Тема: Вопросительные местоимения.
Цели:
Задачи: 1)Обучающая: Ознакомить учащихся с вопросительными местоимениями; формировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывая некоторые особенности их склонения; обратить внимание на интонацию предложений, содержащих вопросительные местоимения.
2)Развивающая: Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, активность на уроках.
3) Воспитывающая: Воспитывать усидчивость, интерес к предмету.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Форма урока: Урок – путешествие.
Оборудование: учебник, доска, дидактические наглядности (острова, сказочные герои, таблицы), карточки для самостоятельной работы, ребусы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Слышите? (Включен звук моря.) Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется?
А чтобы наше путешествие было результативным, за активную работу и за верные ответы вы будете получать жетоны в виде морских фигур (якорь, ракушка, рыбка). По количеству жетонов каждый получит оценку за урок.
II. Повторение пройденного о местоимении.
(Мы уже знакомы с личными и возвратным местоимениями, повторим эти разряды в игровой форме).
У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они, к тому же, большие шалуньи – перепутали все падежные формы личных местоимений.
Неправильный вариант:
Ходить со вам
Смеяться над вас
Шутить с его
Думать о мной
Ждал тобой
Зашёл к вами
Правильный вариант:
Ходить со мной
Смеяться над тобой
Шутить с вами
Беспокоился о вас
Ждал его
Зашёл к вам
На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.
- Я ни в чём себе не отказываю, - говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.
- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли дело я…
Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи? (СЕБЯ.) Что вы о нём знаете?
К берегу прибило бутылки с записками. Но некоторые слова в них размыла вода. Попробуем восстановить написанное.
Самостоятельная работа.
(Двое работают у доски, остальные на карточках).
Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже.
Вариант 1.
Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя).
Вариант 2.
Подруга позвала меня к (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного.
III. Изучение нового материала.
Пришло время изучить морское дно.
Объяснительный диктант.
Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решиться проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных? Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?
1. Какие это предложения по цели высказывания? (Вопросительные.)
2. Что помогает нам это определить? (Интонация, вопросительные слова.)
3. Подчеркните слова, помогающие создать вопросительную интонацию. Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Вспомните, на какие вопросы отвечает существительное, прилагательное, числительное. (КТО? КАКОЙ? ЧТО? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ?)
Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз…»
Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним три его задания.
- Просклоняйте устно местоимения КТО?, ЧТО? Какой вывод вы сделаете?
- Найдите местоимения, которые изменяются по родам, числам и падежам. (Какой? Чей? Каков?). Докажите, составляя словосочетания.
- Какие вопросительные местоимения не изменяются по родам и числам? (Кто? Что?)
Дочь морского царя – прекрасная русалка с необыкновенным голосом – тоже приготовила для нас задания.
- Просклоняйте письменно словосочетания чей голос.
- Какую орфограмму необходимо знать, склоняя местоимение чей? (Разделительный ь.)
На дне морском живёт мудрый осьминог. Он поведает нам интересную информацию. Сколько ног у осьминога?
- Местоимение сколько образовалось в результате слияния предлога с в значении «приблизительно, примерно, около» и наречия колико. В некоторых диалектах до сих пор встречаются формы кольки, кольки.
Необходимо запомнить, что при склонении слово сколько сохраняет ударение на первом слоге.
На странице 172-ой учебника рассмотрите таблицу склонения местоимения сколько. Выполним упражнение 408 (устно).
IV. Закрепление изученного материала.
Упражнение 407 выполним по заданию.
Задание. Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию. Найдите вопросительные местоимения. Спишите, подчеркните главные члены предложения.
Укажите качественные имена прилагательные.
Кто варе..ки пёстрые вяж..т,
Стари(н,нн)ые песни поёт?
Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,
Что снится всю ночь напролёт?
Ч..и волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и ж..лею?
О ком соч..няю стихи?
(Е. Благинина.)
Много тайн скрывает в себе морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненными сокровищами. Вот и нам повезло найти сундук с сокровищами. На сундуке шифр: Д/З: с. 173 у. 409. Всё верно, это ваше домашнее задание, а настоящим сокровищем являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить эти богатства, покажет время.
Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?
Первая ловушка – ребусы.
С одним из слов составьте вопросительное предложение, содержащее вопросительное местоимение.
Вторая ловушка – сети, расставленные пиратами.
Найти в тексте все известные вам местоимения, выписать, определить разряд и, если есть, падеж, число, род, лицо.
Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
- Не стриги меня пока.
Дам я шерсти три мешка.
(С. Я. Маршак)
V. Итог урока.
Мы успешно справились с пиратскими ловушками. И теперь смело можем причалить к родному берегу.