юбит делать. Дети
выходят из класса под песню «Семеро козлят» В. Ко
Волшебная палочка дирижера
Урок музыки в 5-м классе по теме «Волшебная палочка дирижера». Запланирован в III четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство».
Предмет: Музыка.
Учитель: Дрягина С.А.
Тип урока: Открытие новых знаний, изучение нового материала.
Вид урока: Урок- путешествие.
Цели по содержанию:
Обучающая: Формирование представлений о видах оркестров, о роли дирижера в оркестре.
Развивающая: Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий
.
Воспитательные: воспитывать слушательскую культуру. Закрепить и расширить знания об оркестре и роли дирижера.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
Использовать общие приемы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации.
показать учащимся на примере произведений: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинка, В. Агапкин «Марш Славянки», Русская народная песня «Светит месяц», Джаз оркестр под руководством И. Вайнштейна «Лунный вальс», «Я хочу быть дирижером».
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.
Применять полученные навыки и знания в исполнительской деятельности.
Регулятивные УУД:
Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Личностные УУД:
Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения и слушания музыкальных исполнений.
Развитие и воспитание личности ребенка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, беседа, хоровое исполнение.
Оборудование:
компьютер с проектором, музыкальный центр,
Мультимедийная презентация в Power Point
Видеоряд к музыкальным номерам;
Тетрадь для музыкальных терминов;
Музыкальный ряд:
В. Агапкин «Марш Славянки»
Русская народная песня «Светит месяц»
Джаз оркестр под руководством И. Вайнштейна «Лунный вальс»
«Я хочу быть дирижером».
Виды деятельности учащихся — это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, пластическое дирижирование, хоровое пение, анализ музыкального произведения, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.
Ход урока:
«Музыкальное приветствие»
Учитель: Давайте начнем наш урок с улыбок и хорошего настроения. Повернитесь друг к другу и подарите соседу по парте свою улыбку. Желаю вам интересного урока.
Слайд 1№
Учитель: сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?
Что он держит в руках?
Слайд №2
Ученики: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку.
Учитель: Тема урока «Волшебная палочка дирижера»
К оркестру выходит дирижер, берет в руки дирижерскую палочку и начинается чудо!
Симфонический оркестр из ста человек начинает играть, как один инструмент. Огромный зал слушателей сопереживает. Сегодня на уроке мы будем путешествовать. Узнаем много нового о симфоническом оркестре и дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.
Слайд№3
«Волшебная палочка дирижёра» Почему она волшебная?
Ученики: Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.
Слайд: 4
Учитель: Естественно не каждый годится на роль такого "руководителя музыки". Это должен быть очень образованный человек, тонко разбирающийся и чувствующий музыку. Именно композиторы, исполнявшие с капеллами собственную музыку, зачастую и были первыми дирижерами. Чайковский Петр Ильич является одним из величайших в мире дирижеров и авторов музыкальных произведений. Ему принадлежит авторство более чем 80 различных композиций.
Слайд№5
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое оркестр?
Ученик: оркестром называют коллектив музыкантов, который исполняет музыкальное произведение.
Учитель: Оркестр — это особая страна, каждый житель которой имеет свои обязанности, и если он их не выполняет, то разрушит целое. Это единый организм.
Оркестры бывают разные: существует несколько видов оркестров: Мы на уроке познакомимся с симфоническим, духовым, оркестром русских народных инструментов. Все они отличаются друг от друга составом музыкальных инструментов.
Слайд: №5,6
Симфонический оркестр-одно из самых грандиозных, совершенных изобретений человечества. Для такого оркестра с удовольствием пишут музыку композиторы всех стран и народов. В составе симфонического оркестра обязательно должны быть струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты. Также в симфоническом оркестре могут встречаться другие виды музыкальных инструментов, которые необходимы для исполнения определённого произведения. Симфонический оркестр может быть большим и малым, всё зависит от количества музыкантов, оркестр обладает богатейшими музыкальными возможностями. В его состав входят разнообразные инструменты, которые принято объединять в группы.
Слайд: №7,8
Учитель: Симфонический оркестр Сургутской филармонии – первый и единственный симфонический оркестр в ХМАО-Югре. История создания оркестра началась с Камерного оркестра Сургутского музыкального училища, который основал в 1984 году Виктор Гришин. С 1997 года руководителем оркестра был назначен заслуженный артист Казахстана Борис Лагода. С этого момента оркестр начал пополняться профессиональными музыкантами Сургута.
Слушание: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинка
Слайд: №9,10
Духовой оркестр-предназначен не для концертов в залах и состоит он естественно из духовых инструментов, сольную партию в них ведут медные духовые: трубы, тромбоны, валторны, конечно же в состав оркестра входят и деревянно-духовые. Кроме того, непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки. Он в основном сопровождает шествия, марши.
Слушание: В. Агапкин «Марш Славянки»
Слайд: № 11,12
Оркестр русских народных инструментов. А знаете ли вы:
Кто первым организовал оркестр русских музыкальных инструментов?
Ученики: Первым, кто организовал русский народный оркестр был любитель музыки и театра В.В. Андреев. Именно он, первым, обратил внимание на балалайку и решил вывести её на большую концертную эстраду.
Слушание: Русская народная песня «Светит месяц»
Слайд № 13,14
Эстрадно-джазовый оркестр
Учитель: заканчивает наше путешествие Эстрадно-джазовый оркестр.
Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой публике слушателей.
Слушание: Джаз оркестр под руководством И. Вайнштейна «Лунный вальс»
Учитель: сейчас ребята, я предлагаю поиграть.
Игра на развитие памяти «Музыкальный чемодан»
Каждый ученик, начиная с учителя проговаривает фразу: «Я беру с собой чемодан и кладу в него…», например, музыкальные инструменты. Каждый раз, повторяя предыдущий инструмент, кладёт свой.
- Учитель: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту.
- 1 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту и скрипку.
- 2 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку и фортепиано.
- 3 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку, фортепиано и балалайку.
и т. д.
Проговаривая свой инструмент, учащиеся имитируют игру на этом инструменте.
Слайд: №15,16
Учитель: Ребята вашему вниманию представлены всемирно известные дирижеры.
Вокально-хоровая работа.
Артикуляционная гимнастика «Джем и джинсы», «На вороньем языке», «Оса и нос»
Упражнения для развития дыхания и интонирования.
Наша цель: исполнить хором. Готовы? Я предлагаю вам, сегодня на уроке быть хоровым коллективом и отправиться на музыкальную прогулку.
Учитель: Послушайте песню, которую мы будем разучивать.
Завершающими аккордами нашего урока исполнение песни-«Наш оркестр» Немецкая народная песня (пение под инструмент)
Слушание песни- «Я хочу быть дирижером»
Блиц-опрос
что такое оркестр?
что такое симфонический оркестр?
самый главный человек в оркестре?
перечислите группы симфонического оркестра?
назовите самые большие инструменты симфонического оркестра?
Молодцы! Вы все ответили правильно!
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Завершая разговор, мне бы хотелось сказать, что в наши дни существует разнообразная музыка. В большинстве своем – это музыка развлекательная. Хотелось бы пожелать вам, чтобы вы не пренебрегали классической музыкой, которую исполняет симфонический оркестр, потому что только классическая музыка может нас научить любить и чувствовать прекрасное.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки. Нарисуйте смайлик с улыбкой, если на уроке вам все было понятно и легко. А если было трудно и не понятно, то грустный. Покажите мне. Если есть грустный - спросить почему.
Дети оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов. (приложение 1)
Слайд: №17
Урок окончен. Спасибо за урок!