СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокальное слово и дикция

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над дикцией на уроках сольного пения с учащейся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Вокальное слово и дикция»

Открытый урок по сольному пению с учащейся 3 класса.


Тема урока: Вокальное слово и дикция


Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.


Задачи:

Обучающие:

-обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слова на зевке, пропеванию согласных;

-учить правильно передавать мелодию, чисто интонировать.

Развивающие:

-развить дикционные способности и навыки;

-развить образное мышление средствами музыкальной выразительности, умение анализировать смысловое содержание произведений, понимание в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения;

-развить вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к вокальному искусству;

-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащейся.


Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры вокальных произведений, дидактический материал.


Тип урока: комбинированный


Форма урока: практическая работа.


Форма работы: индивидуальная.


Характеристика учащейся: уча-ся 3 класса отдела вокального искусства. Девочка со средними музыкальными данными, ответственная и трудолюбивая. Занимается музыкой с желанием и интересом.










Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя.

-Здравствуй, Маша! Я рада видеть тебя. Давай поздороваемся с гостями присутствующими на нашем занятии по вокалу.

-Итак, ты готова к работе?

-Тогда улыбнись и пожелай удачи в работе на уроке.


Свой урок начну словами К.С. Станиславског:

«Хорошо сказанное слово- уже пение, а, хорошо спетая фраза уже речь».


На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом.

-Маша, скажи, что является самым важным в пении? (чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция).

-Правильно. А без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до слушателей? (без слов и дикции.)

-Совершенно верно.


  1. Сообщение темы урока.

Тема нашего занятия: «Вокальное слово и дикция». Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение - это единственный вид музыкально- исполнительского искусства, где музыкальной исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата.

-Скажи что такое артикуляционный аппарат и какие органы участвуют в формировании звука? (Это система органов, которая служит для образования звуков голоса и речи. Органы которые участвуют в образовании голоса- это щёки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.)

-Правильно.

-Давай попробуем без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы» (ученица пробует)

-Видишь, что получилось? Ничего не понятно.

-А теперь попробуем сказать тоже самое без участия губ (ученица выполняет задание).

-Опять ни чего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи.

-Маша скажи мне, что такое дикция? (это чёткое, ясное, разборчивое произношение слов текста).


Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Рот вокалиста должен быть свободен, активен, это зависит от челюстей, языка и губ. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Лицо остаётся свободным и естественным. Улыбка способствует осветлению тембра.


Мы переходим к практической части нашего занятия.



  1. Практическая часть.

Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой.

-Давай выполним дыхательные упражнения и подпитаем наш мозг кислородом.

Выполнение дыхательной гимнастики:

«Ладошки»

«Повороты головы»

«Насос».

Артикуляционная гимнастика.

-А теперь поработаем над подвижностью языка и выполним артикуляционную гимнастику.

«Высунуть язык и быстро двигаем им из стороны в сторону. Челюсть не подвижна»

«Двигаем кончиком языка к верхней и нижней губе»

«Круговые движения кончиком языка».

Работа над скороговорками.

-Маша, скажи, что мы должны сделать перед началом пения музыкальных произведений, чтобы подготовить свой музыкальный инструмент, настроить его. ( проговорить скороговорки, чтобы настроить голос для более чёткого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться).

-Правильно.

-Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? Аможет это совсем не обязательно? (обязательно так как голосовые связки крепнут и растут. Голос как любой инструмент требует правильной настройки).

-Правильно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

-Маша я предлагаю вспомнить скороговорки которые мы разучивали на предыдущих занятиях:


«Со скакалкой я скачу научиться я хочу, так владеть дыханием, чтобы звук оно держать могло, чтоб всегда ритмичным было и меня не подводил. Я скачу без передышки и в помине нет отдышки голос звонкий льются ровно и не прыгаю я словно. Раз-два-раз-два-раз-два-раз можно прыгать целый час».


- В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, а также проводится работа над развитием протяжённости певческого дыхания.


«Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул руку Грека в реку рак за руку Грека цап».


- В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной «Р», а также раскрепощение речевого аппарата.

Вокальные упражнения. Распевание.

1. «мммммм» поём закрытым ртом ,нижняя челюсть тяжёлая, округлённое мягкое нёбо.

2. «за-зэ-зи-зо-зу»

3. «дэ-э-да-а-ду-у-ди»

4. «бра-брэ-бри-бро-бру»

5. «ми-я-ми-я-ми-я-ми-я-ма»

6. «бррррррр» губная вибрация

7. «вверх по ступенькам поднимись….»


-Вот теперь ты в порядке, живые глаза, красивое лицо. Продолжаем нашу работу


  1. Работа над дикцией и артикуляцией при работе над вокальными произведениями.

-Давай вспомним на прошлых занятия мы с тобой разучили песню Муз.,сл. Е.Уткина. «Рябина». Домашнее задание было выучить слова наизусть.

-Маша тебе понравилась эта песня? Очём она?(Да! Очень красивая песня, про рябину).

-Какого песня характера?(медленного ,протяжного).

-Проговорим слова 1куплета.Следи за чётким произношением согласных, особое внимание уделить согласной «р»-произнести утрированно. (проговаривает)

-Попробуем исполнить 1 куплет под аккомпанемент фортепиано, сохраняя распевность и протяжённость гласных и чёткое произношение согласных.(пропевает)



-А теперь давай вспомним ещё одну из наших песен Муз.З.Роот, сл.неизв. «Чудо балалайка».

-Какая по характеру эта песня?О чём поётся в песне?(Весёлая, радостная. В песне поётся о балалайке).

-Какие могут возникнуть вокальные трудности исполняя эту песню? (Чёткое пропевать слов в подвижном темпе).

-Давай исполним все 3 куплета песни. Постарайся передать характер и текст песни до слушателей.(исполнение)

-Хорошо Маша у тебя всё получилось.



Муз.Е.Рыбкина «Ты скажи мне реченька».- концертное исполнение.


  1. Подведение итогов.

- Ну что же пора подвести итог нашей сегодняшней работы.

Сегодня мы уделили внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, работали над дыханием, над звуковедением в целом. Итак навык артикуляции включает :отчётливое и грамотное произношение; умеренное округление гласных за счёт пения на зевке; нахождение вокальной позиции; умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в любом ритме и темпе.


Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились.


  1. Рефлексия.

-Маша тебе понравился сегодняшний урок?

-Какое настроение у тебя после урока? Покажи цветные квадраты, которые соответствуют твоему настроению (красный-настроение хорошее, синий-безразличное, чёрный- негативное).


  1. Домашнее задание.

-Дома перед зеркалом выразительно проговаривай стихотворный текст песен, что поможет тебе при пении добиваться выразительного звукообразования. Добиваться свободного, без зажимов зучания голоса. Гласные звуки выстраивать в единую певческую позицию. Следить за дикцией и артикуляцией. Это будет твоим домашним заданием.


  1. Организационный конец.

-Молодец, Маша! Спасибо! До свидания.






































6