Открытый урок по сольному пению с учащейся 3 класса.
Тема урока: Вокальное слово и дикция
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Обучающие:
-обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слова на зевке, пропеванию согласных;
-учить правильно передавать мелодию, чисто интонировать.
Развивающие:
-развить дикционные способности и навыки;
-развить образное мышление средствами музыкальной выразительности, умение анализировать смысловое содержание произведений, понимание в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения;
-развить вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к вокальному искусству;
-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащейся.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры вокальных произведений, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: практическая работа.
Форма работы: индивидуальная.
Характеристика учащейся: уча-ся 3 класса отдела вокального искусства. Девочка со средними музыкальными данными, ответственная и трудолюбивая. Занимается музыкой с желанием и интересом.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учителя.
-Здравствуй, Маша! Я рада видеть тебя. Давай поздороваемся с гостями присутствующими на нашем занятии по вокалу.
-Итак, ты готова к работе?
-Тогда улыбнись и пожелай удачи в работе на уроке.
Свой урок начну словами К.С. Станиславског:
«Хорошо сказанное слово- уже пение, а, хорошо спетая фраза уже речь».
На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом.
-Маша, скажи, что является самым важным в пении? (чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция).
-Правильно. А без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до слушателей? (без слов и дикции.)
-Совершенно верно.
Сообщение темы урока.
Тема нашего занятия: «Вокальное слово и дикция». Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение - это единственный вид музыкально- исполнительского искусства, где музыкальной исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата.
-Скажи что такое артикуляционный аппарат и какие органы участвуют в формировании звука? (Это система органов, которая служит для образования звуков голоса и речи. Органы которые участвуют в образовании голоса- это щёки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.)
-Правильно.
-Давай попробуем без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы» (ученица пробует)
-Видишь, что получилось? Ничего не понятно.
-А теперь попробуем сказать тоже самое без участия губ (ученица выполняет задание).
-Опять ни чего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи.
-Маша скажи мне, что такое дикция? (это чёткое, ясное, разборчивое произношение слов текста).
Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.
Рот вокалиста должен быть свободен, активен, это зависит от челюстей, языка и губ. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Лицо остаётся свободным и естественным. Улыбка способствует осветлению тембра.
Мы переходим к практической части нашего занятия.
Практическая часть.
Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой.
-Давай выполним дыхательные упражнения и подпитаем наш мозг кислородом.
Выполнение дыхательной гимнастики:
«Ладошки»
«Повороты головы»
«Насос».
Артикуляционная гимнастика.
-А теперь поработаем над подвижностью языка и выполним артикуляционную гимнастику.
«Высунуть язык и быстро двигаем им из стороны в сторону. Челюсть не подвижна»
«Двигаем кончиком языка к верхней и нижней губе»
«Круговые движения кончиком языка».
Работа над скороговорками.
-Маша, скажи, что мы должны сделать перед началом пения музыкальных произведений, чтобы подготовить свой музыкальный инструмент, настроить его. ( проговорить скороговорки, чтобы настроить голос для более чёткого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться).
-Правильно.
-Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? Аможет это совсем не обязательно? (обязательно так как голосовые связки крепнут и растут. Голос как любой инструмент требует правильной настройки).
-Правильно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
-Маша я предлагаю вспомнить скороговорки которые мы разучивали на предыдущих занятиях:
«Со скакалкой я скачу научиться я хочу, так владеть дыханием, чтобы звук оно держать могло, чтоб всегда ритмичным было и меня не подводил. Я скачу без передышки и в помине нет отдышки голос звонкий льются ровно и не прыгаю я словно. Раз-два-раз-два-раз-два-раз можно прыгать целый час».
- В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, а также проводится работа над развитием протяжённости певческого дыхания.
«Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул руку Грека в реку рак за руку Грека цап».
- В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной «Р», а также раскрепощение речевого аппарата.
Вокальные упражнения. Распевание.
1. «мммммм» поём закрытым ртом ,нижняя челюсть тяжёлая, округлённое мягкое нёбо.
2. «за-зэ-зи-зо-зу»
3. «дэ-э-да-а-ду-у-ди»
4. «бра-брэ-бри-бро-бру»
5. «ми-я-ми-я-ми-я-ми-я-ма»
6. «бррррррр» губная вибрация
7. «вверх по ступенькам поднимись….»
-Вот теперь ты в порядке, живые глаза, красивое лицо. Продолжаем нашу работу
Работа над дикцией и артикуляцией при работе над вокальными произведениями.
-Давай вспомним на прошлых занятия мы с тобой разучили песню Муз.,сл. Е.Уткина. «Рябина». Домашнее задание было выучить слова наизусть.
-Маша тебе понравилась эта песня? Очём она?(Да! Очень красивая песня, про рябину).
-Какого песня характера?(медленного ,протяжного).
-Проговорим слова 1куплета.Следи за чётким произношением согласных, особое внимание уделить согласной «р»-произнести утрированно. (проговаривает)
-Попробуем исполнить 1 куплет под аккомпанемент фортепиано, сохраняя распевность и протяжённость гласных и чёткое произношение согласных.(пропевает)
-А теперь давай вспомним ещё одну из наших песен Муз.З.Роот, сл.неизв. «Чудо балалайка».
-Какая по характеру эта песня?О чём поётся в песне?(Весёлая, радостная. В песне поётся о балалайке).
-Какие могут возникнуть вокальные трудности исполняя эту песню? (Чёткое пропевать слов в подвижном темпе).
-Давай исполним все 3 куплета песни. Постарайся передать характер и текст песни до слушателей.(исполнение)
-Хорошо Маша у тебя всё получилось.
Муз.Е.Рыбкина «Ты скажи мне реченька».- концертное исполнение.
Подведение итогов.
- Ну что же пора подвести итог нашей сегодняшней работы.
Сегодня мы уделили внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, работали над дыханием, над звуковедением в целом. Итак навык артикуляции включает :отчётливое и грамотное произношение; умеренное округление гласных за счёт пения на зевке; нахождение вокальной позиции; умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в любом ритме и темпе.
Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились.
Рефлексия.
-Маша тебе понравился сегодняшний урок?
-Какое настроение у тебя после урока? Покажи цветные квадраты, которые соответствуют твоему настроению (красный-настроение хорошее, синий-безразличное, чёрный- негативное).
Домашнее задание.
-Дома перед зеркалом выразительно проговаривай стихотворный текст песен, что поможет тебе при пении добиваться выразительного звукообразования. Добиваться свободного, без зажимов зучания голоса. Гласные звуки выстраивать в единую певческую позицию. Следить за дикцией и артикуляцией. Это будет твоим домашним заданием.
Организационный конец.
-Молодец, Маша! Спасибо! До свидания.
6