Краснодарский край Кущевский район х. Красная Поляна ___________________________________________________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени Полевого П.Г. ___________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2016года протокол № 1
Председатель _____ А.С. Долгополов
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Героические страницы истории»______
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) основное общее образование, 7 класс ________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 34
Учитель Кравцова Анна Сергеевна
Программа разработана на основе историко-культурного стандарта
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе историко-культурного стандарта
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные:
уметь высказать свое мнение о значении Победы в жизни России и мира.
развивать мышление, память и внимание;
развивать интерес к историческому прошлому своей Родины;
Предметные:
1. называть дату и города, оказавшие сопротивление завоевателям (1941-1945);
2. используя карту «Великая Отечественная война», проследить основные битвы;
Метапредметные:
анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу;
сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы;
работать с историческими источниками, картой.
Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч.)
Знакомство с целями и задачами курса.
Тема 1. СССР накануне Великой Отечественной войны (2 ч.)
Международное положение и внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Экономика и ВС СССР накануне войны. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчёты.
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны (3 ч.)
Подготовка Германии к войне против СССР: экономическая, дипломатическая, идеологическая, военная. Нападение Германии на СССР. Мероприятия Советского правительства по мобилизации сил на отпор врагу. Ожесточенные сражения на советско-германском фронте. Причины временных неудач РККА.
Тема 3. Стратегическая оборона Советских Вооруженных Сил летом и осенью 1941 г. (2 ч.)
Общая обстановка на советско-германском фронте в июле 1941 г. Цели стратегической обороны Советских ВС летом-осенью 1941 г. Смоленское сражение. Героическая оборона Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя: стратегическая оборона городов; цели противника; даты обороны; силы обороны; оборонительные мероприятия; героизм воинов и гражданского населения; причины оставления города врагу (кроме Ленинграда). Итоги военных действий на советско-германском фронте к осени 1941 г.
Тема 4. Московская битва (2 ч.)
Героическая оборона Москвы: военно-политическая обстановка на советско-германском фронте к осени 1941 г.; операция «Тайфун»; соотношение сил и средств воюющих сторон; первое наступление немецких войск под Москвой (30 сентября – 31 октября 1941 г.); мероприятия по укреплению обороны столицы; второе наступление немецких войск под Москвой (15-16 ноября-5 декабря 1941 г.). Разгром немецких войск под Москвой: положение на советско-германском фронте к 5 декабря 1941 г.; соотношение сил и средств воюющих сторон; контрнаступление советских войск под Москвой и его итоги. Значение Московской битвы.
Тема 5. Наступление немецких войск весной-летом 1942 г. (1 ч.)
Военно-политическая обстановка на советско-германском фронте к весне 1942 г. Соотношение сил и средств воюющих сторон весной 1942 г. Планы воюющих сторон на лето 1942 г. Военные действия под Ленинградом, в Крыму, под Харьковом; их итоги. Причины неудач советских войск в Крыму и под Харьковом.
Тема 6. Сталинградская битва (2 ч.)
Оборонительный этап Сталинградской битвы (17 июля – 18 ноября 1942 г.): соотношение сил и средств воюющих сторон к началу обороны; задачи и ход обороны; недостатки обороны; героизм защитников Сталинграда; новые способы и приемы ведения боя в период обороны; итоги обороны. Замысел операции «Уран». Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом; его итоги. Значение Сталинградской битвы. Наступательные операции РККА зимой 1943 г.; их итоги.
Тема 7. Курская битва (2 ч.)
Военно-политическая обстановка на советско-германском фронте в 1943 г. Подготовка и планы воюющих сторон на лето 1943 г. Операция «Цитадель». Соотношение сил и средств воюющих сторон в районе Курского выступа. Битва на Курской дуге: этапы; ход военных действий. Итоги Курской битвы; её значение.
Тема 8. Наступление Красной Армии летом и осенью 1943 г. Битва за Днепр (1 ч.)
Военные операции летом-осенью 1943 г. Битва за Днепр. Киевская наступательная операция. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
Тема 9. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны (2 ч.)
Необходимость перевода экономики страны на военный лад (мобилизация экономики). Мобилизационный план. Осуществление мобилизации. Её сложности и результаты. Причины быстрого осуществления мобилизации. Героизм тружеников тыла.
Тема 10. Партизанское движение и подполье в тылу врага (2 ч.)
План «Ост». Немецкий «новый порядок». Партизанское движение и подполье в тылу врага: причины возникновения; развёртывание; ЦШПД; тактика партизан и итог её осуществления; значение партизанского движения.
Тема 11. Советская культура в годы Великой Отечественной войны (1 ч.)
Образование. Достижения советской военной науки. Литература и искусство. Церковь в годы войны.
Тема 12. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (2 ч.)
1943 г. – год коренного перелома. Показатели коренного перелома. Состояние гитлеровской и антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция: её решения , значение.
Тема 13. Наступление Красной Армии в 1944 г. Полное изгнание немецких войск с территории СССР (2 ч.)
Военно-политическая обстановка на советско-германском фронте к началу 1944 г. Планы воюющих сторон. Соотношение сил и средств воюющих сторон к 1944 г. Наступательные операции советских войск в первой половине 1944 г.: конец блокады Ленинграда; освобождение Правобережной Украины, Крыма. Летне-осенние операции Красной Армии: разгром немецких войск в Белоруссии (операция «Багратион»); освобождение Карелии, Закарпатской Украины, Молдавии, Прибалтики, Советского Заполярья. Итоги военных действий в 1944 г. Победы ВС СССР и открытие второго фронта.
Тема 14. Освобождение стран Восточной и Центральной Европы (2 ч.)
Военные операции Красной Армии в Европе в 1944г. и их итоги. Военно-политическая остановка на советско-германском фронте к началу 1945г. Планы воюющих сторон на зимнюю кампанию 1945г. Соотношение сил и средств воюющих сторон к 1945г. Наступательные операции Красной Армии зимой 1945г. Крымская конференция: её решения, значение. Решающая роль СССР в освобождении порабощённых народов Европы.
Тема 15. Завершение разгрома фашистской Германии. Окончание Великой Отечественной войны (2 ч.)
Берлинская операция: время проведения; общая цель; соотношение сил и средств воюющих сторон; ход и итоги. Капитуляция фашистской Германии. Окончание Великой Отечественной войны. Потсдамская конференция: её решения, значение.
Тема 16. Участие СССР в войне с Японией (2 ч.)
Вступление СССР в войну с Японией: цели, подготовка. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Значение победы Красной Армии на Дальнем Востоке.
Тема 17. Историческое значение победы СССР в Великой Отечественной войне (2 ч.)
Причины победы СССР в войне. Выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны. Цена победы. Итоги и уроки войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
Итоговое занятие (1 ч.)
Подведение итогов курса.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание учебного материала | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Авторская программа | Рабочая программа |
Введение | Личностные УУД: • способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории; • формировать активную гражданскую позицию учащихся; Регулятивные УУД: • формировать уважительное отношение к ветеранам; Познавательные УУД: · расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; Коммуникативные УУД: • формировать нравственные, эстетические взгляды о войне; Метапредметные УУД: • формировать у учащихся младшего школьного возраста целостный взгляд на современный мир и место человека в нём. | 1 | 1 |
СССР накануне Великой Отечественной войны | 2 | 2 |
Начало Великой Отечественной войны | 3 | 3 |
Стратегическая оборона советских ВС летом и осенью 1941 г. | 2 | 2 |
Московская битва | 2 | 2 |
Наступление немецких войск весной-летом 1942 г. | 1 | 1 |
Сталинградская битва | 2 | 2 |
Курская битва | 2 | 2 |
Наступление Красной Армии летом и осенью 1943 г. Битва за Днепр | 1 | 1 |
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны | 2 | 2 |
Партизанское движение и подполье в тылу врага | 2 | 2 |
Советская культура в годы Великой Отечественной войны | 1 | 1 |
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 2 | 2 |
Наступление Красной Армии в 1944 г. Полное изгнание немецких войск с территории СССР | 2 | 2 |
Освобождение стран Восточной и Центральной Европы | 2 | 2 |
Завершение разгрома фашистской Германии. Окончание Великой Отечественной войны | 2 | 2 |
Участие СССР в войне с Японией | 2 | 2 |
Историческое значение победы СССР в Великой Отечественной войне | 2 | 2 |
Итоговое занятие | 1 | 1 |
ВСЕГО | | 34 | 34 |
Согласовано Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ №9 имени Полевого П.Г. от __ августа 2016 года _____________ /Алексеенко Н.К./ | | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ / А.А. Кульбачная/ ___ августа 2016 г. |
6