СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Водные богатства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Водные богатства"»

Окружающий мир

Тема «Водные богатства»


УМК «Школа России». Автор учебника: А.А.Плешаков , 2017 г., стр. 82 - 85.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Цель: Познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.


Задачи:

  1. Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

  2. Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

  3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.


Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.


Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация.


УУД:

  1. Познавательные УУД:

  • Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

  • Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

  • Формируем умение находить ответы на вопросы.

  1. Коммуникативные УУД:

  • Формируем умение слушать и понимать других;

  • Формируем умение строить речевое высказывание в соотвествии с поставленными задачами;

  • Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Регулятивные УУД:

  • Формируем умение высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;

  • Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.

  1. Личностные УУД:

  • Формируем умение высказывать свое мнение;

  • Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Духовно-нравственное воспитание и развитие:

  • Воспитание трудолюбия, способности к познаванию;

  • Экологическое воспитание;

  • Эстетическое воспитание.


Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)

  • Технология проблемного обучения (при определении темы урока)

  • Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)

  • Информационно-коммуникационные технологии (презентация)



Ход урока


Учитель: Учебник, дневник, пенал и тетрадка

На парте всё в образцовом порядке.


Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И урок наш начнём.


- Мы продолжаем изучать раздел, который называется «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Но продолжить мы сможем только проверки знаний полученных на предыдущем уроке. Давайте это проверим. (карточки для проверки ДЗ).

Послушайте стихотворение



-Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться …“Вода”?”

-Почему поэт предложил переименовать планету? ( Потому что на карте мы видим много воды).

-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки.

(Составление кластера «Вода»)

  1. Не пойдешь

Не пройдёшь-

Обойдёшь сторонкой

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой. (Болото) слово креплю на доску


  1. Широкою широко,

Глубокою глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него воды не пьётся,

потому что не вкусна

И горька и солона. Море


  1. Молодые березки свои перед ними

Поправляют причёски,

И месяц и звёзды –

В нем всё отражается…

Как это зеркало называется? Озеро


  1. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике

А широкий в море. Река


  1. К маме- речке бегу

  2. И молчать не могу

  3. Я ей сын родной

  4. А родился- весной. Родник.




-  Что общего в наших отгадках? (всё связано с водой)

- Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом? ( Водоёмы)

- Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Но мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока - «Водные богатства»

- (Узнаем, что составляет водные богатства нашей планеты.

задачи урока) Научимся рассказывать по схеме о частях реки.

Будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Ребята,

- Что у меня в руках (Глобус)

- Что такое глобус? (Модель Земли)

- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, коричневый, жёлтый, зелёный)

- Оттенков какого цвета больше всего? Почему? (Синего. На планете Земля - вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%)

4. Изучение новой темы (решение учебной задачи)

- подумайте На какие 2 группы можно разделить водоёмы?

- Итак, болото, море, река, океан, родник как можно назвать их одним словом? Какие это водоёмы? (естественные)


Работа по группам

Ребятам каждой группы даётся текст с искусственным водоёмом (водохранилище, пруд, канал). Они работают с ним, потом рассказывают по плану (1.Название. 2.Для чего человек создал)

Рассказы детей

Подведение итога. На слайде текст, с пропущенными словами. Надо вставить.

1.Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди построили запруду. И на этом месте появился _____пруд________. Теперь в нем разводят рыбу и водоплавающую птицу. А еще небольшие их делают для украшения сада или участка около домов, с небольшими фонтанчиками, водопадами и украшают их водяными растениями.

2.Между двумя реками люди прорыли углубление (длинную яму) и пустили по нему воду. Так появился ____канал_________. Теперь из одной реки можно проплыть на теплоходе в другую, сократив путь и использовать воду для полива полей.

3.Люди перегородили реку большой плотиной в том месте, где были высокие берега. Получилась большая и глубокая яма, которая постепенно заполнилась водой. Так появилось _____водохранилище_____, воду из которого люди используют для нужд народного хозяйства.

Ребята продолжают заполнять таблицу, водные богатства нашей планеты созданы искусственно (Искусственные водоёмы– каналы, пруды, водохранилища).


Рабочая тетрадь с 51 заполните таблицу.


5. Физминутка. «А рыбы в море плавают вот так»




-Откройте учебник на стр.83.

Прочитайте текст и рассмотрите схему реки.

Расскажите по ней о частях реки.

-Итак, исток – это начало реки.

Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море. У реки 2 берега (левый и правый)

-Как определить левый и правый берег реки? (если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)

Притоки – в реку обычно впадают ручейки или другие реки. Русло – углубление, по которому течет река.

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

Выполнение в тетради на с.51 задания 2

(фронтальная проверка)

рабочая тетрадь на с 51 №3

- А какие водоёмы в Шахтерске вы знаете? (Ребятам ранее было дано задание найти сообщение о водоёмах).

Шахтерское водохранилище, озеро Тауро, озеро Проточное, река Шахтёрка, р. Золушка, р. Приозёрная, р.Дно. скачать карту



- Посмотрите, сколько различных водоёмов. Но среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке! Воды одного только Тихого океана хватит для нужд человечества на многие годы! Почему человек обеспокоен?

(Дети могут возразить, что в океанах и морях вода солёная, для нужд человека она не пригодна. Человеку необходима пресная вода.)


- А как вы понимаете пословицу: «Не всякая водица для питья годится» (предположения детей)

- Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья. В морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.


- Всякая пресная вода безопасна для здоровья человека?

- Расскажите, каким образом человек, не задумываясь, загрязняет воды рек и озёр, морей и океанов. (Сточные воды сливаются чаще всего даже без предварительной очистки, разбрасывают мусор)

      Основная задача, стоящая перед людьми– сохранить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать  участие в экологических мероприятиях.

- Что можем для этого делать мы? (не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу)



Тайна воды.

А вы знаете, что у воды есть тайна?

Учёные много лет изучают воду, но ещё не узнали о ней и половины. Доказано, что вода обладает памятью, она может принимать то, как к ней относится человек. Поэтому с ней можно разговаривать. Фото структуры воды

Вот и подошло к концу наше путешествие.

- С какими богатствами нашей планеты мы сегодня познакомились?

-О каких водоёмах говорили?

-На какие две группы их можно разделить?

-Что относится к искусственным водоёмам?

-Что относится к естественным водоёмам?

Если останется время поработать со схемой реки.