СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебная палочка дирижера

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Волшебная палочка дирижера»

юбит делать. Дети

выходят из класса под песню «Семеро козлят» В. Ко

Волшебная палочка дирижера

Урок музыки в 5-м классе по теме «Волшебная палочка дирижера». Запланирован в III четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

Предмет: Музыка.

Учитель: Дрягина С.А.

Тип урока: Открытие новых знаний, изучение нового материала.

Вид урока: Урок- путешествие.

Цели по содержанию:

  • Обучающая: Формирование представлений о видах оркестров, о роли дирижера в оркестре.

  • Развивающая: Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий .

  • Воспитательные: воспитывать слушательскую культуру. Закрепить и расширить знания об оркестре и роли дирижера.



Планируемые результаты

Познавательные УУД:

  • Использовать общие приемы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации.

  • показать учащимся на примере произведений: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинка, В. Агапкин «Марш Славянки», Русская народная песня «Светит месяц», Джаз оркестр под руководством И. Вайнштейна «Лунный вальс», «Я хочу быть дирижером».

Коммуникативные УУД:

  • Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

  • Применять полученные навыки и знания в исполнительской деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

  • Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Личностные УУД:

  • Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения и слушания музыкальных исполнений.

  • Развитие и воспитание личности ребенка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, беседа, хоровое исполнение.

Оборудование:

  • компьютер с проектором, музыкальный центр,

  • фортепиано.

  • Мультимедийная презентация в Power Point

  • Видеоряд к музыкальным номерам;

  • Тетрадь для музыкальных терминов;



Музыкальный ряд:

  • увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинка

  • В. Агапкин «Марш Славянки»

  • Русская народная песня «Светит месяц»

  • Джаз оркестр под руководством И. Вайнштейна «Лунный вальс»

  • «Я хочу быть дирижером».



Виды деятельности учащихся — это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, пластическое дирижирование, хоровое пение, анализ музыкального произведения, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Ход урока:


«Музыкальное приветствие»

Учитель: Давайте начнем наш урок с улыбок и хорошего настроения. Повернитесь друг к другу и подарите соседу по парте свою улыбку. Желаю вам интересного урока.


Слайд 1№

Учитель: сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?

Что он держит в руках? 

Слайд №2

Ученики: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку.

Учитель: Тема урока «Волшебная палочка дирижера»


К оркестру выходит дирижер, берет в руки дирижерскую палочку и начинается чудо!

Симфонический оркестр из ста человек начинает играть, как один инструмент. Огромный зал слушателей сопереживает. Сегодня на уроке мы будем путешествовать. Узнаем много нового о симфоническом оркестре и дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.


Слайд№3

 «Волшебная палочка дирижёра» Почему она волшебная?

Ученики: Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

Слайд: 4

Учитель: Естественно не каждый годится на роль такого "руководителя музыки". Это должен быть очень образованный человек, тонко разбирающийся и чувствующий музыку. Именно композиторы, исполнявшие с капеллами собственную музыку, зачастую и были первыми дирижерами. Чайковский Петр Ильич является одним из величайших в мире дирижеров и авторов музыкальных произведений. Ему принадлежит авторство более чем 80 различных композиций.

 Слайд№5

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое оркестр?

Ученик: оркестром называют коллектив музыкантов, который исполняет музыкальное произведение.

Учитель: Оркестр — это особая страна, каждый житель которой имеет свои обязанности, и если он их не выполняет, то разрушит целое. Это единый организм.

Оркестры бывают разные: существует несколько видов оркестров: Мы на уроке познакомимся с симфоническим, духовым, оркестром русских народных инструментов. Все они отличаются друг от друга составом музыкальных инструментов.

Слайд: №5,6



Симфонический оркестр-одно из самых грандиозных, совершенных изобретений человечества. Для такого оркестра с удовольствием пишут музыку композиторы всех стран и народов. В составе симфонического оркестра обязательно должны быть струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты. Также в симфоническом оркестре могут встречаться другие виды музыкальных инструментов, которые необходимы для исполнения определённого произведения. Симфонический оркестр может быть большим и малым, всё зависит от количества музыкантов, оркестр обладает богатейшими музыкальными возможностями. В его состав входят разнообразные инструменты, которые принято объединять в группы.

Слайд: №7,8

Учитель: Симфонический оркестр Сургутской филармонии – первый и единственный симфонический оркестр в ХМАО-Югре. История создания оркестра началась с Камерного оркестра Сургутского музыкального училища, который основал в 1984 году Виктор Гришин. С 1997 года руководителем оркестра был назначен заслуженный артист Казахстана Борис Лагода. С этого момента оркестр начал пополняться профессиональными музыкантами Сургута.

Слушание: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинка

Слайд: №9,10

Духовой оркестр-предназначен не для концертов в залах и состоит он естественно из духовых инструментов, сольную партию в них ведут медные духовые: трубы, тромбоны, валторны, конечно же в состав оркестра входят и деревянно-духовые. Кроме того, непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки. Он в основном сопровождает шествия, марши.

Слушание: В. Агапкин «Марш Славянки»

Слайд: № 11,12

Оркестр русских народных инструментов. А знаете ли вы:

Кто первым организовал оркестр русских музыкальных инструментов?


Ученики: Первым, кто организовал русский народный оркестр был любитель музыки и театра В.В. Андреев. Именно он, первым, обратил внимание на балалайку и решил вывести её на большую концертную эстраду.


Слушание: Русская народная песня «Светит месяц»

Слайд № 13,14

Эстрадно-джазовый оркестр



Учитель: заканчивает наше путешествие Эстрадно-джазовый оркестр.

Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой публике слушателей.

Слушание: Джаз оркестр под руководством И. Вайнштейна «Лунный вальс»

Учитель: сейчас ребята, я предлагаю поиграть.

Игра на развитие памяти «Музыкальный чемодан»

Каждый ученик, начиная с учителя проговаривает фразу: «Я беру с собой чемодан и кладу в него…», например, музыкальные инструменты. Каждый раз, повторяя предыдущий инструмент, кладёт свой.

- Учитель: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту.

- 1 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту и скрипку.

- 2 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку и фортепиано.

- 3 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку, фортепиано и балалайку.

и т. д.

Проговаривая свой инструмент, учащиеся имитируют игру на этом инструменте.

Слайд: №15,16

Учитель: Ребята вашему вниманию представлены всемирно известные дирижеры.

Вокально-хоровая работа.

Артикуляционная гимнастика «Джем и джинсы», «На вороньем языке», «Оса и нос»

Упражнения для развития дыхания и интонирования.


Наша цель: исполнить хором. Готовы? Я предлагаю вам, сегодня на уроке быть хоровым коллективом и отправиться на музыкальную прогулку.


Учитель: Послушайте песню, которую мы будем разучивать.


Завершающими аккордами нашего урока исполнение песни-«Наш оркестр» Немецкая народная песня (пение под инструмент)

Слушание песни- «Я хочу быть дирижером»



Блиц-опрос

  • что такое оркестр?

  • что такое симфонический оркестр?

  • самый главный человек в оркестре?

  • перечислите группы симфонического оркестра?

  • назовите самые большие инструменты симфонического оркестра?

Молодцы! Вы все ответили правильно! 



Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Завершая разговор, мне бы хотелось сказать, что в наши дни существует разнообразная музыка.  В большинстве своем – это музыка развлекательная. Хотелось бы пожелать вам, чтобы вы не пренебрегали классической музыкой, которую исполняет симфонический оркестр, потому что только классическая музыка может нас научить любить и чувствовать прекрасное.



Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки. Нарисуйте смайлик с улыбкой, если на уроке вам все было понятно и легко. А если было трудно и не понятно, то грустный. Покажите мне. Если есть грустный - спросить почему.


Дети оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов. (приложение 1)



Слайд: №17



Урок окончен. Спасибо за урок!