Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»
Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование»
Методическая разработка для учебной дисциплины
МДК 02.02. «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»
Преподаватель И.С. Абовян
«Вопросы речевой культуры в хоровом пении»
Сургут, 2023
Пение – вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому его часто называют «омузыкаленной» речью. В образовании певческой речи, принимают участие артикуляционные органы, к которым относятся: ротовая полость с языком, мягкое нёбо нижняя челюсть, глотка, гортань.
Эти органы называются артикуляционным аппаратом, а их работа артикуляцией.
Руководитель хора должен постоянно заботиться о развитии гибкости, подвижности и активности артикуляционного аппарата певцов, поскольку без этого не может быть хорошей дикции, т.е. ясного произношения. «Слово «дикция» в переводе с латинского языка значит «произношение» (по-латыни dictio - произносить, dicere - произношение).
В работе над вокальной речью особенности важно отметить необходимость непрерывной работы над однотипным формированием гласных, (в русском языке их 6 основных – а, о, у, э, и, ы и 4 йотированных – е,ё,ю,я).
Гласные звуки являются основой пения, и в академической традиции от правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса. Единый характер произношения гласных необходим для качественного хорового ансамбля.
Для каждого гласного присуща своя определённая область обертонов, которую называют формантой гласного. Чем выше форманта, тем звучней гласный. Поэтому гласные звуки нашей речи делятся на звонкие и глухие. Наибольшей звонкостью, отличаются гласные “и” и “э”, это звонкие гласные. Гласные “а” и “о” занимают среднее положение, а гласные “у” и «ы» относятся к глухим гласным.
В работе с певческими голосами необходимо добиваться округления звонких гласных – и, э, е и приближения глухих гласных к звонким, тдля того чтобы все гласные приобретали общую форманту, около 550 кол/сек, близкую по звучанию к гласному “о”. Это выравнивает певческие гласные по звучанию и имеет общее название нейтрализации гласных в пении.
Особенное внимание следует обращать на произношение в пении согласных звуков. Согласные имеют свою специфику, в отличии от гласных, возникают не в гортани, а в ротовой полости.
Всего согласных звуков 21, они делятся на глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Отдельно отстоит «й». Глухие согласные иначе называют “безголосые”, т.к. они образуются без участия голосовых складок и состоят из одних шумов. Звонкие – “голосовые”, согласные образуются из шумов и голоса. В них достаточно ясно выражена высота звука.
Звонкие согласные делятся на обычные и сонорные. При преобладании голоса над шумом возникают т.н. сонорные согласные, или полугласные (л, м, н, р). Если же шум превалирует над голосом, то образуются остальные звонкие согласные (б, в, г, д, ж, з).
Качество произнесения согласных влияет на последующее звучание гласных. Поэтому важно следить за активным их произношением, без чего не возможно красивое яркое звучание голоса. Т.к. усиленное сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращает ее в резонатор с упругими стенками.
Взаимовлияние гласных и согласных широко используется в вокально-педагогической практике – например, фонопедический метод, применяемый, в методике Виктора Вадимовича Емельянова. («Фонопедический метод развития голоса»)
Глухие согласные к, п, ,т, ф, х в наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы очень крепко и кратко.
Согласным с, ш, ц, щ свойственна особая характерность, поэтому их называют иногда свистящими и шипящими согласными. Они резко выделяются среди других, поэтому должны произноситься коротко и осторожно, в особенности, с и ш.
В работе над вокальной речью необходимо выработать следующие важные умения:
1)правильно и единообразно формировать гласные, в частности владеть приёмом редуцирования (ослабления артикуляции звука);
2) оттеснять согласные к последующему гласному (в легато, при стаккато согласные не переносятся.);
3) при двух стоящих рядом гласных вторая гласную петь на новой атаке;
4) произносить согласные на высоте гласных к которым они примыкают (для исключения «подъездов» и нечистого интонирования);
5) внятно произносить согласные, заканчивающие слово;
6) в некоторых случаях пользоваться «удвоенным» и «утроенным» произнесением согласных;
7) в быстром темпе произносить слова «близко», легко, очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата.
Вокальная речь кардинальным образом отличается от обычной, что усложняет овладение ей.
1)гласные, в пении удлиняются и занимают почти всю длительность интонируемого звука (в обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.).
2)согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно.
3)если речевая дикция зависит целиком от ясного и четкого произношения согласных, то певческая дикция зависит и от формирования гласных
4)диапазон обычной речи мал, диапазон звуков, воспроизводимых в пении, может простираться на две и более октавы.
В повседневной работе хорового коллектива всегда должны присутствовать дикционные упражнения.
В вокальных упражнениях в основном применяются звонкие и особенно сонорные согласные. Они помогают найти головное резонирование. Кроме того, “л” активизирует кончик языка, тем самым делая его гибким и свободным, способствует собранному звучанию, образованию мягкой атаки; “л”, “м” приближают звук; “н” усиливает резонирование носовой полости, “р” хорошо активизирует дыхание и сокращение голосовых складок.
Существует весьма широкий спектр упражнений для работы над хоровым произношением. Они могут быть безголосыми и голосовыми, быстрыми и медленными. Вопросам вокальной речи посвящены многие работы известных певцов, теоретиков, хоровых дирижёров
Известны работы В.И. Садовникова «Орфоэпия в пении», Л. Дмитриева «Методика вокального воспитания», Е. Нестеренко, Вербова и др. Особенно полно эти вопросы освещены в книге К.П. Виноградова «Работа над дикцией в хоре».
Характер певческой дикции при соблюдении четкости произношения зависит так же и от характера музыки, содержания произведения, его образности. Достаточно сравнить революционную песню «Смело, товарищи, в ногу» Радина и «Теплится зорька» Чеснокова, «Попутную песню» Глинки и «Бухенвальдский набат» Мурадели, чтобы убедиться в этом.
При исполнении быстрых произведений следует облегчать силу звука, слова произносить легко, «близко» и очень активно при минимальном движении артикуляционного аппарата.
В драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно, при более «крупной» артикуляции. В спокойных, распевных сочинениях текст произносится мягко.
В маршевых - скандировано, твердо. Все певцы должны овладеть навыками единообразной артикуляции.
На качество произношения текста влияют так же особенности хоровой партитуры – высокая тесситура, тихая динамика, быстрый темп, сложный ритм.
«Маскирующее» действие на текст оказывает и фактура оркестра, его насыщенность, а также педальные голоса в хоре (например, Калинников «Лес»).
Однако отчётливость произношения - это лишь одно из условий передачи исполнителем поэтического текста сочинения. Не менее, а может быть, и более важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии
Орфоэпия (от греч. – правильная речь), – соблюдение правил литературного произношения. Поэтический текст должен быть произнесён не просто дикционно разборчиво, но и единообразно (орфоэпически грамотно).
Вот некоторые орфоэпические правила произношения гласных и согласных в пении
О гласных:
А под ударением произносится в словах ясно, чисто, как а (рано, цапля, красота), в начале слова ясно (аршин, атаман, арбуз).
Внутри слов безударное а произносится неясно, «лениво», как ы или как бы «проглатывается» (занавеска - зынавеска, плакать — плакыть, шалуны — шылуны); иногда — как «и е» (часы — чисы, очарование — очирование). Применяется так называемое редуцирование – неясное, сглаженное, ослабленное произношение гласных.
О без ударения произносится как а (кроме слов иностранного происхождения).
Я без ударения - как и (гряда, память), но в конце слов – ясно (земля, воля).
О согласных:
Звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными «оглушаются»: наш паровоз(с) вперед(т) лети.
Зубные (д, з, с, т) согласные перед мягкими согласными «смягчаются» (двенадцать, казнь).
«Н» и «нн» перед мягкими согласными произносятся мягко (странник), «н» перед «л» произносится твердо (сонливый).
«Ж» и «Ш» перед мягкими согласными произносятся твердо (прежде, вешние).
Удвоенное «ж» обычно смягчается (жужжи).
Возвратные частицы «ся» и «сь» произносятся твердо как «са» и «с».
Сочетания «чт» и «чн» часто произносятся как «шт» и «шн» (конешно, скушно, щто, штобы). «Ч» и «н», разделенные гласной, произносятся как пишутся (скучен).
В сочетании «стн», «здн», «т» и «д» не произносятся (грусно, позно).
Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке слов с предлогом произносятся как твердое, долгое «ш», а на стыке двух самостоятельных слов - как написано (бешшумно, но произнес шёпотом).
Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ» (щщастье, извощщик).
При произношении иностранных слов надо руководствоваться следующим положением: если иностранное слово обрусело и вошло в обиход русской речи, то оно подчиняется всем правилам произношения русских слов, например: безударное о произносится как а в следующих словах: бокал, рояль, костюм и т.д.
Е в ряде иностранных слов произносится твердо: отэль, атэлье..., а в обрусевших словах - мягко: фанера, музей, тенор, идея, шинель...
Начальное э в иностранных словах всегда произносится твердо: эмаль, эпоха, этаж...
Не следует произносить двойных согласных в обрусевших словах: аккорд, аккомпанемент, аллея... Есть же слова, в которых допускается произношение двойных согласных: ассоциация, коллектив.
Ци в иностранных словах произносится как цы: цирк, цинк, лекция...
Но и правильного произношения слов недостаточно для раскрытия содержания текста.
Завершающим этапом работы над вокальной речью должна стать работа над логикой построения фразы, верная расстановка ударений, акцентов, пауз, которая сделает речь осмысленной и выразительной.
В музыке поэтический текст интерпретирован композитором и в этом состоят основные трудности, главная из которых приведение в соответствие композиторского прочтения и замысла автора текста (или сопоставительный анализ). Соотношение слова и музыки по акцентуации и фразировке – важнейшая проблема.
Дирижёру необходимо: 1) уметь различать главные и второстепенные, по мысли, слова; 2) выделять главные слова логическими ударениями (логически ударяемое слово может произноситься не только громче, но и тише других, сосредоточение мысли на слове делает его логически ударным); 3) связанные между собой по смыслу слова распределять по речевым группам (речевым звеньям или речевым тактам); 4) расставлять логические паузы; 5) определять фразовые ударения (фразировка) 6) следить за тем, чтобы в процессе пения не выделялись безударные слоги (к этому иногда провоцируют метрические музыкальные акценты, «скачки» на высокие звуки); 7) уметь сглаживать несовпадения в музыкальной и словесной фразах возможными вокально-хоровыми средствами (цезурами, коротким дыханием или напротив цепным дыханием, что будет играть, по необходимости объединяющую или расчленяющую роль).
Обобщая все сказанное можно дать определение вокально-речевой культуре хора.
Вокально-речевая культура хора – это художественно-выразительные и технические средства хорового исполнения, посредством которых осуществляется передача поэтического текста хорового сочинения.
Основу вокально-речевой культуры составляют:
соблюдение правил вокально-хоровой дикции;
соблюдение правил орфоэпии;
чистое, выразительное и эмоционально окрашенное произношение, опирающееся на логику поэтического и музыкального текстов.
Дирижёру-хормейстеру важно помнить о необходимости внимательного отношения к речи в хоре, поскольку от неё зависит донесение до слушателя содержания и смысла исполняемой музыки.