СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание через обучение

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед учителем физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развить их умения и навыки, но и научить применять их на практике. Главной же целью всего процесса обучения является воспитание ученика как всесторонне развитую личность

Просмотр содержимого документа
«Воспитание через обучение»

Перед учителем физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развить их умения и навыки, но и научить применять их на практике. Главной же целью всего процесса обучения является воспитание ученика как всесторонне развитую личность

Воспитывать – значит, прежде всего, вовлекать детей в общественно полезную и познавательную деятельность, организовывать детскую жизнь.

Овладевая основами физики, ученик приобщается к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность. Воспитание на уроках физики целесообразно сосредоточить на приобщение учащихся к минимуму таких взаимосвязанных универсальных ценностей, как истина, красота, нравственность и полезность. Формируя у ученика ценностное отношение к основным понятиям курса физики, я тем самым развиваю соответствующие стороны его личности, побуждаю принять знания как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

Приобщение к эстетическим ценностям позволяет формировать у учащихся представление об эстетической привлекательности физических явлений, об эстетике понятий, законов. Например, изучая опыты Кулона, Фарадея, Герца, Лебедева обращаю внимание учащихся как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы. На многочисленных примерах учащиеся убеждаются в том, что нередко где красота, там и истина. Фундаментальные законы физики, как правило, изящны. Уроки, на которых применяется эстетический материал, обогащают эмоциональный мир учащихся, знакомят с той глубиной и гармонией, которые определяют внешнюю красоту природы. В итоге у школьников возникает своего рода эстетическое видение мира физики.

Настоятельная необходимость обращения на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии обусловлена социальной потребностью осознанного восприятия учащимися экологического и нравственного мира: совокупности условий, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия и соответствующей им системы запретов, обязательных для всех.

На примерах крупнейших экологических кризисов в природе разъясняю учащимся, что глобальные экологические проблемы действительно существуют. В связи с этим провожу уроки, на которых учащиеся дают оценку происходящего в мире. Это в 11 классе урок «Когда миры соприкасаются», на котором обсуждаются вопросы взрыва в Хиросиме и Нагасаки, взрыв термоядерной бомбы близ Маршалловых островов. Много внимания уделяю причинам и последствиям взрыва IV реактора на Чернобыльской АЭС.



Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографией ученых, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности. На примерах раскрытия нравственных установок и норм научной деятельности Эйнштейна, Бора, Ландау, Сахарова и других известных ученых-физиков, а также в процессе знакомства с нравственными внешними ценностями, у школьников формируется представление о приоритете нравственных устоев личности.

В курсе физики достаточно много вопросов, которые можно проиллюстрировать интересными примерами из области искусства.

Группа художников-передвижников – Крамской, Репин, Куинджи, Ярошенко, Мясоедов – иногда посещали физический кабинет университета. Репин вспоминает: «Мы собирались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок, знакомились с прибором для измерения чувствительности глаза к нюансам тонов». Например, Куинджи углубляется в сторону оптических экспериментов, пытаясь достичь иллюзии, доведя передачу эффекта лунного света для обмана зрения. Его картина «Ночь на Днепре» создает эффектное впечатление игрой света и интенсивностью цветов.

Использование исторического материала по физике, связанного с искусством, также содействует эстетическому воспитанию учащихся, оказывая эмоциональное воздействие. Этот материал позволяет увидеть, как относились к театру, живописи, музыке, литературе крупнейшие физики мира и какое влияние искусство оказало на ученых.

В Эдинбурге юный Юнг – будущий известный физик – пристрастился к танцам, театру, музыке, чему прежде не уделял внимания.

Максвелл обладает литературным талантом,

В юные годы Столетов с увлечением занимался музыкой и даже подумывал, не стать ли ему профессиональным музыкантом.

Другой наш соотечественник, физик Лебедев, увлекался искусством.

Будущего великого физика Эйнштейна научили играть на скрипке с 6-ти летнего возраста.

И т.д.

Содержание учебного материала формирует взгляд обучающихся на окружающую действительность, вырабатывает позицию в понимании ими мира.

Формы организации познавательной деятельности занимают особое место в реализации воспитательного аспекта.

Необходимо отметить, что лишь сочетание всех форм организации педагогического процесса приносит наилучший результат.

Главный источник их воспитательной роли заключается в характере самопрявления личности при той или иной форме. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением учебной работы, заинтересованность и многое другое определяет степень воспитательного эффекта форм организации познавательной деятельности обучающихся.

Немаловажную роль в воспитании играет вооружение учеников техникой учебной работы, т. к. это дисциплинирует их, повышает эффективность их труда, создает ситуацию успеха.

Средства определяют форму работы с детьми, а значит, разнообразие источников обусловит использование множества средств, столь важных для развития воспитанников.

Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма на уроках физики и внеурочной деятельности можно за счет сознательного ознакомления учащихся с яркими примерами жизни тех членов российского общества, которые внесли большой вклад в развитие российской или мировой науки. Изучая физику, школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, таких как М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, С.П. Королев, П.Н. Яблочков, А.С. Попов, А.Н. Лодыгин и др., оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.


Учитывая перегруженность курса физики учебным материалом, учителю трудно выделить время для подробного рассказа о личности того или иного ученого или об истории сделанных им открытий, но Шеффер О.Р. предлагает организовать самостоятельную работу учащихся – выпуск «Информационного листа». Стимулом к самостоятельной работе по выпуску «Информационного листа» могут послужить краткие сообщения учителя на уроках. Цель таких сообщений – заинтересовать учащихся, вызвать у них желание узнать еще больше о жизни, деятельности, гражданской позиции, патриотических поступках выдающихся ученых-физиков.


В соответствующих местах курса физики следует подчеркнуть высокую гражданственность и патриотизм отечественных ученых, раскрыть их нравственные качества. Примером может служить деятельность А.С. Попова – изобретателя радио, отклонившего предложение американцев переехать работать в Америку, правозащитная деятельность одного из создателей атомной физики - А.Д. Сахарова. Полезно рассказать учащимся, что большинство ученых были людьми разносторонне развитыми, многие из них увлекались музыкой, историей, писали стихи. Стоит обратить внимание учащихся на трудный жизненный путь многих ученых, на их трудолюбие.

Подростки, изучив или познакомившись на уроках или внеурочной деятельности с биографиями и подвигами истинно любивших и любящих свой народ сограждан, должны сами отождествить себя с этими примерами гражданственности и патриотизма и стать способными к совершению поступков, направленных на благо российского общества.



Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.

Сегодня российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Я стремлюсь воспитать из своих учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого студента вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.