СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание патриотизма через искусство»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство в целом - хореография и музыка в частности, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает патриотические чувства.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание патриотизма через искусство»»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Юбилейный»









Методическая разработка



«Совершенствование форм и методов нравственно-патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования»




Автор-составитель: Туманова Елена Геннадьевна

педагог-организатор

высшей квалификационной

категории














г. Нижний Новгород,

2024 г.


«Совершенствование форм и методов нравственно-патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования»

тема: «Воспитание патриотизма через искусство»

«Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

(из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»)


1. Пояснительная записка

Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. Деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, т.к. именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что способствует формированию патриотических качеств у детей.

Патриотизм — это не только чувство гордости за свою страну, но и ответственность за ее будущее. В современном мире, где множество вызовов и угроз, важно, чтобы граждане были преданы своей стране, ее ценностям и истории. Патриотизм способствует укреплению единства и социальной стабильности, формирует у людей чувство принадлежности к общему делу.

Как отмечал американский адвокат и политик Дэниел Уэбстер: «Патриотизм — это не просто осознание того, что нравится или не нравится, а твердая преданность своей стране и ее принципам».


Секрет успешной работы в системе дополнительного образования заключается в том, чтобы делать обучение увлекательным и доступным для обучающихся. Создание интерактивных занятий, творческих проектов, посещение музеев и выставок, обсуждение художественных произведений — все это помогает подросткам лучше понять и почувствовать связь с историей своей страны. Важно также вовлекать учащихся в творческий процесс, давая возможность самим выражать свои чувства и мысли через искусство.

Как отметил педагог и писатель Жан Жак Руссо: «Образование — это искусство учить, а не насаждать знания».


Искусство является мощным инструментом воспитания патриотизма у детей и молодежи. Подходящая методика и креативный подход позволяют не только вдохновить обучающихся, но и помочь им обрести глубокое понимание и любовь к своей стране. Вместе мы можем создать новое поколение гордых и преданных патриотов!

2. Задачи патриотического воспитания:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

школе, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,

их традициям.

В творческих коллективах ДДК «Юбилейный» МАУ ДО ДЮЦ «Юбилейный» патриотическому воспитанию отводится важная роль. Творческая деятельность позволяет детям выразить свои эмоции, мысли и идеи, а также способствует развитию личностных качеств. Творческая деятельность развивает эстетическое восприятие детей, формируя у них чувство гармонии, красоты и пропорции. Через творческую деятельность дети могут выражать свои эмоции и настроения, а также сопереживать другим людям.

Искусство в целом - хореография и музыка в частности, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает патриотические чувства.

Патриотическое воспитание – сложный процесс, так как связан с внутренним миром ребенка и не может происходить в отрыве от внутренних переживаний.

При изучении темы Великой Отечественной войны и Победы дети имеют возможность изучать эту тему не только на занятиях по истории в школе, но и на уроках хореографии и музыки.

Тема Победы важна для нас, потому что это святой праздник для всей нашей страны. Сейчас, к сожалению, в некоторых западных странах пробуют переписать историю и отнять у нас Великую Победу. Для нас, педагогов, важно донести до детей правильное понимание исторических событий Великой Отечественной войны.

В хореографии, как в кино и театре, существует разнообразие методов и приемов в постановочной работе. Педагог-хореограф исполняет работу режиссера, подбирает музыкальное оформление и костюмы. Его отношение к истории, традициям и культуре передается детям.

Так, например, при постановке хореографической композиции «Журавли», «Лети перышко» девочки олицетворяют птиц – журавлей, символизирующих светлую память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Огромную роль в создании этого образа играет костюм. Он помогает раскрыть в данной постановке содержание и главную мысль. Длинные белые платья и шарфы – это образ «птиц» и «крылья». Шарф не только подчеркивает яркость исполнения движений, он является символом, раскрывающим действо танца. Взмахи рук напоминают полет птиц – журавлей.

Важное значение имеет музыкальное сопровождение номера, которое помогает правильно передать хореографический образ. Прежде чем приступить к изучению движений дети прослушивают песню, смысл которой обсуждают вместе с педагогом. Поэтическое название, музыка и текст песни наталкивают детей на раскрытие характера танца. Строгость манер, плавность движений, приподнятость головы, своеобразное положение рук, прямая спина, одухотворенное выражение лица – все это составляющие образа, который дети смогут передать, лишь прочувствовав, «присвоив» его. Вслушиваясь в мелодию и слова песни, дети проникаются сочувствием и уважением к памяти погибших. Это способствует воспитанию у них истинно патриотических чувств.

Хореографические постановки «Синий платочек», «Катюша», «Граница», «Победная» состоят из номеров на тему Великой Отечественной войны, последний из которых на тему Победа. Музыкальные композиции времен ВОВ и не только. Движения изображают эмоции народа победителя.

Разучивание и исполнение патриотических песен – способствует расширению кругозора; помогает понять и глубже погрузиться во весь спектр чувств по отношению к семье, Родине.

Стоит отметить особую эффективность патриотических песен. В них звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь, в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги. Песни военных лет по-прежнему популярны в народе. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. Необходимо, чтобы дети больше думали, чувствовали, переживали. Чтобы смысл фразы «мы за ценой не постоим» не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги, чтобы культурное наследие нашей страны все также отличало нас от других государств.

В репертуаре используются как современные песни, так и песни военных и советских лет. Во время работы над каждой песней дети совместно с педагогом продумывают сценические движения, обговаривают сценический образ и костюмы, в которых впоследствии будут исполнять песню.

Вокальный репертуар разнообразен – это «Счастье русской земли», «От Волги до Енисея», «Рябина», «Матушка земля», «Два орла» о величие и красоте нашей Родины. «Майский вальс», «Катюша», «Любимой армии», «День Победы», «Ты помни» и другие о любви к Родине, о мире и войне.



3. Основными формами патриотического воспитания являются:

- проведение тематических бесед и диспутов, праздников;

- посещение исторических мест (экскурсии в городе и на выезде);

- беседы на общественно-политические, нравственные темы;

- встречи с ветеранами, интересными людьми;

- беседы о выдающихся достижениях российских и зарубежных

танцоров и музыкантах;

- участие в праздничных и отчетных концертах;

- участие в конкурсных мероприятиях различного уровня;

- просмотр конкурсных и отчетных мероприятий;

- взаимосвязь с общеобразовательными школами и школьными

организациями.

Участие ребят в подобных мероприятиях придаёт силы, уверенность, стремление к победе, достижению новых высот, способствует проявлению лучших исполнительских качеств.

Итогом творческой работы коллективов являются результаты участия в городских и областных мероприятиях, смотрах - конкурсах, конкурсах-фестивалях различных уровней.

Сделаем вывод, что сущность патриотического воспитания заключается в любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважении к прошлому своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, знание истории своей Родины, понимании задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважении к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремлению к укреплению чести и достоинства родины, уважении к армии и готовность защищать родину, служить её интересам. А уроки хореографии и музыки непременно в этом помогают.

Главным в патриотическом воспитании – это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.




4. Список литературы

  1. Аверина Н.В. Методика работы с детским хором. – М.: Дека-ВС, 2016.

  2. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. –2014. -No 6. –С. 39-48.

  3. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. – М.: Владос, 2017.

  4. Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. –2014. -No1.

  5. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

  6. Кирюханцев К. А., Гизатова И. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 80-82. 

  7. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М.:ACADEMIA, 2017.

  8. Роганова И. Современный хормейстер. Сборник методических статей. Выпуск 1. – СПб.: Композитор, 2018.

  9. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2018.

  10. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

  11. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание [Текст] / - А.Н.

  12. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.

  13. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 364 с.

  14. Григорович, Ю.Н. Балет. Энциклопедия [Текст] / под ред. Ю.Н. Григоровича. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.





5. Список Интернет ресурсов


1. Видергольд О. И., Патриотическое воспитание школьников на героических подвигах народа в ВОВ // Воспитание школьников-2006.-№ 3

[Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/2571246-pall.html.
2. Летучева С. К., Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [

Электронный ресурс URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3782 (дата обращения: 05.11.2014).

3.Нравственно-патриотическое воспитание школьников. Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6654-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detej.php

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»

1. Необходимо ли сейчас обращать внимание на патриотическое воспитание

поколения?

а)Да                                                      б)Нет                          в) Не знаю

2. Что значит для Вас «Родина», «Отчизна», «Отечество»?

а) Это место, где родился или вырос.

б) Это терминология, обозначающая место рождения или место жительства.

3. Когда необходимо делать основной упор на патриотическое воспитание?

а) С раннего детства.

б) В более зрелые годы.

в) В подростковом и юношеском возрасте.

4. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем городе, истории, семье?

а) Да                                                           б)Нет                        в) Иногда

5. Знакомите ли вы детей с историей нашей страны (годы войны)?

а) Да                                                      б) Обязательно                 в) Нет

6. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

а) Нет                                                          б)Не совсем                в) Да

7. Считаете ли вы себя патриотом?

а) Нет                                                          б) Да