Еда | Выполнение тренировочных упражнений на использование степеней сравнения. Ученик научится образовывать и использовать в речи степени сравнения прилагательных | Познавательные: поиск информации, анализ. обобщение выделение главного и второстепенного. Регулятивные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли | проявление уважения к культуре своей страны и страны изучаемого языка |
-
| | | Семейные традиции | Работа с тестом, иллюстрирующим использование страдательного залога, работа с таблицей (образование форм активного и страдательного залога), выполнение тренировочных упражнений. | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | уважение к истории, культуре страны изучаемого языка |
1. «Язык и культура Великобритании». Автор сост. Г. Д. Томахин, М. Просвещение, 2014
2. В.В. Бурлакова «Великобритания. Физическая и экономическая география», М. Просвещение, 12013.
3. «О Британии вкратце». Сост. В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. М. Просвещение, 2012.
4. Ф.М. Рожкова «Пояснительные тексты к альбому «По странам изучаемого языка» под ред. Ю.Ф. Гурьевой». М. Просвещение,2014
5. И.А. Тенсон, Г.А. Войтова «Обычаи и традиции в Великобритании и Соединенных Штатах», М. «Международные отношения», 2014.
6. Сафонова В., Кузьмина Л., Смирнова Е. «Британская литература и культура», М. 2013.
1. Сайт британской монархии – http://www.royal.gov.uk.
2. Сайт http://www/center.fio.ru./som/items.asp?id=10001125 (Подборка интервью известных личностей).
3. Сайты http://www.forum.entertainment.ie, http://www.news.bbc.co.uk (Контакт со сверстниками по обсуждению вопросов, которые волнуют молодежь).
4. Сайты http://www.iearn.org, http://www.kidlink.org (Участие в проектах).
5. Сайты http://www.iecc.org, http://www.stolaf.edu./network/iecc (Организация переписки).