СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание бережного отношения к природе на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание бережного отношения к природе на уроках биологии»

Н.К.Хуснутдинова

Учитель биологии МБОУ «Бураковская СОШ

Спасского района РТ»


Воспитание бережного отношения к природе на уроках биологии.


Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем,нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.

В самом общем виде можно сказать, что «экологическое мировозрение» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологического мировозрения личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологическоемировозрениескладываетсяизответственногоотношения к природе, к себекаксоставнойчастиприроды, к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас .

А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ребенку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним.Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с экологическим образом мышления.

Огромная роль принадлежит урокам, которые проводятся в нетрадиционной форме и внеклассным мероприятиям. Такие уроки всегда интересны, познавательны и дети сами охотно принимают участие в их подготовке. Любое мероприятие, проводимое с детьми, требует большой подготовительной работы. Нужен материал, который доступен детям и может заинтересовать их. Но все трудности, я думаю, окупаются интересом, с которым дети воспринимают новое, неизведанное, хотя оно может быть и знакомое.

Часто организую мини-конференции,где ученик-репортер задает интересующие его вопросы в Министерстве по охране окружающей среды и природных ресурсов компетентным лицам (тоже ученикам), а они отвечают на вопрос, высказывая свое мнение. Такие игры пробуждают интерес к учебной деятельности. Конференции целесообразнее всего проводить на темы, которые связаны с экологическими проблемами региона и населенного пункта. Необходимо привлечь учащихся к подготовке выступлений не только на основе реферирования литературы, но и с использованием данных, полученных в результате личных наблюдений в природе.

Воспитательное и образовательное значение экскурсий в природу трудно переоценить. Непосредственное наблюдение за живыми объектами необходимо при изучении всех разделов биологии. В нашей школе стало традицией ежегодные походы в природу, в ходе которых изучаются местность и правила поведения в природе. Я считаю, что любая экскурсия в природу по содержанию должна быть экологической. Здесь формируются знания учащихся о биологических особенностях отдельных видов, их взаимосвязях природных сообществах, значение отдельных видов и сохранении видового многообразия в поддержании устойчивости экосистем. Организую для учеников посильные практические дела по охране местных природных участков: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками.

Стала традиционной работа по изготовлению и вывешиванию скворечников.

Ежегодно в апреле – мае месяце проводим экологический субботник по уборке берегов реки Актай и многочисленных озер, входящих в ее акваторию.Учащиеся принимают активноеучастие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах. Ежегодно в школе проводим экологические праздники и мероприятия (День Земли, День птиц, праздник урожая).

Учебно-исследовательские работы школьников по изучению экологического состояния окружающей среды (почвы, воздуха, воды) методамибиоиндикации, физико-химическими методами, занимают призовые места на различных конкурсах,таких как ЮИОС, «Подрост», «Зеленая планета».

Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, к своему здоровью. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем регионе.

Использованная литература. 1. Мир детства. Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96- 114. 37. Модели экологического воспитания детей: метод. пособие для педагогов/под общ. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 36. Мир детства. Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96 2. Модели экологического воспитания детей: метод. пособие дляпедагогов/под общ. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005.

3. Литвинова Л.С. Нравственно –экологическое воспитание школьников .М.,2007.Мет.библ.