ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА- ИНТЕРНАТ Г. КИРЕНСКА»
Программа дополнительного образования
«Волшебная палитра»
Срок реализации: 3 года
Дети 9-14 лет
Автор-составитель:
Овчинникова Елена Владимировна
Киренск -2013г.
Пояснительная записка
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
- Формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.
Данная программа кружка образовательного типа рассчитана на 3 года обучения. Кружок посещают дети различных способностей и одарённости, по желанию, т.к. у всех есть большой интерес к рисованию, дети с 9 до 16 лет. Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья специальной коррекционной школы восьмого вида.
Кружковое занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.
Эти занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство. Изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Формы и методы проведения занятий
Методика проведения занятия предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией старинных современных изделий из дерева, репродукций, литературы, посещение выставок, музеев, творческие встречи с другими коллективами, а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации.
Обучение по любой теме ведётся с выполнением ряда учебных упражнений, которые помогают детям приобрести умения, необходимые для работы по выбранным видам художественного творчества, а также закрепить и применить теоретические сведения на практике.
Выполнение любого задания по любой теме начинается следующим образом. Педагог напоминает детям о том, что все изделия для удовлетворения потребности людей. На занятиях они будут рисовать картины для того, чтобы сделать жизнь близких людей лучше. Поэтому им, учащимся, прежде чем приступить к работе над эскизом будущих изделий, необходимо тщательно продумать и определить следующие задачи:
Для чего или для кого будет необходима эта картина.
Какую функцию будет выполнять (украсит интерьер, закроет пустое пространство, выделит цвет обоев в комнате, создаст уют на кухне, подчеркнёт форму стола и т. д.).
В каком месте будет, находится, как будет сочетаться с интерьером помещения по стилю, по цвету и т. д.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, педагог может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей учащихся или характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать развитию познавательной активности кружковцев, усиливать, их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Теоретический материал обычно даётся в начале занятия, его можно преподносить в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами детям. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов.
Критерии анализа и оценки детских работ
С самых первых уроков дети должны привыкать к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Это подскажет им, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Детей также следует вовлекать в процесс обсуждения. Однако следует быть очень осторожным с критическими оценками. Акцент лучше делать на реальных достижениях, на положительных сдвигах. А нетактичная критика (пусть даже объективная) может быстро отбить желание совершенствоваться в такой хрупкой области, как творчество.
Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).
Знание основных законов композиции, названия красок.
Мышление.
Воображение.
Оригинальность исполнения.
Творческая активность.
Тематический план
1 год обучения
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов |
1 | Рисование осеннего пейзажа. | Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников. | 1 |
2 | Рисование собачки. | Рассмотреть репродукции, фотографии кошек и собак. Обратить внимание на их строение, характерные особенности, окраску. Учить рисовать кошку и собаку разными способами, передавать движение. | 1 |
3 | Рисование кошечки | 1 |
4 | Рисование лисички | Рассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания. | 1 |
5 | Рисование зайчика. | 1 |
6 | Рисование медведя. | 1 |
7 | Рисование белки. | 1 |
8 | Рисование уточки, гуся. | Рассмотреть иллюстрации домашних птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать домашних птиц разными способами, передавать среду обитания. | 1 |
9 | Рисование курицы, петуха. | 1 |
10 | Рисование синички | Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать синичку, передавать ее среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 1 |
11 | Рисование зимних деревьев | Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками. | 1 |
12 | Рисование елочки | 1 |
13 | Рисование зимнего пейзажа | 1 |
14 | Рисование новогодней открытки. | Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет открытки. Учить рисовать сказочных героев, украшать внутреннюю часть открытки новогодними узорами. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши). | 1 |
15 | Рисование аквариумных рыб | Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звёзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 1 |
16 | Рисование медуз | Учить вырезать морских обитателей и создавать коллективную работу, наклеивая их на общую работу | 1 |
17 | Рисование дельфина. | 1 |
18 | Рисование акулы. | 1 |
19 | Подводное царство (рисование, вырезание, аппликация – коллективная работа) | 1 |
20 | Подарок для мамы (корзинка из теста). | Учить ребят заготавливать солёное тесто для лепки подарка маме; лепить корзину с фруктами из теста и потом расписывать их красками и покрывать лаком. Учить оформлять вылепленное изделие в рамочку. | 2 |
21 | Рисование цветов (тюльпаны, подснежники). | Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами. | 1 |
22 | Рисование цветов (лилии). | 1 |
23 | Пуантулизм | Учить рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать его точками. | 1 |
24 | Рисование портрета | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в фас и профиль, передавать объем. | 2 |
25 | Рисование музыкальных инструментов. (балалайка, гитара, баян) | Рассмотреть иллюстрации музыкальных инструментов, их конструкцию. Учить рисовать музыкальные инструменты, передавать их форму. | 1 |
26 | Рисование фигуры человека | Учить рисовать людей, соблюдая элементарные пропорции фигуры человека; передавать в своём рисунке радостную атмосферу. | 1 |
27 | Рисование играющих детей. | 1 |
28 | Рисование клоуна. | 1 |
29 | Лепка дымковского индюка | Рассмотреть дымковские игрушки, обратить внимание на их характерные особенности. Учить лепить дымковскую игрушку и покрывать ее водоэмульсионной краской и расписывать гуашью, соблюдая цветовую гамму и элементы росписи. | 1 |
30 | Роспись дымковского индюка | 1 |
| Итого часов | 32 |
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
1 года обучения
К концу учебного года учащиеся должны знать:
• названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
•элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый — зеленый и т. д.);
•о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
• свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
• передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
• правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
выполнять простые по композиции сюжеты.
Тематический план
2 год обучения
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов |
1 | Рисование рябины | Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих весенние пейзажи. Учить рисовать осеннюю рябину | 2 |
2 | Рисование осеннего пейзажа | Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих осенние пейзажи. Учить рисовать осенние пейзажи, изображать разные породы деревьев; применять элементарные законы перспективы. | 2 |
3 | Рисование животных тушью(кошка, собака) | Рассмотреть иллюстрации домашних животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных тушью, используя штрихи графики. Передавать среду обитания. | 8 |
4 | Рисование животных гуашью | Рассмотреть иллюстрации домашних животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 6 |
5 | Рисование зимующих птиц | Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 2 |
6 | Рисование зимнего пейзажа | Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками. | 4 |
7 | Новогодняя открытка | Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет открытки. Учить рисовать сказочных героев, украшать внутреннюю часть открытки новогодними узорами. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши). | 4 |
8 | Зарисовки частей головы | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; схемы изображения частей головы. Учить выполнять зарисовки частей головы (глаз, нос, губы) | 2 |
9 | Зарисовки рук. | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты с изображением рук; таблицу-схему изображения кистей рук. Учить выполнять зарисовки кистей рук; передавать объем при помощи светотени. | 2 |
10 | Портрет человека в фас(графика, гуашь) (1. по плечи, 2. по пояс) | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в фас, передавать объем | 8 |
11 | Портрет человека в профиль (графика, гуашь) (1. по плечи, 2. по пояс) | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в профиль, передавать объем | 8 |
12 | Рисование цветов | Рассмотреть открытки и репродукции работ художников, рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами. | 4 |
13 | Пуантулизм | Учить рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать их точками. | 4 |
14 | Рисование играющих детей | Учить рисование фигуры человека в движении зимой на улице; соблюдать пропорции фигуры человека; передавать в своем рисунке радостную атмосферу играющих детей. | 4 |
15 | Рисование зайца | Рассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания; шёрстку животных рисовать концом кисти. | 2 |
16 | Рисование лисы | 2 |
17 | Рисование медведя | 2 |
18 | Рисование белки | 2 |
| Итого часов | 68 |
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
2 года обучения
К концу учебного года учащиеся должны знать:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
передавать в рисунках свет, тень, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении, как выразительных средствах в композиции.
Тематический план
3 год обучения
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов |
1 | Рисование осеннего пейзажа «Природа Югры» | Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников. | 7 |
2 | Рисование животных (уголь) | Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы углем. (штрихи, растушевки) | 7 |
3 | Рисование животных (гуашь) | Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 7 |
4 | Рисование композиции «Зимующие птицы» | Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 7 |
5 | Рисование зимнего пейзажа | Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками. | 7 |
6 | Рисование композиции "Новогодние фантазии" | Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши). | 7 |
7 | Рисование новогоднего плаката | Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката, рисовать сказочных героев, делать праздничную надпись. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши). | 7 |
8 | Декоративная работа из полос бумаги | Рассмотреть узоры, составить узор в любой из геометрической форм. Учить выполнять декоративную работу из узких полос бумаги; наклеивать полосу на ребро. | 7 |
9 | Изготовление из бумаги карнавальных масок и их роспись | Познакомиться с происхождением и изготовлением масок, с правилами их украшения. Учить изготавливать новогодние маски из бумаги и украшать их перьями, бусами, мишурой т.д. | 7 |
10 | Рисование животных в технике графика. | Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать выразительные средства графики. | 7 |
11 | Рисование портрета учителя | Учиться рисовать портрет учителя по памяти, соблюдая пропорции фигуры человека, передавать характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд. | 7 |
12 | Рисование цветов | Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами. | 7 |
13 | Рисование животных «Фауна Сибири» | Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками. | 7 |
14 | Рисование фигуры человека | Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции | 7 |
15 | Рисование «Мой друг». | Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства живописи. | 7 |
16 | Рисование композиции «Страна восходящего солнца - Япония» | Рассмотреть репродукции японского искусства. Учить рисовать фигуру человека в японской одежде, передавать окружение человека в японском стиле | 7 |
17 | Рисование композиции «Китай» | Рассмотреть репродукции китайского искусства. Учить рисовать фигуру человека в китайской одежде, передавать окружение человека в китайском стиле | 3,5 |
| Итого часов | 115,5 |
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
3 год обучения
К концу обучения учащиеся должны знать:
- основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;
- систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).
- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
- систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция). Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;
- самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;
- при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
- использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.
Литература
1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. — М., 1993.
2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. — М., 1989.
4. Ватагин В. А. Изображение животного. — М., 1996.
5. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976.
6. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. — М., 1992.
7. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1—3 кл. — 2-е изд. — М., 1983.
8. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художественных факультетов педагогических институтов и университетов. — 3-е изд. — М., 1998.
9. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. — М.: Дрофа, 2002—2007.
10. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник. — М.: Дрофа,2003—2007.
11. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Зкл.: учебник. — М.: Дрофа, 2004—2007.
12. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. — М.: Дрофа, 2005—2007.
13. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.
14. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М. 1981.
15. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов.
16. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М., 1983.
17. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.
18. Маслов Н. Я. Пленэр. М., 1984.
19. Михайлов А. М. Искусство акварели. М., 1995.
20. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.
21. Тиханова В. А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 1987.
22. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1980.
12