СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " Вязание крючком"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование внеурочной деятельности " Вязание крючком" для учеников начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " Вязание крючком"»

Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного

искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили

кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией

мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не

считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за

вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным

занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из

наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей

профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей

день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему

искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид

декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой

и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти,

шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения

изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих.

Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание

детей при обучении основам вязания крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с историей и развитием художественного вязания;

- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию

инструментами;

- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

- научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

- обучить свободному пользованию схемами из журналов и

альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного

творчества, эстетическое отношение к действительности;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение,

умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при

выполнении работы, экономичное отношение к используемым

материалам;

- привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

- развить образное мышление;

- развить внимание;

- развить моторные навыки;

- развить творческие способности;

- развить фантазию;

- выработать эстетический и художественный вкус.

Программа «Художественное вязание крючком» являясь прикладной,

носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение

учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком.

Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к

постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к

самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному

самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для

государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов

общеобразовательных школ России, программы образовательной области

«Технология». В последней уделено мало времени изучению данного вида

декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе,учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

В программе используются межпредметные связи с другими

образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения»,

учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения,

биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий,

работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель

применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Средний возраст учащихся - 11-13 лет. У детей этого возраста хорошо

развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное

мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта,

неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и

коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны

высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению

(зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое

отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение

приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном

этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и

мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).

В учебно-воспитательном процессе используются различные формы

промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки,

блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ

учащихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа занятий. В группы

приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания

крючком. Программа разработана для учащихся 9-11 лет, количество детей

в группе 6 – 10 человек. Режим работы объединения – 1 раз в неделю по 30

мин. В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: Iуровень – репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IVуровень – творческий. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В процессе реализации программы используются разнообразные

методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с

книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль,

познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.


В конце обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ УМЕТЬ

Правила поведения, ТБ.

Основы материаловедения: классификацию и свойства

волокон.

Инструменты и материалы.

Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

Соблюдать правила поведения на занятии правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом; ППБ.

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.

Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.

Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик,

столбики с 1, 2, 3 и более накидами, пико. Основные способы вывязывания петель.

Условные обозначения, понятие «раппорт».

Основы цветоведения.

Способы вязания по кругу.

Основные мерки, правила измерения.

Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.

Виды ручных трикотажных швов, их применение.

Последовательность изготовления изделий.

Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку

готовых изделий.

Правила ухода за трикотажными изделиями.

Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и

составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.

Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали;

рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».

Вязать цветы, игрушки, шарфик, шапочку, прихватки, сумочку- кисет. Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.




















Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие.


1


2

Инструктаж по ТБ.


1


3

Основы материаловедения.


1


4

Основные приёмы вязания крючком. Воздушная петля, начальная петля

1


5

Основные приёмы вязания крючком. Столбик без накида

1


6

Основные приёмы вязания крючком. Полустолбик

1


7

Основные приёмы вязания крючком. Столбик с накидом.

1


8

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

1


9

Условные обозначения.


1


10

Основы цветоведения.


1


11

Вязание полотна различной формы ( круг)


1


12

Вязание полотна различной формы ( круг).Закрепление

1


13

Вязание полотна различной формы (квадрат)

1


14

Вязание полотна различной формы (квадрат).Закрепление

1


15

Вязание сувениров. Цветок ромашка


1


16

Вязание сувениров. Цветок ромашка


1


17

Вязание сувениров. Роза


1


18

Вязание сувениров. Роза


1


19

Вязание сувениров. Листья розы


1


20

Вязание сувениров. Листья розы


1


21

Вязание сувениров. Сборка розы


1


22

Вязание сувениров. Прихватка


1


23

Вязание сувениров. Прихватка


1


24

Вязание сувениров. Прихватка


1


25

Вязание сувениров. Прихватка


1


26

Летняя шапочка


1


27

Летняя шапочка


1


28

Летняя шапочка


1


29

Летняя шапочка


1


30

Летняя шапочка


1


31

Сумочка- чехол для телефона


1


32

Сумочка- чехол для телефона


1


33

Сумочка- чехол для телефона


1


34

Выставка работ учащихся. Итоговое занятие.

1


















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Занятие 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План

занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для

работы.


Занятие 2

Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами,

швейными иглами, электрическим утюгом; ППБ.


Занятие 3

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, применяемых

для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение

химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества

ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.

Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними

(вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава

ниток органолептическим путём и по цвету пламени.


Занятие 4-7

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы

вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля,

столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля,

воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида,

полустолбик, столбик с накидом.


Занятие 8

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.

Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для

определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление

прихватки.


Занятие 9

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных

приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для

выполнения прихватки.


Занятие 10

ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила),

цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические

и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и

дополнительные цвета. Символическое значение цвета.

Практическая работа. Изображение колориметрического круга с

обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее

удачных цветовых сочетаний.


Занятие 11-12

ВЯЗАНИЕ ПОЛОТНА (КРУГ)

Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в

зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов.

Правила вязания круга, квадрата, треугольника.

Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида по кругу.


Занятие 13-14

ВЯЗАНИЕ ПОЛОТНА (КВАДРАТ)

Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в

зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов.

Правила вязания круга, квадрата, треугольника.

Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида квадратной

формы.


Занятие 15-25

СУВЕНИРЫ

Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения

цветов. Зарисовка схем выполнения листьев розы. Подбор крючка и ниток.

Практическая работа. Расчет петель для выполнения прихватки. Зарисовка схемы. Подбор ниток и крючка. Вязание и оформление изделий.


Занятие 26 - 29

ШАПОЧКА

Теоретические сведения. Построение чертежа шапочки, выбор узора.

Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для

отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практическая работа. Вязание образца и расчет петель Вывязывание и

оформление шапочки.

Занятие 30-33

СУМОЧКА ДЛЯ ТЕЛЕФОНА

Теоретические сведения. Особенности вязания сумки-кисета. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.

Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание сумки,

оформление ее, выполнение застежки. Вязание узоров и мотивов.


Занятие 34

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов

выставки, подведение итогов, награждение.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1. Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными

иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

2. Наличие инструментов:

- вязальные крючки различной толщины;

- ножницы;

- швейные иглы;

- булавки;

- кисточки;

- сантиметровая лента;

- электрический утюг;

- гладильная доска.

3. Наличие материалов:

- пряжа и нитки разной толщины и цветов;

- фурнитура;

- калька;

- миллиметровая бумага;

- акварельные краски;

4. Специальная литература.

5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

- таблица «Основные приёмы вязания»;

- схемы изделий;

- коллекции ниток;

- образцы вязания;

- изделия;

- инструкционные карты;

- дидактические карточки.































ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.

2. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.

3.Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

4. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.

5. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.

6. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.

7. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

8. Краузе А. Вязание крючком. - Ташкент, 1984.

9. Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990.

10. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.

11. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.

12. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.

13. Полная энциклопедия женских рукоделий. - М., 1999.

14. Рукоделие. – Харьков, 1997.

15. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.

16. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной

школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.

17. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.

18. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.

19. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.