СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода. Состояния воды, её распространение в природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме"Вода. Состояния  воды, её распространение в природе", проведенный в первом классе по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Вода. Состояния воды, её распространение в природе.»

Тема: Вода. Состояния воды, её распространение в природе.

Цели урока:

познакомить детей с понятием «вода» и ее состоянием в природе, опытным путем определить свойства воды, усвоить новые естественнонаучные понятия; сформировать у детей элементарные знания о трех агрегатных состояниях воды: жидком, твердом, газообразном;

расширить представление детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения;

развивать творческие способности учащихся;

пополнять словарный запас учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- А теперь давайте скажем кто мы!

Мы-умные,
Мы-дружные,
Мы-внимательные,
Мы- старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится! 

2. Актуализация опорных знаний.

- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. В этом нам поможет учебник. Откройте учебник на с.

- Вспомните, куда текут реки. В этом нам помогут карточки-подсказки.

На столах у детей карточки с рисунками источника (подземных вод), реки, моря, океана.

- Ответьте на мои вопросы и отгадайте загадки и мы узнаем, куда текут реки.

Работа в парах.

1) Река бежит и никогда не иссякает, что ей в этом помогает? (подземные воды)

Найдите карточку с подземными водами и положите ее перед собой.

2) Тихо, между берегами

Широка и глубока,

Наполняясь родниками

Вдаль бежит, течёт… (Река)

Дети выкладывают карточку с изображением реки.

3) Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое, всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода. (Море)


Дети выкладывают карточку с изображением моря.

4) В сто морей тот великан.

Он зовется… (океан)

Дети выкладывают карточку с изображением океана.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Давайте проверим, правильно ли выполнили задание. Для этого переверните карточки и вы сможете прочитать тему нашего урока.

На обратной стороне написано слово ВОДА.

- Ребята, что вы знаете о воде? (ответы детей)

Включается запись с журчанием воды.

- Послушайте, ребята, к нам на урок спешит еще одна гостья. Кто это? (вода)

На доску вывешивается изображение королевы Воды.

Это не просто Вода, это - королева Вода. Почему королева?  Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды. Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камнях. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.

Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Давайте познакомимся с ней поближе.

Вам предстоит  узнать, что такое вода, открыть, какими свойствами она обладает и какой  бывает в природе.

4. Работа по теме урока.

4.1. Исследования свойств воды.

Сегодня, ребята, вы будете маленькими учёными. Королева Вода приглашает нас в свою волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты с водой. Нужно выяснить, какими свойствами наделена вода.

ОПЫТ №1

-Что такое вода и какую форму она имеет?

Учитель наливает воду в различные ёмкости: стакан, бутылка, банка.

Вывод: вода – текучая жидкость, которая принимает форму сосуда. (на доску вывешивается слова ТЕКУЧАЯ ЖИДКОСТЬ)

ОПЫТ №2

Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, ложка..

Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Давайте сравним воду, которая в стакане, с полосками белого, синего, красного цвета.

- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.

Опустите в воду ложку. Она видна в стакане? А теперь опустите карандаш.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

На доску вывешивается слова БЕЗ ЦВЕТА, ПРОЗРАЧНАЯ

ОПЫТ №3

Оборудование: стакан с водой.

Однажды мне стало интересно. Есть ли у воды запах. "А какой у воды запах?".

Мы налили воду в стакан и понюхали:

Я ничего не почувствовала, никакого запаха нет.

- Теперь я вам предлагаю: понюхайте воду в моём стакане. Какой запах вы чувствуете?

Вывод: ни вы, ребята, ни я запаха у воды не почувствовали. Значит, вода не имеет запаха.

На доску вывешивается БЕЗ ЗАПАХА

ОПЫТ №4.

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

А у меня возник такой вопрос: Есть ли у воды вкус?

Мы потребляем воду из пищи.

- Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.

Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.

Как вы думаете: Есть ли у воды вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса.

На доску вывешивается НЕ ИМЕЕТ ВКУСА

Можно ли растворить в воде соль? А сахар? Для этого опыт не нужен. Мы каждый день утром пьём чай с сахаром. В обед едим суп.

А песок растворяется в воде? Проверьте.

Вывод: вода хороший растворитель, но растворяет не все вещества.

Итак, мы провели опыты, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Давайте повторим, а помогут нам записи.

Вода - бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха и вкуса, хороший растворитель.

4.2. Физминутка.

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)


4.3. Исследование трех состояний воды в природе.

- Королева Вода осталась довольна нашей работой и в награду приготовила нам интересную сказку.

Внимательно послушайте сказочную историю о королеве Воде. Она поможет вам вспомнить, какой бывает вода в природе.

Сказка о королеве Воде.

Эта история произошла зимой. В то время в наших краях гостила королева Вода. Была она изящна и необычайно красива, вся  из хрупкого, прозрачного льда.  Её кожа восхищала своей белизной и удивительной чистотой. Глаза – притягивали необыкновенным голубым цветом. Королевский наряд Воды был соткан из ослепляющего белизной снега и украшен множеством сверкающих на солнце снежинок. Лишь один недостаток был в ней. Слыла королева Вода холодной и жестокой.  Её ледяное сердце не знало ни любви, ни добра, а в прекрасных глазах  не было ни тепла, ни ласки. От этой ледяной красоты всем вокруг было неуютно, зябко, тоскливо. Никто не мог растопить холодное сердце королевы Воды.

Время шло. Зима сменилась весной. В наши края всё чаще стал заходить король Солнце. Он был большой  и горячий, а его сердце пылало огнём и добротой. Вокруг стало теплее, светлее и радостнее. Все потянулись к Солнцу. И королева Вода полюбила Солнце, да так крепко, что растаяло её ледяное сердце, а сама она превратилась в прозрачный ручеёк. Побежала Вода легко и весело по лугам, по лесам, по полям. Звонко запела она серебряную песенку о своей любви. Щедро напоила королева землю, травы и цветы. А потом обернулась белым облачком и полетела в небо, ближе к Солнцу.

- Одинаковой ли была королева Вода в сказке?

- Какой вы увидели воду в начале сказки? (Лёд, снег, снежинки)

- Какой стала вода в конце сказки? (Вода в ручейке, облачко)

Так и в природе вода бывает разной и встречается в трёх состояниях: в жидком, твёрдом, газообразном.

Попробуйте определить, когда королева Вода была в жидком, когда - в твёрдом, а когда - в газообразном состоянии. Заполним таблицу: (в таблицу вклеить картинки)

Твёрдое состояние

Жидкое состояние

Газообразное состояние

Лед

Снег


Ручеёк

Облачко

Продолжим заполнять таблицу. Отгадайте загадки и подумайте, о каком состоянии воды они говорят:

-Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

Миллионов капель вождь,

Падает на землю — (Дождь) (Дождь – жидкое состояние воды)

-Растет она вниз головою,

 Не летом растет, а зимою.

 Но солнце ее припечет –

 Заплачет она и умрет.         (Сосулька – твёрдое состояние воды)

-Посмотрели мы в окошко:

Где деревья? Где дорожка?

Воздух стал, как молоко,

Заблудиться в нём легко.

Всё похоже на обман…

А виной тому… (Туман) (Туман – газообразное состояние воды)

-Каплями в траве сверкает,
Травку  утром украшает.
С переливами краса...
Как зовут её…(Роса)        (Роса – жидкое состояние воды)

Туча в небе, дождь идёт
Падать стал вдруг с неба лёд
Крупный, словно виноград
Называется он…(Град).( Град ) (Град – твёрдое состояние воды)


5. Закрепление изученного материала.

- Королева Вода оставила нам послание. Но оно заколдовано. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на вопросы.

1) Почему воду называют королевой?

2) Какие тайны воды вы узнали? Назовите свойства воды.

3) В каких трех состояниях бывает вода в природе?

4) Как люди могут использовать воду?

6. Рефлексия.

У вас на партах капелька воды.


Дорисуйте ей улыбку, если вам все было понятно на уроке.

Если что-то было непонятно, нарисуйте прямую линию.

Если ничего не поняли и было неинтересно, то нарисуйте грустную улыбку.