| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Воспитание личности в коллективе»
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Васильева Владислава
Преподаватель: Великановская Л.А.
Ейск, 2022г.
Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения цели является коллектив.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный и часто противоречивый. Самое главное, он глубоко индивидуален. Все члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, знаниями, внешностью, характером и другими качествами.
Положение личности в обществе зависит от индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер суждений, ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может не соответствовать суждениям, ценностям и традициям сложившимся в коллективе.
Из этого можно сделать вывод: отношения между коллективом и личностью зависят не только от качеств определенной личности, но и от самого коллектива.
Каждый человек с определенной энергией стремится занять благоприятное место в коллективе, но удается это не всем. В силу своих природных возможностей, не каждому удается добиться желаемого положения. Особенно трудно младшим школьникам. Это связано с тем, что у них не до конца развита самооценка, самооценка, умение правильно выбирать товарищей и находить то место в коллективе, которое бы соответствовало возможностям.
Коллектив и личность взаимодействуют, неизбежно испытывая противоречия. Именно эти противоречия становятся движущей силой взаимного развития. Например, важным способом организации коллективной деятельности является поручение, которое дает и контролирует воспитатель или актив. Но индивидуальность воспитанника всегда проявляется в стремлении к творческой инициативе при выполнении поручения.
Развитие коллектива должно сохранять и оберегать внутреннюю свободу личности, ее право на инициативу: без этого невозможно осуществление нравственного выбора, а значит, и самоопределения. Природа коллективного воспитания в том и состоит, чтобы совершенно разные дети, разные индивидуальности нашли в совместной деятельности общие ценности, настроились на общие цели и добровольно, искренне объединили свои силы, способности, индивидуальные достижения и личностные ресурсы.
Коллектив помогает каждому воспитаннику найти свой собственный путь в жизни, самоопределиться. Человек способен вступать в контакт с обществом, то есть проявлять себя как личность, не только адаптируясь к его требованиям, но и сопротивляясь им, преобразуя обстоятельства и себя.
В процессе гармонизации отношений личности и коллектива происходит развитие индивидуальности. Эта возможность возникает, когда в формальной структуре коллектива воспитателем выстроена такая система отношений, которая создает условия для самоопределения и самосовершенствования членов коллектива. Тогда воспитанник осознает себя субъектом коллективной деятельности: он живет с убеждением, что здесь всем необходим, и осознает ценность коллективной деятельности для самого себя.
Научными исследованиями были выделены 3 наиболее распространенные модели взаимосвязи личности и коллектива:
Личность подчиняется коллективу
Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях
Личность подчиняет себе коллектив
Разумеется, что отношение личности и коллектива не зациклены именно на этих моделях. К анализу любого случая нужно подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.