МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Николая Викторовича Кордюкова
ОБСУЖДЕНО на заседании МО протокол №1 от 28 августа 2015 г. | ПРИНЯТО на педсовете протокол №1 от 31 августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 61 от 31 августа 2015 г. Директор ________________ Ларюшкина Н.И. |
Рабочая программа
кружка
« Вокально-музыкальная студия»
Направленность: музыкальная
2-6 классы
Срок реализации: 1 год
102 часов (3 часа в неделю)
Педагог дополнительного образования
Земисев Вячеслав Николаевич
г. Кимовск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально – певческое воспитание детей».
Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 2-6 класс.
Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к вокальному пению, сформировать вокальные навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе кружка:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокальных навыков, знакомство с репертуаром.
- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 102 часа.
Количество часов в неделю – 3 часа.
Периодичность в неделю – 2 раза.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | в том числе теоретических практических |
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | 10 | 3 | 7 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 20 | 5 | 15 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 22 | 2 | 20 |
4. | Формирование чувства ансамбля. | 20 | 5 | 15 |
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 30 | 5 | 25 |
Итого: | 102 | 20 | 82 |
Календарно - тематическое планирование
работы вокального кружка.
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
1. | 3.02.2015 | Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека | 1 |
2. | 8.09.2015 | Правила пения. Проверка слуха | 2 |
3. | 10.09.2015 | Диапазон. Подбор репертуара. Распределение | 1 |
4. | 15.09.2015 | Характер музыки. Научить детей определять характер музыки | 2 |
5. | 17.09.2015 | Подбор тональности. Знакомство с текстом и тональностью | 1 |
6. | 22.09.2015 | Правила поведения на сцене и за сценой | 2 |
7. | 24.09.2015 | Подготовка к концерту Дня учителя. | 1 |
8. | 29.09.2015 | Разучивание песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» | 2 |
9. | 1.10.2015 | Песни об учителях. Репетиция концерта | 1 |
10. | 5.10.2015 | Концерт. | 1 |
11. | 6.10.2015 | Подбор репертуара к осеннему балу | 2 |
12. | 8.10.2015 | Разучивание песен про осень | 1 |
13. | 13.10.2015 | Сценическая культура и правила поведения | 2 |
14. | 15.10.2015 | Разучивание песни «Что такое осень» | 1 |
15. | 20.10.2015 | Голосовые данные и возможности каждого исполнителя | 2 |
16. | 22.10.2015 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен про осень | 1 |
17. | 27.10.2015 | Генеральная репетиция номеров к осеннему балу | 2 |
18. | 29.10.2015 | Художественное единство текста и музыки | 1 |
19. | 10.11.2015 | Разучивание песни «Детство» | 2 |
20. | 12.11.2015 | Подбор репертуара ко Дню Матери. | 1 |
21. | 17.11.2015 | Средства музыкальной выразительности | 2 |
22. | 19.11.2015 | Разучивание песни «Мама» | 1 |
23. | 24.11.2015 | Разучивание песни «Мама и дочка» | 2 |
24. | 26.11.2015 | Концерт ко Дню Матери. | 1 |
25. | 1.12.2015 | Творчество и импровизация как основы певческой деятельности | 2 |
26. | 3.12.2015 | Работа с микрофоном. | 1 |
27. | 8.12.2015 | Подбор репертуара к Новому году | 2 |
28. | 10.12.2015 | Вокально-хоровая работа. Разучивание новогодних песен | 1 |
29. | 15.12.2015 | Разучивание песни «Зима» | 2 |
30. | 17.12.2015 | Импровизация | 1 |
31. | 22.12.2015 | Разучивание песни «Белые снежинки» | 2 |
32. | 24.12.2015 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Новогодняя» | 1 |
33. | 25.12.2015 | Новогодний концерт. | 1 |
34. | 12.01.2016 | Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания | 2 |
35. | 14.01.2016 | Разучивание песни «Если хочешь быть здоров…» | 1 |
36. | 19.01.2016 | Разучивание песни «Гимнастика» | 2 |
37. | 21.01.2016 | Унисон | 1 |
38. | 26.01.2016 | Разучивание песни «С днем рождения» | 2 |
39. | 28.01.2016 | Вокально-хоровая работа. Разучивание гимна школы. | 1 |
40. | 2.02.2016 | Динамика, тембр, ритм в ансамблевом исполнении | 2 |
41. | 4.02.2016 | Подготовка к выступлению на вечере встречи выпускников. | 1 |
42. | 9.02.2016 | Разучивание песни «На безымянной высоте» | 2 |
43. | 11.02.2016 | Фразировка | 1 |
44. | 16.02.2016 | Подбор репертуара ко Дню защитника отечества | 2 |
45. | 18.02.2016 | Разучивание песен ко Дню защитника отечества | 1 |
46. | 22.02.2016 | Конкурс военной песни. | 1 |
47. | 25.02.2016 | Подбор репертуара к празднику Масленицы | 1 |
48. | 1.03.2016 | Разучивание песни к 8 марта. | 2 |
49. | 3.03.2016 | Генеральная репетиция праздничной программы «Милым женщинам» | 2 |
50. | 4.03.2016 | Концерт. | 1 |
51. | 10.03.2016 | Музыкальная форма | 1 |
55. | 11.03.2016 | Проводы масленицы. | 1 |
56. | 15.03.2016 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Бременские музыканты» | 2 |
57. | 17.03.2016 | Работа с солистами | 1 |
58. | 22.03.2016 | Эмоциональное исполнение песни | 2 |
59. | 24.03.2016 | Работа над дикцией | 1 |
61. | 5.04.2016 | Подбор репертуара. | 2 |
62. | 7.04.2016 | Разучивание песни «Где водятся волшебники?» | 1 |
63. | 12.04.2016 | Отработка вокально-технических приемов | 2 |
64. | 14.04.2016 | Пение песен. Работа над музыкально-ритмическим движением | 1 |
65. | 19.04.2016 | Динамика, тембр, ритм в ансамблевом исполнении | 2 |
66. | 21.04.2016 | Разучивание песни «Священная война» | 1 |
67. | 26.04.2016 | Разучивание песни «Горит свечи огарочек» | 1 |
68. | 28.04.2016 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «День Победы» | 1 |
69. | 5.05.2011 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Катюша» | 2 |
70. | 7.05.2011 | Генеральная репетиция встречи «Салют Победы» | 1 |
71. | 12.05.2011 | Повторение гимна школы | 1 |
72. | 14.05.2011 | Разучивание песни «Когда уйдем со школьного двора» | 1 |
73. | 19.05.2011 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Каникулы – веселая пора» | 1 |
74. | 21.05.2011 | Подготовка к Последнему звонку. Генеральная репетиция праздника «Прощание с начальной школой» | 1 |
75. | 26.05.2011 | Элементарные хореографические элементы | 1 |
76. | 28.05.2011 | Заключительное занятие. Подведение итогов | 1 |
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
10