6 класс
Тема: Внутреннее строение Земли.
Цели:
- сформировать представление о внутреннем строении Земли;
- способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса, умения проводить самооценку, оценку, делать выводы, обобщать, выделять главное, анализировать и систематизировать
Ход урока:
Орг. момент.
Повторение пройденного материала.
- Мы с вами закончили изучение большой и сложной темы «Географическая карта».
- Что называется географической картой?
(Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.)
- Чем карта отличается от плана местности?
(масштаб, условные знаки, территория)
Географический диктант.
На доске:
Глобус
Карта
Меридиан
Параллель
Широта
Долгота
Экватор
Восток
Полюс
Запад
Определения:
Окружности, условно проводимые на поверхности Земли параллельно экватору.
Расстояние до какой – либо точки на земной поверхности от нулевого меридиана, выраженное в градусах.
Точки земной поверхности, через которые проходит условная ось Земли.
Сторона горизонта, имеющая азимут 270.
Самая большая параллель.
Расстояние до какой-либо точки земной поверхности от экватора, выраженное в градусах.
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
Сторона горизонта, имеющая азимут 90.
Условно принятые линии на поверхности земного шара, проводимые от полюса к полюсу.
Модель земного шара.
Взаимопроверка.
Ответы: 4, 6, 9, 10, 7, 5, 2, 8, 3, 1
-Молодцы. Вы справились с заданиями.
Работа над новым материалом.
-Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь недра нашей Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные вы будете заносить в рисунок.
- Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство
Скорлупа – земная кора
Белок – мантия
Ядро – желток
- Наш корабль находится в самом центре Земли.
- Что же у Земли вну
Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее.
(делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.
- Наш корабль исследует далее недра Земли.
- Какой следующий слой встречается нам на пути?
(мантия)
- Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» - слабый) Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.
(делают рисунок)
- Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
- Какой следующий слой встречается нам на пути?
(земная кора)
-Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5-17 км под океанами. Это твёрдая оболочка. Делится на 2 типа:
(делают рисунок)
Как видно на рисунке океаническая кора состоит из 2-х слоёв: осадочного и базальтового
Материковая кора состоит из 3-х слоёв: базальтового, гранитного, осадочного. Она более мощная.
(Показать породы)
С глубиной в земной коре увеличивается давление и температура. На каждые 100 м температура повышается на 3 градуса.
100 м t на 3 градуса.
Решите задачу. (Решение на интерактивной доске)
Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600 м, а температура слоя, с которого начинается повышение 5 .
1600:100*3+5=53
- В 1909 году на Балканском полуострове, около г. Загреба произошло сильное землетрясение. Хорватский геофизик Андрия Мохоровичич, изучая сейсмограмму, записанную в момент землетрясения, заметил, что на глубине 30 км скорость волн заметно увеличилась. Данное наблюдение подтвердили и другие сейсмологи. Значит, существует раздел, ограничивающий снизу земную кору. Для его обозначения приняли особый термин –поверхность Мохоровичича (Мохо).
(делают рисунок)
Литосфера – каменная оболочка Земли.
- Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами оказались на поверхности Земли. Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра нашей удивительной планеты? (нет)
- Почему? (давление, температура)
- Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
-Существуют 2 современных метода изучения. Это космический и сейсмический.
Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.
Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.
Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.
Первичное закрепление.
- Из каких оболочек состоит Земля?
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но не ядро от пушки.
Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность –
Ура!
- Объясните, почему мантию называют основной частью Земли?
- Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли?
Закрепление пройденного материала.
Подберите пару. Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.
1.Каменная оболочка Земли.
2.Воздушная оболочка Земли.
3. Водная оболочка Земли.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
а) Атмосфера в) Литосфера
б) Гидросфера г) Биосфера
II.
1. земная кора океанического типа;
2. материковая земная кора;
3. мантия;
4. ядро.
а) состоит из гранита, базальта и осадочных пород;
б) температура +2000°С , состояние вязкое, ближе к твердому;
в) толщина слоя 5—10 км;
г) температура +2000...+5000°С , состояние твердое, состоит из двух слоев.
Домашнее задание. (Слайд на доске)
Итог урок