СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание сознательной дисциплины у учащихся на уроках и во внеурочное время».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Воспитание сознательной дисциплины у учащихся на уроках и во внеурочное время».»































Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно в настоящее время, когда очень часто можно встретить жестокость, насилие, девиантное поведение несовершеннолетних, отсутствие гуманности и доброты, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В современный период социально-исторического развития нашей страны, когда общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими кризисами, разрушаются нравственные устои. Это способствует регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей. Поэтому школа, решая сегодня задачи воспитания, должна помочь каждому воспитаннику обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Сознательная дисциплина является одним из основных компонентов содержания нравственного воспитания учащихся, важнейшим условием работы школы как государственного учреждения и успешного осуществления задач среднего образования. Каковы же пути воспитания сознательной дисциплины? Дисциплина и высокая ответственность являются результатом всей системы воспитания. Они формируются и укрепляются постепенно, в процессе воспитательной работы и осуществления единых требований всех учителей и органов детского коллектива. Вполне понятна большая роль в этом классного руководителя. На своих уроках и во внеурочное время он использует различные формы и методы воспитания дисциплины. С первых дней учебных занятий он стремится установить твердый режим и четкий внутренний распорядок, разъясняет правила для учащихся и приучает к их выполнению, заботится о внешнем оформлении класса, о чистоте и порядке. Эту работу надо проводить в тесном содружестве с учителями, с ученическим коллективом и с родителями. Без создания необходимых внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя нельзя строить процесс обучения. Рассматривая проблему сознательной дисциплины в воспитательном плане, можно утверждать, что она является как результатом, так и предпосылкой воспитания отдельных черт личности. Без сознательной дисциплины нельзя воспитать в детях трудолюбия, организованности, умения планировать. Она способствует формированию у школьников культуры поведения, адекватному включению в учебно-воспитательный процесс, создает условия для преодоления недостатков. Важнейшее условие и средство воспитания сознательной дисциплины – установление правильных взаимоотношений педагога (классного руководителя) и воспитанников. Тон в деле воспитания классного коллектива задает классный руководитель. Это и понятно, поскольку классный руководитель ближе других педагогов стоит к вверенному ему классу и является главным организатором воспитательного воздействия педагогического коллектива на учащихся. В воспитании сознательной дисциплины учащихся роль классного руководителя особенно ответственна и сложна. Классный руководитель доводит до сознания учащихся мысль о том, что главное в дисциплине не принуждения и запреты, а глубокое понимание каждым своего общественного долга, искреннее стремление принести пользу ученическому коллективу и обществу в целом. Чтобы успешно воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, классный руководитель должен заботиться о повышении своего идейного уровня, овладевать педагогическим мастерством, знать психологию детей, быть требовательным, но в то же время душевным человеком и умелым организатором.

Серьезное влияние на повышение дисциплины оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке, познавательный интерес, увлеченность учебной работой. С укреплением коллектива, когда уже закладываются навыки и привычки дисциплинированного поведения, возникают традиции и сложились правильные отношения, требования педагога меняют свою форму, уходит как бы на второй план. К этому времени уже сформировывается и приобретает определенный авторитет в коллективе ученическое самоуправление. Перед классным руководителем встает задача мобилизовать общественное мнение класса, способствующее развитию и поддержке всего лучшего, здорового и передового в коллективе, и организовать борьбу с тем, что мешает его активной учебной и общественной деятельности.

Соблюдение преемственности – один из принципов воспитания. Опытный педагог не один раз поговорит с учителем начальной школы, работавшим до него с коллективом, внимательно выслушает характеристики школьников. В результате наблюдений и бесед с педагогами новый классный руководитель определит актив учащихся. Все это помогает классному руководителю правильно спланировать работу, составить примерную тематику бесед, общественно полезных дел, направленных на воспитание дисциплинированности у школьников. В этой работе должны быть четко обозначены два направления: идейно-нравственное просвещение школьников, и организация их практической деятельности.

Цель разъяснительной работы состоит в том, чтобы из года в год накапливать у учащихся знания о нормах и правилах поведения, раскрывать нравственный смысл сознательной дисциплины и на этой основе формировать ответственность за свое поведение, нетерпимость к нарушениям общественного порядка. Классными руководителями должно уделяться большое внимание работе среди родителей, проводить с ними коллективные и индивидуальные беседы, организовывать лекции о воспитании дисциплинированности и культуры поведения детей в семье, школе, общественных местах. Воспитание сознательной дисциплины не ограничивается идейно-нравственным просвещением. Задача состоит в том, чтобы научить детей необходимым навыкам и привычкам культурного поведения. Они формируются в процессе всей деятельности учащихся.

Большое значение в формировании навыков и привычек дисциплинированного поведения имеет также разнообразная, четко и целенаправленно организуемая педагогом общественно полезная деятельность.

Вступая в процессе выполнения различных видов деятельности во взаимозависимости отношения с учителями и своими одноклассниками, школьники учатся быть не только исполнителями, но и организаторами. Самоуправление – важнейшее средство воспитания общественной активности и сознательной дисциплины школьников.

Одним из направлений воспитания сознательной дисциплины школьников является кропотливая индивидуальная работа с учащимися, систематически нарушающими правила поведения в школе и вне ее. Успешное преодоление их недисциплинированности возможно лишь тогда, когда эти учащиеся включены в деятельность детского коллектива и раскрывают свои лучшие качества.

Воспитание дисциплины в классном коллективе не может рассматриваться изолированно от организации и воспитания дисциплины в школе в целом и неизбежно выходит за рамки одного класса. Деятельность классного руководителя и воспитываемого им коллектива тесно связаны с жизнью школы. Успех работы во многом зависит от сложившегося стиля жизни общешкольного коллектива, его традиций, общественной направленности и многих других факторов. Он определяется тем, насколько слаженно и четко действует педагогический коллектив, коллектив учащихся и коллектив родителей.

Одним из качеств дисциплинированного ребенка является правдивость и честность. Так почему дети лгут?

Ложь – это намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.

Хвастовство и преувеличение – вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых. Мотив этой лжи очевиден – повысить свой социальный статус, завоевать признание и вызвать интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правды приукрашенной. Дети (да и взрослые) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случаются с ними в реальной жизни.

Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. «Она же никому не приносит вреда…» Другие люди считают, что если ребенок или взрослый приучится все время сочинять, преувеличивать, то в конце концов станет врать и в серьезных делах, когда ложь не безобидна. Надеемся, что это не так. Однако исследований по данному вопросу, как и по поводу многих других распространенных убеждений, касающихся лжи, не проводилось.

Стремление оградить свою личную жизнь от контроля родителей, чужого вмешательства – еще один распространенный мотив детской лжи. Особенно это касается старших детей.

Родителям и педагогам следовало бы научиться не задавать детям-подросткам вопросов, которые вынуждают их в ответ говорить неправду.

Еще один мотив лжи, возникающий обычно в подростковом возрасте, но иногда и значительно раньше – стремление бросить вызов власти родителей или педагога, доказать свое превосходство над ними. Удачная ложь, когда родители или педагог подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы. У маленьких детей это иногда принимает форму поддразнивания и розыгрыша.

Иногда солгать не означает поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести вред. Не все с этим согласятся, но мы считаем, что хотя в большинстве случаев ложь наносит ущерб, бывают и исключения. Иной раз, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь порой способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством преданности людям, и в таком случае групповая солидарность явно побеждает моральное требование «быть честным». Подчас ложь произносится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Впрочем, бывают ситуации, когда так думает только сам лжец.

Иногда сказать правду – невежливо или жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение».

Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания, добиться или получить что-то, чего иначе не получишь; чтобы защитить себя или друзей от неприятностей, избежать стыда, не создавать неловкую ситуацию. Данные мотивы лжи наиболее распространены, судя по опросам родителей, учителей. Ни один из перечисленных мотивов не является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых.

Разнообразны причины, по которым у отдельных детей склонность ко лжи развивается в большей степени. Причины коренятся либо в личности ребенка, либо в его окружении.

В середине двадцатых годов ХХ столетия психологи доктор Хью Хартшорн и доктор Марк Мэй провели уникальное исследование.

Вот что показали результаты этого исследования:

• Отличаются ли чем-нибудь дети, которые лгут, от правдивых детей?

И да, и нет. Лжецы отличаются неблагополучием в семейных отношениях, во взаимоотношениях с окружающими, да и их личностные характеристики менее благоприятны. Однако встречались лжецы, у которых было не больше признаков неблагополучия, чем у правдивых детей.

• Исследования ученых обнаружили, что среди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей коэффициент интеллекта ниже среднего. Из тех детей, чей коэффициент был самым высоким, не солгал никто.

Почему способные дети меньше лгут? Может быть, им это просто не нужно? Они знают, что обладают достаточными способностями, чтобы получать хорошие отметки без всякого плутовства.

• Есть и еще одно объяснение того, что интеллект связан с честностью. Одаренные дети просто тоньше жульничают и умнее лгут. Их труднее уличить во лжи.

• Ученые пришли а выводу, что дети-лжецы в большинстве своем вырастают в семьях, где лгут родители.

• У детей-лжецов и друзья обычно лгут. Родители должны сделать все возможное, чтобы вырвать ребенка из дурной компании. Даже если это кажется невозможным, не надо отчаиваться.


Безусловно, ложь – это зло, она аморальна. Но некоторые родители полагают, что не следует придавать большое значение тому, что ребенок лжет. Ведь каждому в детстве случалось, мол, соврать, и не стоит ожидать иного от детей.

Такие родители, возможно, изменят свою точку зрения, если представят, что из их лживого ребенка вырастет преступник. Ложь может служить знаком надвигающейся беды.

Хроническая ложь требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Не следует ждать, что она пройдет как временное явление.


Мероприятия, проводимые с учащимися в рамках методической темы:

  1. Классный час «Как мы начали учебный год»

  2. Занятие – тренинг «Я и мои одноклассники»

  3. Беседа «Человек среди людей»

  4. Классный час «Качества, которые надо выработать в себе, чтобы добиться успеха»

  5. Беседа «Мой режим дня».

  6. Классный час «Чего ты достиг за год?»


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1) Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?

2) За что хвалите, за что наказываете?

3) Как поощряете? Как наказываете?

4) Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

5) Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1) Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2) За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3) Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают и за что?

4) Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

5) Что ты любишь делать, твое любимое занятие?


Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея свою характеристику каждого ребенка, можно сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.