СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Моя Малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспкт к проведению внеурочного занятия на тему "Моя Малая Родина" - 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Моя Малая Родина"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 2 класса . Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 часа в неделю, 34 занятий в год.

Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».

Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.

Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании», основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

ЦЕЛЬ:

Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.


Задачи:

Образовательные:

  1. Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.

  2. Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села.

  3. Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

  2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  1. Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

  2. Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  3. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.


Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.


Условия для реализации программы.


Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).

  2. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.


Ожидаемые результаты.

К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории села.

5. Историю своего села.

6.Вклад односельчан в историю страны.

7. Экологические проблемы.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,

  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.


Учащиеся 2 класса могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:

Знать:

8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.

9. Знать посильные способы решения экологических проблем.

Уметь:

4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.

5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

Принципы организации деятельности:

  • гуманизации

  • личностно-ориентированный подход

  • научность

  • доступность

  • дифференцированный подход

  • практическая направленность.


Формы организации деятельности:

  • групповые

  • коллективные

  • индивидуальные.

Формы занятий:

    • игра

    • экскурсия

    • беседа

    • практическая работа

    • творческая работа

    • викторина

    • проект








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1. Природа моего села

п/п


Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)


В том числе


Дата

теоретич.

практич.

план

факт

1

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1 (1/0)

1


-


2

Растительный мир.

3 (1/2)

1

2





3

Животный мир.

4 (1/3)

2

2






4

Красная книга нашего села

1 (1/0)

1

0




5

Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего села»

1 (1/0)

0

1



ИТОГО

10 (5/5)

5

5





Раздел 2. Род, семья и я


п/п


Наименование тем

Общее кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

В том числе



теоретич.

практич.



1

Вводное занятие.

1 (1/0)

1

-



2

Моя родословная

5 (2/3)

1

4







3

Семейные традиции

2 (1/1)

1

1





4

Семейные реликвии

2 (1/1)

1

1





5

Роль семьи в истории села

2 (1/1)

1

1





6

Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём …»

1 (1/0)

0

1



ИТОГО

13 (7/6)

5

8







Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее


п/п


Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

В том числе



теоретич.

практич.



1

Вводное занятие.

1 (1/0)

1

-




2

Село, в котором мы живем.

2 (1/1)

1

1





3

Составление карты села

1 (0/1)

0

1




4

Наша школа

1 (0/1)

0

1




5

Здравоохранение

1 (0/1)

0

1




6

Искусство

1 (0/1)

0

1




7

Спорт в селе

1 (0/1)

0

1




8

Много профессий хороших и разных

1 (0/1)

1

0




9

Никто не забыт, ничто не забыто!

1 (0/1)

0

1




10

Итоговое занятие. Проект «Чтобы помнили …»

1 (1/0)

0

1





ИТОГО


11 (3/8)


3


8




ВСЕГО В ПРОГРАММЕ


34 (15/19)





















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Природа моего села (10 часов)

1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

2. Растительный мир.

Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.

3. Животный мир.

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.

Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.

4. Красная книга нашего села.

Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.


Раздел 2. Род, семья и я (12 час)

1. Вводное занятие.

Понятия «род», «семья», «родословная».

2. Моя Родословная.

Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.

Составление генеалогического древа.

Составление семейного альбома, устное описание родственников.

Выделение общих моментов в родословных различных семей.

Презентация результатов проекта.

3. Семейные традиции.

Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе до сих пор с целью их обогащения.

4.Семейные реликвии.

Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.

5. Роль семьи в истории села.

Изучение истории своей семьи в истории развития села.

6.Итоговое занятие.

Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».


Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. (11 часов)

История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители села. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов.





















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Раздел

Основные способы работы

Формы занятий

Необход. дидактич. материал


Оборудо-вание


Кадры

Природа моего села


Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические


Беседа, игра, экскурсия,

практикум,

викторина, проект, творческая работа


Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

карточки-задания для усвоения нового материала;

 карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

викторины, кроссворды,

загадки, метаграммы, анаграммы;

экологические игры, сказки, ситуации.


Рабочие альбомы.

Канцелярские принадлежности.

Шкаф для методических пособий.

Клей ПВА.

Кисть -2шт.

Компьютер

Сканер.

Принтер.

Стеллажи.

Стенды.

Опросники



Род, семья и я


Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические


Беседа, игра, экскурсия,

практикум,

викторина, проект

Творческие работы учащихся, методические разработки,

образец исследовательской работы,

викторина



Родители

Бабушка, дедушка и другие родственники

Мое село: прошлое,

настоящее, будущее


Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические


Беседа, экскурсия,

практикум,

викторина, сообщения учащихся,

проект

Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа


Жители села,

Учителя-ветераны.

Ветераны труда.

Труженики тыла.






















Список литературы для педагога.


  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.

  8. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.

  9. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.

  10. О.С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.

  11. В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.

  12. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.

  13. Т., Кедрина . Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г

  14. М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.

  15. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.

  16. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.

  17. В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.

  18. Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.


Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.