СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Волшебные пальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Волшебные пальчики"»

Содержание
  1. Целевой раздел.

    1. Пояснительная

записка……………………………………………………………..……………………..3

      1. Цели и задачи реализации

программы……………………………………………………………………………….3

      1. Принципы и подходы к формированию

программы…………………………………………………………………………….....4

    1. Планируемые результаты освоения

программы…………………………………………………………………………….....6

  1. Содержательный раздел.

    1. Содержание рабочей программы.

…………………………………………………………………..………….8

    1. Тематическое

планирование……………………………………………………….…………………....9

  1. Организационный раздел.

    1. Календарно-тематический

план…………………………………………………………………………………….…9

    1. Организация предметно – развивающей

среды………………………………………………………………………………….….16

    1. Материально-техническое обеспечение

программы…………………………………………………………………………..….17

3.4.

Приложение………………………………………..……………………………………19

  1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа кружка для детей раннего дошкольного возраста группа «Капелька» по развитию мелкой моторики построено в соответствии с требованиями ФОП ДО и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у

детей.

Актуальность.

Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе.

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет жизни в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:
  • Развивать согласованность обеих рук;

  • Развивать мелкую моторику пальцев;

  • Развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, песком

(кварцевым, кинетическим), пластилином;

  • Развивать тактильное восприятие (сенсорное развитие);

  • Развивать общую моторику, координацию движений;

  • Развивать мышление, воображение;

  • Формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

  • Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.

Направленность программы – развивающая.

Участники: Дети раннего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.

Срок реализации кружка – 1 год

Отличительные особенности работы данного кружка:

Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Реализация данной программы требует соблюдения следующих принципов:

  • Принцип тематизма. Реализуется путем включения различных дидактических игр, направленные на развитие мелкой моторики рук.

  • Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о названии цвета, с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта.

  • Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей.

Занятия проводятся раз в неделю, с ежедневным закреплением материала посредством различных видов детской деятельности: дидактические игры, художественное творчество, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеофильмов. Продолжительность занятия: 15 минут. Форма работы: подгрупповая. Количество детей в группе: 12 человек.

Основные этапы занятия

  1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).

  2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).

  3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры). 4. Игры с различными предметами и материалами.

5. Продуктивная деятельность.

Основные направления деятельности

Программа предполагает работу по следующим направлениям педагогической деятельности.

  • Работа с детьми

  • Работа с родителями

  • Взаимодействие с психологом и воспитателями детского сада

Работа с детьми осуществляется путем использования следующих форм и методов:

  • беседы с детьми;

  • художественное творчество;

  • рассматривание иллюстраций и фотографий;

  • дидактические игры;

  • чтение художественной литературы;  просмотр видеофильмов.

Работа с родителями занимает важное место в реализации программы.

  • выставки пособий и дидактических игр;

  • анкетирование;

  • индивидуальные консультации;

  • домашнее задание;

  • участие в совместных проектах.

  • открытые занятия;

  • детско-взрослые игротеки: «Будем пальчиками рисовать, ручки деток развивать», «Игры с прищепками», «Игры с крупами»;

  • родительские творческие мастерские по изготовлению пособий и игр для развития мелкой моторики;

  • коллективные формы: устные журналы: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики», «Пока мама готовит, или во что можно поиграть на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»;

  • индивидуальные формы: консультирование; мастер-класс для родителей.

  • открытые занятия;

Взаимодействие с педагогами детского сада решает следующие педагогические задачи:

Обмен опытом работы с педагогами по данной программе.

Взаимодействие осуществляется путем таких методов как:

  • практические семинары

  • выставки пособий и дидактических игр

  • открытые занятия

Данные методы дают возможность построить целостный педагогический процесс и используются на различных этапах раскрытия тем программы в соответствие с определенными педагогическими задачами.

Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей. В программе представлены упражнения для развития мелкой и крупной моторики под музыку Сергея и Екатерины Железновых. Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру.

Пальчиковые (жестовые) игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игровой самомассаж кистей рук — эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций

(внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.

Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на получение положительных эмоций и сенсорное, художественно-эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного. Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.), для закрепления названий цвета. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.

Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра

Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание рабочей программы.

Модуль 1. Развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Обязательная часть рабочей программы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности: Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Модуль 2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

Обязательная часть рабочей программы.

Дидактические игры.

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоциональноположительный отклик на игровое действие.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса. Развитие воображения и творческой активности в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края.

Модуль 3. Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.).

Обязательная часть рабочей программы.

Сенсорное развитие:

Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Темы занятий

Месяц

Количество занятий

1.

Осень

Октябрь

4

2.

Птицы и животные

Ноябрь

5

3.

Зима

Декабрь, январь

8

4.

Деревья

Февраль

2

5.

День защитника Отечества, рыбалка

Февраль

2

6.

Цветы, мамин день

Март

4

7.

Весна, животные

Апрель

4

8.

Цветы, насекомые

Май

4

Итого

32

Тема занятия

Развитие общей моторики

Самомассаж рук

Пальчиковая игра

Игры с предметами и материалами




Октябр

ь

Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов. Совершенствовать глазомер.

2.2 Тематическое планирование

«Дождик»

Жестовая игра «Где же, где же наши ручки!»

Самомассаж ладоней «Дождик»

«Дождик»

(см.

приложение)

Игра с прищепками

«Дождик»

«Тучка»

Самомассаж ладоней «Дождик»

«Дождик»

Знакомство с сухим бассейном

(природный материал)

«Мухомор»

Самомассаж ладоней «Я катаю мой

орех» (с

помощью грецкого ореха)

«Тук-туктук»

Знакомство с кинетическим песком

Упражнение

«Здравствуй песок»

«Осенний листочек»

Самомассаж ладоней «Я катаю мой

орех» (с

помощью грецкого ореха)

«Тук-туктук»

Игра «Листочек лети»







«Ежик»

Самомассаж ладоней

«Шишка» (с помощью шишки)

«Ежик-ежик колкий»

Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами»

Ноябрь

«Ёжик и ежата»

Жестовая игра «Вместе с нами!»

Самомассаж ладоней

«Шишка» (с помощью шишки)

«Ежик-ежик колкий»

Игра с прищепками

Ежик

«Цыпленок»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

«Птички»

Игра «Накорми птичку» (семена тыквы, сухой бассейн)

«Зернышки для птички»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

«Птички»

Игра «Накорми птичку» (сухой бассейн)

«Синичка»

Самомассаж ладоней

«Птички»

Игра «Накорми птичку» изучение




«Ежик» (с помощью

массажного мячика)


цвета

Декабрь

«Снегопад в лесу»

Жестовая игра «Вот так холод, вот мороз!»

Растирание

«Ручки греем»

«Серенький зайка»

Игра «Бумажные снежки»

«Снеговик»

Растирание

«Ручки греем»

«Серенький зайка»

Игра «Снежки» (кинестетический песок)

«Дед Мороз»

Растирание

«Добываем мы огонь»

«Маленькая елка»

Игра «Наряди елку»

«Новогодняя игрушка»

Растирание

«Добываем мы огонь»

«Маленькая елка»

Игра с прищепками

«Иголки для елки»

«Снегопад»

Растирание «Раскатаем колобок»

«Маленький

Егорка»

Шнуровка «Снеговик»







Январь

«Варежка»

« Мы ногами топ-топ!»

Растирание «Раскатаем колобок»

«Маленький

Егорка»

Игра «Волшебный мешочек»

«Витамины»

Поглаживание «Сорока»

«Снеговик»

Игра «Что спряталось в комочке»

«Зимняя фантазия»

Поглаживание «Сорока»

«Снеговик»

Игра «Снегопад»

Февраль

«Гроздья рябины»

Жестовая

Игра «Где же наши ручки!»

Растирание «Пила»

«Пальчики»

Игра «Накорми птичку» (семена гороха, сухой бассейн)

«Дерево»

Растирание «Пила»

«Пальчики»

Игра «Самолетик, лети!» (дыхание)







«Праздничная рубашка»


Растирание

«Строим дом»

«Сложи пазл: «Домашнее животное»

Игра «Нарви молодой травки для зайчика»

«Рыбалка»


Растирание

«Строим дом»

«Сложи пазл:

«Домашнее животное»

Игра «Рыбалка»







Март

«Бусы для мамы»

Жестовая игра

«Мамины помощники»

Растирание

«Добываем мы огонь»

«Выгладим платочки для мамы и дочки»

Игра «Бусы»

«Мимоза»

Растирание

«Добываем мы огонь»

«Выгладим платочки для мамы и дочки»

Игра

(кинетический песок) «Бусы»

«Цветы для мамы»

Поглаживание «Мурка»

«Пирожки»

Игра «Песочные каракули»

«Блины и пироги»

Поглаживание «Мурка»

«Пирожки»

Игра «Я пеку»

(кинестетический






песок)

Апрель

«Весенний луг»

Жестовая игра «Вот мы в автобусе сидим»

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

«Сложи пазл: «Домашнее животное»

Игра «Пришей пуговицу»

«Еда для птиц»

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

«Сложи пазл: «Домашнее животное»

Игра «Сюрприз»

«Жираф»

Растирание «Мы точили карандаш»

Упражнение «Солнышко»

Игра «Плыви, кораблик!» (дыхание)


«Солнышко»


Растирание «Мы точили карандаш»

Упражнение «Солнышко»

Игра с прищепками «Солнышко»


Май

29.

«Красив одуванчи

ый

к»

Жестовая игра «У жирафа»

Растирание «Мельница»

«Птенчики в гнезде»

Игра «Пуговиц

30.

«Цветы»


Растирание «Мельница»

«Птенчики в гнезде»

Игра «Следы»

(кинестетическ

31.

«Бабочка

»

Самомассаж пальцев рук «Этот пальчик» (с помощью массажного мячика)

«Жук»

Упражнение «Л бабочка»

32.

«Гусениц

а»

Самомассаж пальцев рук «Этот пальчик» (с помощью массажного

«Жук»

Игра «Прятки» (насекомые, су бассейн)


Используемая литература

1.Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебнометодическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 - 192 с.-(Ранний возраст)


2.Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, - 56 с.: цв. вкл.

3.Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. - (Психологическая служба) 4.Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаикасинтез, 2007 – 56 с.